Молоканы читать ~3 мин.
Молокане (пьющие молоко), также называемые молоканцами, – одна из наиболее известных русских христианских сектантских групп XIX века, получившая своё название за практику употребления молока во время Великого поста, запрещённую для членов Русской православной церкви (Московский патриархат).
Молокане обычно связывают своё начало с карьерой Симеона Уклеина, племянника известного лидера духоборов. Он стал недоволен отношением духоборов к Библии и в середине 18 века начал проповедовать в Тамбове, к юго-востоку от Москвы. Он провозгласил Библию своим единственным авторитетом, и примерно к 1780 году молокане возникли как независимая организация.
Уклеин не был тринитаристом. Скорее, он учил, что Бог-Отец – единый Бог, что Христос – Его Сын, облечённый в ангельскую плоть, и что Святой Дух – из той же субстанции, что и Отец, но ниже Его. Он также считал, что во время воскресения все верующие получат новое тело, отличное от их нынешнего. Уклеин считал, что христиане должны подчиняться светскому закону, если он не противоречит божественному. У него возникли проблемы с российскими властями, поскольку он выступал против войны и советовал верующим воздерживаться от военной службы. Он отрицал необходимость таинств и ритуалов. Водное крещение было заменено наставлением в Слове. Молокане выступали против почитания икон.
Обеспокоенное судьбой молокан и духоборов, российское правительство начало вытеснять их из центральной России на юг, в Украину, а затем ещё дальше на юг, на Кавказ (современные Грузия, Армения и Азербайджан) и в Среднюю Азию. Репрессии против этой группы достигли своего пика в 1826 году, когда молокане отказались от призыва в армию и уплаты налогов.
В условиях репрессий они быстро пересмотрели вопрос о налогах, но при призыве в армию выполняли только небоевые обязанности (госпитали, приготовление пищи и т.д.). К 1840-м годам, по оценкам российского правительства, только в Тамбовской области насчитывалось около 200 000 молокан.
В 1830-х годах в молоканских общинах началось духовное пробуждение. Оно характеризовалось практикой прыжков в духовном экстазе. Оно также совпало с появлением нескольких харизматических пророков, некоторые из которых несли тысячелетнее, апокалиптическое послание, что привлекало верующих. Феномен прыжков разделил молокан на две основные группы: Постоянные (стойкие), которые отвергали прыжки, и Прыгуны.
К середине 19 века в молоканстве, возможно, состояло до полумиллиона человек. Проблемы с правительством достигли нового пика в 1878 году, когда правительство попыталось ввести всеобщую военную службу, и это стало предметом наиболее сильного беспокойства, когда молокане отказались носить оружие во время русско-японской войны в 1904 и 1905 годах. В это время многие молокане начали иммигрировать в США.
Около 2 000 прыгунов переехали в Южную Калифорнию между 1904 годом и началом Первой мировой войны. Несколько сотен постоянцев переехали на Гавайи в 1904 году, а на следующий год перебрались в Сан-Франциско, Калифорния. Сегодня около 2 000 постоянцев проживают в Калифорнии и Орегоне, а около 10 000 прыгунов – в Южной Калифорнии, Аризоне и Баха Калифорнии, Мексика. В Австралии также существует семь молоканских центров.
Молокане выжили в России, с годами став основой, на которой ряд других групп построили своё служение в России. Многие молокане присоединились к меннонитам, баптистам и евангельским христианам. Советское правительство относилось к молоканам ничуть не добрее, чем русские цари. Однако с началом XXI века в России и странах бывшего Советского Союза, особенно в Азербайджане, существует более 150 молоканских общин.
Большинство молокан, проживавших на Кавказе, были изгнаны и переселились в южные районы России. В России некоторую координацию деятельности молоканских общин осуществляет Община духовных христиан-молокан. В 1926 году молокане Прыгуны в южной Калифорнии организовались в Объединённую молоканскую христианскую ассоциацию. По оценкам, во всем мире насчитывается около 20 000 молокан.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?