Москва, главный религиозный центр России читать ~12 мин.
В первой половине второго тысячелетия нашей эры Москва вышла из безвестности и стала центром России и Русской православной церкви (Московского патриархата). Церковная власть в городе стала настолько важной, что вскоре после падения Константинополя под ударами турок-османов в 1453 году возникла идея, что Москва стала Третьим Римом, то есть наследницей Византийской (Римской) империи. В настоящее время Москва является столицей Российской Федерации и, насчитывая 14 миллионов жителей (по данным на 2022 год), одним из крупнейших городов мира.
Первое упоминание о Москве относится к 1147 году, когда она была всего лишь небольшим поселением на реке Москве в Ростовском княжестве, на северо-западе того, что впоследствии стало Россией. К 12-му веку христианство уже два столетия как стало доминирующим религиозным влиянием. Христианство, изначально сосредоточенное в Киеве, в 988 году стало официальной религией раннего восточнославянского государства при великом князе Владимире I. В церковном отношении он связал свой режим с Византией, и во главе церкви встал архиепископ-митрополит с полномочиями из Константинополя, проживавший в Киеве.
В последней половине XII века Москва сделала первые шаги на пути к своему будущему величию. В 1156 году князь Юрий Долгорукий построил укрепления для защиты города. Они оказались неэффективными против вторжений в 1177 году и особенно в 1237 и 1238 годах, когда через регион проходили монгольские воины. В результате каждого вторжения Москва разрушалась и сжигалась, теряла жителей, но затем город воскрешал, отстраивался и заселялся заново. К концу XIII века, при князе Даниле Александровиче, Москва стала процветающим центром небольшого независимого княжества, хотя все ещё находилась под властью монгольского режима.
Относительно стабильное положение Москвы после ухода монгольской армии привлекло большое количество беженцев из других частей нынешней России. При Иване I, сыне Данилы, Московское княжество вырвалось вперёд по сравнению с соперничающими княжествами региона. При Иване I (которого на древнерусском языке называли «Калита», или «денежный мешок») Москва получила исключительное право собирать налоги с других русских земель для Золотой Орды, монгольского государства. Выступая в качестве силовой руки монголов в регионе и выплачивая дополнительную дань, Иван добился согласия хана на то, что Московское княжество не будет разделено между его сыновьями, а полностью перейдёт в руки его старшего сына Симеона. На протяжении XIV века Великое княжество Московское стало самым выдающимся русским княжеством, а в 1380 году его князь Дмитрий Иванович сформировал объединённое русское войско и одержал важную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве. Однако борьба за освобождение от монголов заняла ещё 100 лет. В 1382 году хан Тохтамыш захватил и разграбил город, но не смог прорвать новые укрепления Кремля. Только в 1480 году Иван III окончательно разбил монгольскую армию, освободил страну от их контроля и сделал Москву центром власти в России.
Новое могущество и стабильность города не означали конца его травм. В 1571 году хан Крыма, один из преемников Золотой Орды, напал на город, разграбил и сжёг его, пощадив только Кремль. В 1610 году польско-литовское войско начало двухлетнюю оккупацию города. В 1812 году город был сожжён при приближении армии Наполеона, скорее всего, в результате попытки отказать захватчику, усугублённой хаосом эвакуации жителей. В 1941 году Адольф Гитлер попытался взять город, но потерпел неудачу.
Восхождение Москвы к политической власти сопровождалось её превращением в церковный центр Руси вместо Киева. В 1299 году киевский митрополит перенёс свою резиденцию во Владимир, соперник Москвы, а вскоре после этого – в Москву. С 1325 года, когда Пётр, все ещё официально митрополит Киевский, установил свою резиденцию в Москве, город стал центром Русской православной церкви. В 1448 году, за пять лет до падения Константинополя, Иона (Московский) был объявлен митрополитом Москвы. В 1589 году Иов был хиротонисан в патриарха Московского и всея Руси, и русская церковь в юрисдикционном отношении стала равной своему константинопольскому предшественнику.
С ростом известности Москвы в ней появились монастыри, выдающиеся церкви и соборы. Самая древняя монашеская община находится в Новоспасском монастыре, основанном в XII веке во времена правления князя Юрия Долгорукого, который считается основателем Москвы. На звание старейшего монастыря города также претендует Свято-Данилов (Даниловский) монастырь, основанный в 1282 году князем Данилом. Впоследствии монастырской деятельностью стали пренебрегать и здания пришли в упадок. Поэтому в 1330 году монахи были переселены, и прошло два столетия, прежде чем монастырь возродился как монашеский центр. Самый трагический эпизод в истории монастыря произошёл в 1930 году, когда советское правительство превратило его в детскую тюрьму. В 1983 году монастырь был возвращён Русской православной церкви и стал резиденцией Московского патриархата, руководящего органа церкви.
Передача церковной власти привела к строительству церквей и монастырей внутри Кремля, который является укреплённым центром Москвы. Среди них Успенский собор в 1327 году, монастырская церковь Спаса Преображения в 1330 году и Архангельский собор в 1333 году. Второе строительство в конце века, при Иване III, было призвано символизировать и отметить возвышение Москвы как центра нового мощного государства (слово «Россия» вошло в употребление во время правления Ивана III). Кроме новых кремлёвских стен и башен (сохранившихся до сих пор), здесь появились новые церковные здания, такие как Благовещенский собор, Чудов монастырь и Вознесенский монастырь.
Ранее митрополит Пётр позаботился об открытии Высокопетровского монастыря на участке за пределами кремлёвских стен. Митрополит Алексей построил два монастыря во время своего долгого пребывания на посту главы русской церкви с 1354 по 1378 год. Каждый новый монастырь с высокими крепостными стенами дополнял кольцо, постепенно возводимое вокруг Кремля. Наряду с религиозной функцией, монастыри теперь выполняли и чисто светскую функцию, являясь первой линией обороны от будущих захватчиков. Андроников монастырь, расположенный на небольшом расстоянии от Новоспасского монастыря, был построен в 1360 году, после возвращения Алексея из Константинополя. Говорят, что, попав в сильную бурю на Чёрном море во время своего обратного путешествия, Алексей дал обет построить церковь, если останется в живых. Через некоторое время он покинул Москву, чтобы лечить больную жену монгольского хана, и хан наградил его пожалованием земли в Москве, на которой он возвёл Чудов монастырь. Этот монастырь приобрёл религиозную славу как дом иконописца XIV века Андрея Рублёва и был спасён от разрушения в коммунистическую эпоху, превратившись на некоторое время в Музей раннего русского искусства имени Андрея Рублёва.
К началу XVI века, когда концепция Третьего Рима была впервые разработана Филофеем, монахом из города Псков на северо-западе России, Москва уже была городом многочисленных православных церквей и монастырей. Однако самое известное церковное здание было построено лишь во времена правления Ивана IV («Грозного»), который в 1550-х годах заказал новый собор вместо Троицкого, расположенного рядом со рвом, который проходил рядом с Кремлём. Церковь была построена в честь завоевания Иваном Казанского ханства, решающая победа которого пришлась на праздник Покрова Богородицы, и поэтому он назвал свой новый храм собором Покрова Богородицы на Рву. Однако в то время недавно умерший святой Василий Блаженный пользовался большой популярностью у жителей города (включая самого Ивана), и храм стал называться собором Василия Блаженного, под которым он известен и сегодня. Храм Василия Блаженного – одна из главных архитектурных достопримечательностей Москвы, известная своими девятью разноцветными башнями, каждая из которых имеет свой рисунок, и замысловатой сложной конструкцией.
Возведение храма Василия Блаженного началось после строительства в 1534 году Новодевичьего монастыря, который ознаменовал ещё одну военную победу России – отвоевание Смоленска у литовцев в 1524 году. В конце века Борис Годунов, который в течение нескольких лет был регентом России, а в 1598 году стал царём, заказал строительство Донского монастыря в честь иконы Божией Матери, которая, по мнению многих, была ответственна за избавление Москвы от ряда нападений монголов в течение века. Продолжением строительства памятных церковных зданий по случаю военных побед стал Казанский собор (Храм Казанской иконы Божией Матери), построенный в честь победы русских над поляками и литовцами в 1612 году. Храм был разрушен советским правительством, но в начале 90-х годов XX века восстановлен (заново возведён) на прежнем месте, перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы.
Возведение новых монументальных религиозных сооружений было прекращено с переносом Петром I столицы России в Санкт-Петербург в 1712 году, который останется столицей до 1918 года. В этот период в Москве был реализован только один новый монументальный проект – Храм Христа Спасителя, новый кафедральный храм патриарха России, первоначально открытый в 1883 году в честь победы России над Наполеоном. Иосиф Сталин приказал снести этот символ русского православия и народного патриотизма в 1930-х годах, и его восстановление стало одним из первых проектов Русской православной церкви и московских властей в 1990-х годах, после распада Советского Союза.
Однако до 1917 года строительство церковных зданий продолжалось в постоянно расширяющемся городе, отражая изменения в архитектурных вкусах, социальной структуре и экономическом процветании. В конце XIX века город принято было называть местом «сорока сороков» (40×40), поскольку считалось, что в нём было не менее 1600 золотых куполов, обилие которых отражено во многих произведениях русского искусства и литературы. Согласно имеющимся статистическим данным, в начале XX века в Москве насчитывалось около 450 церквей. В то же время, оставаясь узнаваемым русским православным городом, Москва становилась все более многоконфессиональной.
С середины XVI века протестанты (лютеране, кальвинисты и англикане) были приглашены царями как востребованные специалисты и поселились в Москве, первоначально выделившись в особый район под названием Немецкий квартал (Немецкая слобода). В начале 20-го века в Москве насчитывалось около 25 000 католиков и примерно столько же протестантов (из примерно 1,3 миллиона жителей). На протяжении веков здесь также возникали мусульманские, еврейские, армянские и другие общины. Первые две протестантские церкви (лютеранская и кальвинистская) были построены недалеко от Кремля в середине XVI века при Иване IV, но их снесли вскоре после того, как царь стал опасаться их «еретического влияния».
Несмотря на многочисленные ограничения и препятствия, с конца 18 века в Москве начали появляться архитектурные памятники неправославных конфессий. В 1791 году в Москве была возведена первая католическая церковь Святого Людвига (для удовлетворения религиозных потребностей беженцев из Франции после 1789 года), а в 1884 году – англиканская церковь Святого Андрея. Есть достоверные свидетельства того, что в 1823 году была открыта мечеть, но, возможно, в городе существовала и ещё более ранняя мечеть. После многих задержек и сопротивления, первая синагога была открыта в Москве в 1906 году.
Большевистское наступление на религию привело к закрытию религиозных общин, сносу церквей и осквернению церковных зданий путём превращения их в светские офисы, склады и даже тюрьмы. К середине 1980-х годов в Москве осталось не более 20 действующих церквей. Андреевская церковь была конфискована большевиками в 1920 году, мечеть была закрыта в 1939-м; синагога и церковь Святого Людвига функционировали на протяжении всего советского периода, хотя и в условиях жёстких ограничений и с гораздо меньшей площадью.
В то же время, начиная с 1930 года, советское правительство осуществляло широкомасштабную программу коммунистической «визуальной пропаганды», которая, помимо прочего, была призвана заменить православный образ города коммунистической символикой. Самый амбициозный проект в рамках этой программы предусматривал строительство Дворца Советов на месте снесённого Храма Христа Спасителя. Дворец должен был быть высотой 315 метров и увенчан 100-метровой статуей Ленина, основателя советского государства. Однако по техническим причинам проект так и не вышел за рамки земляных работ по созданию фундамента; в конце 1950-х годов вместо него был построен крупнейший в мире открытый круглогодичный бассейн «Москва».
После распада Советского Союза в 1991 году Москва стала центром постсоветского религиозного возрождения. В городе насчитывается около 900 зарегистрированных религиозных организаций, ещё сотни групп действуют без регистрации. В городе представлено около 50 различных религий.
Русская православная церковь доминирует в городе как по количеству прихожан (320, или 30%), так и, в частности, в архитектурном плане. Многие церкви и монастыри были восстановлены и построены новые церкви, в том числе в жилых районах, построенных в советский период. Однако религиозный профиль города значительно изменился в сторону большего разнообразия: в настоящее время в городе насчитывается около 250 протестантских общин (более 30 молитвенных домов), 25 мусульманских (6 мечетей), 15 еврейских (5 синагог), 16 буддийских (3 храма), 12 католических (3 костёла), а также десятки новых религиозных движений и групп нью-эйдж. Однако это новое разнообразие также вызвало озабоченность и споры по поводу православного профиля российской столицы. Этим отчасти объясняются споры по поводу строительства некоторых неправославных зданий, таких как мечети и храм Кришны.
Некоторые конгрегации были юридически оспорены московскими городскими властями, что привело к запрету, а затем и отказу в регистрации Армии спасения (запрет впоследствии был признан незаконным Европейским судом по правам человека). В настоящее время московское отделение Армии Спасения перерегистрировано. В 2004 году московская община Свидетелей Иеговы была юридически «ликвидирована» как религиозная организация.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Дом листьев» Марка Данилевского, краткое содержание
- В Великом Новгороде на выставке «Частная территория» знакомятся с наследием художника Виктора Данилова
- До оглашения длинных списков известных литературных премий осталось совсем немного
- В северной столице России прошла выставка-ярмарка исторической литературы
- «Метаморфозы» художника Александра Данилова в Нижнем Новгороде
- «АФОН»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?