Николай Протасов читать ~6 мин.
После завершения военной карьеры Николай Александрович Протасов в 1836 году был назначен императором Николаем I на должность обер-прокурора Святейшего Синода. Эту должность Протасов занимал до конца своей жизни. Он стал ключевой фигурой в церковных делах России и провёл реформу духовных учебных заведений, введя в них такие практические предметы, как сельское хозяйство и медицина.
Протасов был противоречивой фигурой. Подчинённые ему священнослужители относились к нему с неприязнью за его властность и злоупотребление доверием императора. Это привело к масштабным, но в долгосрочной перспективе не слишком успешным реформам в церковных делах.
Протасов родился 27 декабря 1798 года в дворянской семье. В 15 лет он поступил корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и оставался на военной службе до 1834 года, дослужившись до звания генерал-адъютанта. После ухода из армии он посвятил себя вопросам образования, работая в Главном управлении училищ, Главном цензурном комитете и Комитете по устройству учебных заведений.
В 1835 году император Николай I назначил его товарищем (заместителем) министра народного просвещения. На этой должности Протасов курировал Главный педагогический институт и Румянцевский музей. Поскольку Протасов пользовался симпатией Николая I и разделял его административные взгляды, он стал очевидной кандидатурой на пост обер-прокурора, когда в 1836 году российские иерархи запросили его смену. Назначая Протасова, император рассчитывал усилить собственное влияние на Святейший Синод.
Святейший Правительствующий Синод был учреждён императором Петром I в 1721 году как высший орган управления Русской православной церковью. В XVIII веке Синод обладал относительной независимостью и эффективно управлял подчинёнными епархиями, а также контролировал такие сферы, как церковное правосудие, цензура, образование и финансы.
Должность обер-прокурора была введена для светского надзора за законностью и порядком в церковном управлении. Однако к XIX веку власть обер-прокуроров настолько возросла, что Синод фактически уступил им повседневный контроль над делами Церкви. Когда Николай I взошёл на престол в 1825 году, авторитет Синода находился в упадке, в том числе из-за коррупции среди епископата. Николай I изменил ситуацию, назначив обер-прокурором Протасова — человека, который обещал уважать Церковь и поначалу внушал иерархам доверие.
Однако Протасов проявил себя как более властный руководитель, чем кто-либо ожидал. Пользуясь полным доверием императора, он получил свободу действий для проведения масштабных реформ. Первым делом он подчинил себе синодальную канцелярию, получив контроль над документооборотом, повесткой заседаний и возможностью формулировать итоговые решения Синода. Затем он добился от Николая I разрешения на создание особого финансового комитета, что дало ему контроль над церковными финансами.
Изменение состава Синода в первый год работы Протасова завершило процесс концентрации власти в его руках. Эти преобразования вызвали потрясения на всех уровнях церковной иерархии, а неприязнь к Протасову росла соразмерно его влиянию. Тем не менее из-за его близких отношений с императором никто не осмеливался открыто выражать недовольство. Один из епископов жаловался: “Из Петербурга доносится только звон шпаги обер-прокурора — церковные мужи замолчали”.
В период своего руководства Протасов сосредоточился на двух ключевых задачах: реформе духовенства и реформе духовного образования. Вопрос о преобразованиях в среде духовенства обсуждался в России с начала 1830-х годов и вновь приобрёл актуальность с приходом Протасова. Он стремился сделать священнослужителей не столько политически лояльными, сколько более полезными для их крестьянских приходов.
Протасов надеялся, что священник станет для прихожан не только духовным наставником, но и учителем, агрономом и лекарем. Первый шаг к реформе сделал министр государственных имуществ П. Д. Киселёв. В ноябре 1838 года он представил записку, в которой критиковал систему вознаграждения священников прихожанами и предлагал ввести для них регулярное государственное жалованье. Протасов поддержал эту идею и получил разрешение императора на создание специальной комиссии для проработки деталей.
Комиссия приступила к работе в январе 1839 года, получив от Николая I указание уделить особое внимание западным губерниям. В апреле того же года комиссия пришла к выводу о необходимости радикальных изменений в церковном устройстве этих регионов. Протасов, проконсультировавшись с местным духовенством, убедился в его поддержке реформы.
В начале 1840 года комиссия подготовила проект, который предусматривал реорганизацию приходов (укрупнение мелких за счёт объединения) и введение штатных окладов для священников и причетников. Однако из-за неурожая и голода 1840 года реализацию плана пришлось отложить. В конце 1841 года Протасов вновь представил его императору, настояв на немедленном внедрении в западных губерниях. В итоге сокращённый вариант реформы был осуществлён в пяти из семи епархий западного края. Приходская реформа 1842 года, хоть и оказалась менее масштабной, чем планировалось, принесла духовенству ощутимую пользу.
Вопросами духовного образования Протасов занимался почти с самого начала своего пребывания в должности. Его главная цель состояла в том, чтобы переориентировать семинарии на подготовку сельских священников, способных эффективно общаться с прихожанами. Он также хотел, чтобы семинаристы осваивали практические навыки — агрономию и медицину — для служения своим общинам. “Семинария должна быть приспособлена к сельским нуждам, чтобы ученики, изучая фундаментальное богословие, знали, как достучаться до умов простого народа и на простом, понятном языке обсудить спасительные истины веры и христианские обязанности”, — писал он.
Первые попытки Протасова провести эти изменения через Синод не увенчались успехом. Однако в июне 1838 года Синод согласился придать обучению более практическую направленность, усилить литургическую подготовку, утвердил новый катехизис и ввёл дополнительные курсы, расширившие учебную программу.
Этого Протасову показалось недостаточно. После того как Комиссия духовных училищ отказалась включать в программу медицину и агрономию, он обратился к Николаю I с просьбой заменить её новым Учебным управлением под своим прямым контролем. В результате в 1840 году был принят новый устав, кардинально изменивший учебные планы. Семинаристы теперь должны были изучать агрономию, медицину и основы естественных наук. Философию как предмет исключили. Число дисциплин выросло с 17 до 26. Преподавание перевели с латыни на русский язык, а изучение иностранных языков стало факультативным. Позднее, в 1843 и 1849 годах, были добавлены курсы иконописи и геодезии, а в 1853 году в отдельных семинариях открылись миссионерские классы. Последней образовательной реформой Протасова стало создание в 1851 году особых школ для малообразованных священнослужителей.
Хотя реформы Протасова часто подвергались критике, они значительно улучшили систему семинарского образования в России. Новые учебники способствовали распространению современных знаний, отказ от латыни развивал навыки общения на русском языке, а священники становились более подготовленными к работе с сельскими прихожанами. В 1853 году Николай I в награду за службу назначил Протасова членом Государственного совета, но основной его деятельностью оставалось управление Русской православной церковью.
Протасов занимал пост обер-прокурора до своей смерти в 1855 году. К тому моменту многие из его реформ оказались нежизнеспособными, а после его кончины недовольные архиереи поспешили их отменить.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?