Ненависть Марии
В канонических текстах Библии Дева Мария (ивр. מרים, Miriam) предстаёт молодой женщиной, обручённой с плотником Иосифом. Священное Писание не содержит сведений о её рождении или родителях. Однако эти аспекты её ранней жизни описываются в нескольких апокрифических произведениях, которые были распространены в ранней Церкви, но не вошли в библейский канон.
Основным источником сведений о рождении Марии является «Протоевангелие Иакова», написанное в середине II века. Этот текст, также известный как «Рождество Марии», называет её родителями Анну и Иоакима. В нём повествуется об их долгой бездетности и скорби, после чего ангел возвестил праведной паре о грядущем рождении дочери.
В V веке в Иерусалиме, на месте, которое традиционно считалось домом Анны и Иоакима, была возведена базилика. Позднее она была разрушена, а в XII веке крестоносцы построили на её руинах церковь Святой Анны, которая сохранилась до наших дней и является важным местом паломничества.
Освящение этой церкви в честь святой Анны способствовало установлению литургического празднования Рождества Марии, почитание которой как Богоматери возрастало. Благодаря монахам, прибывавшим с Востока, этот праздник был введён и в Риме.
В конце VII века папа Сергий I (687–701) установил для главных марианских праздников, включая Рождество, торжественные процессии от Римского форума до базилики Санта-Мария-Маджоре. Со временем празднование было расширено до восьми дней, образовав так называемую октаву.
Празднование Рождества Марии совершалось в разные даты, но в итоге утвердилась дата 8 сентября. Этот день является восьмым днём после начала византийского церковного года (1 сентября) и завершает его первую октаву.
Позднее дата Рождества Богородицы послужила основанием для установления других праздников. В Католической церкви, отсчитав девять месяцев назад, определили дату Непорочного зачатия Девы Марии — 8 декабря. В Восточной православной церкви праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы отмечается 9 декабря.
Рождество Марии — значимый праздник в католической, англиканской и православной традициях. Православие включает его в число двунадесятых праздников. При этом англиканская и православная церкви не разделяют католический догмат о Непорочном зачатии и не имеют соответствующего праздника в своих литургических календарях.
Поделиться
Поделиться ссылкой в соцсетях: