Молокане читать ~3 мин.
Молокане (буквально «пьющие молоко») — одно из религиозных движений в русском христианстве, возникшее в XVIII веке и получившее широкое распространение в XIX веке. Название произошло от обычая употреблять молоко в дни Великого поста, что было запрещено в Русской православной церкви.
Возникновение молоканства обычно связывают с деятельностью Семёна Уклеина (рус. Семён Матвеевич Уклеин), зятя известного лидера духоборов Илариона Побирохина. Несогласный с отношением духоборов к Библии, Уклеин в 1760-х годах начал свою проповедническую деятельность в Тамбовской губернии. Он провозгласил Библию единственным авторитетом в вопросах веры, и к 1780-м годам его последователи оформились в самостоятельное движение.
Уклеин не был тринитарием. Он учил, что Бог-Отец есть единый Бог, Христос — Его Сын, облечённый в ангельскую плоть, а Святой Дух имеет ту же сущность, что и Отец, но стоит ниже Его. Он также считал, что при воскресении верующие получат новые тела, отличные от земных. Уклеин призывал христиан подчиняться светским законам, если те не противоречат божественным. Его пацифистские взгляды и советы верующим воздерживаться от военной службы привели к конфликтам с властями. Молокане отвергали таинства, ритуалы и почитание икон, заменяя водное крещение наставлением в Слове.
Обеспокоенное ростом влияния молокан и духоборов, российское правительство начало переселять их из центральных губерний на юг — в Украину, а затем на Кавказ (территории современных Грузии, Армении и Азербайджана) и в Среднюю Азию. Репрессии усилились в царствование Николая I, после 1825 года, когда молокане стали отказываться от уплаты налогов и несения воинской повинности.
Под давлением властей молокане согласились платить налоги, но в армии продолжали служить только на небоевых должностях (в госпиталях, на кухнях и т.д.). По оценкам правительства, к 1840-м годам только в Тамбовской губернии проживало около 200 000 молокан.
В 1830-х годах в молоканских общинах началось духовное пробуждение. Оно сопровождалось экстатическими практиками, такими как прыжки во время молитвенных собраний, и появлением харизматичных пророков с апокалиптическими предсказаниями. Это явление привело к расколу молокан на две основные группы: «постоянных», отвергавших новые практики, и «прыгунов».
К середине XIX века общая численность молокан, по некоторым оценкам, достигала полумиллиона человек. Отношения с властями вновь обострились после введения в 1874 году всеобщей воинской повинности. Отказ молокан брать в руки оружие, особенно во время Русско-японской войны 1904–1905 годов, спровоцировал новую волну преследований и стал одной из главных причин их эмиграции в США.
С 1904 года до начала Первой мировой войны около 2 000 «прыгунов» переселились в Южную Калифорнию. Несколько сотен «постоянных» в 1904 году переехали на Гавайи, а в следующем году — в Сан-Франциско. Сегодня около 2 000 «постоянных» проживают в Калифорнии и Орегоне, а примерно 10 000 «прыгунов» — в Южной Калифорнии, Аризоне и Нижней Калифорнии (Мексика). Семь молоканских центров существуют также в Австралии.
Молокане сохранились и в России, став со временем одной из основ для распространения других протестантских течений, таких как баптизм и евангельское христианство. При советской власти молокане подвергались не меньшим гонениям, чем в царской России. К началу XXI века в России и других странах бывшего СССР, особенно в Азербайджане, насчитывалось более 150 молоканских общин.
После распада СССР большинство молокан, проживавших на Кавказе, были вынуждены переселиться в южные регионы России. Координацию деятельности российских общин осуществляет «Союз общин духовных христиан молокан». В 1928 году молокане-«прыгуны» в Южной Калифорнии основали Объединённую молоканскую христианскую ассоциацию (United Molokan Christian Association). Общая численность молокан во всём мире оценивается примерно в 20 000 человек.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Духоборы
- Чехов и Аристофан в спектакле «Небесные странники» на сцене театра «Ленком»
- Единственный детектив А.П. Чехова представлен на выставке в Абакане
- Актёр, критик, режиссёр — новые лауреаты премии «Бродский на Искье»
- «Письма из Микскиауалы» Аны Кастильо, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?