Никон читать ~6 мин.
Никита Минов, Никон, был патриархом Русской православной церкви с 1652 по 1681 год. Решив укрепить Церковь и помочь русскому народу, он провёл реформы, направленные на искоренение злоупотреблений среди духовенства и того, что он считал коррупцией в церковных ритуалах. Несмотря на благие намерения, эти церковные реформы не были хорошо приняты многими русскими. Они вызвали раскол в православной церкви и подняли вопросы о государственном контроле, что в конечном итоге привело Никона в немилость к царю Алексею I.
Никон родился в 1605 году в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. Его родители были бедными крестьянами, и у мальчика было несчастливое детство. Когда ему было 12 лет, он сбежал, чтобы избежать жестокого обращения со стороны мачехи. Он поступил в монастырь, где монахи вскоре заметили его многочисленные дарования. Хотя родители убедили его покинуть монастырь, Никон никогда не терял своей преданности Церкви и связи с монахами, которые научили его читать и писать. К 20 годам Никон был рукоположён в священники.
Никон был очень привлекательным. Он был высоким и смуглым красавцем, с сильным, великолепным голосом. Он был глубоко набожен и обладал неиссякаемым запасом энергии. В 1624 году он стал приходским священником в селе Колычево. Через два года его перевели в московский приход. Хотя Никон был счастлив в браке, когда умерли все трое его детей, он искал покаяния и уединения. И он, и его жена отреклись от брака и присоединились к религиозным общинам. С 1634 по 1646 год он жил отшельником и монахом в разных местах.
В 1646 году царь Алексей познакомился с Никоном, когда тот служил настоятелем небольшой, борющейся религиозной общины на севере России. Алексий, отличавшийся набожностью, был сильно впечатлён и быстро назначил Никона настоятелем Новоспасского монастыря в Москве. Этот монастырь был традиционным местом захоронения семьи Романовых, и Алексий часто ездил туда, чтобы посетить могилы своих родителей. Его восхищение Никоном продолжало расти, когда он наблюдал за его деятельностью в защиту бедных и несправедливо обойдённых людей. Никон доводил особые случаи до сведения царя и просил его о помощи. Алексий убедился, что его друг – святой человек, которому суждено возглавить Русскую православную церковь.
В 1648 году Никон был избран на митрополичий престол в Новгороде, где он уладил местное восстание. В апреле 1652 года умер патриарх Иосиф, в результате чего Русская православная церковь осталась без высшего должностного лица. Реформаторы в церкви надеялись, что на место Иосифа будет избран кто-то из своих, но Алексий поддержал Никона. Никон симпатизировал реформаторам, известным как ревнители благочестия, и также надеялся реформировать Церковь. Когда в 1652 году ему предложили престол, Никон сначала отказался. Однако после уговоров царя и представителей духовенства он неохотно согласился. В качестве условия своего согласия Никон взял с них обещание повиноваться патриарху как своему главному пастырю и верховному отцу.
Никон быстро начал проводить реформы в Церкви. Во время Великого поста (40-дневного периода, предшествующего Пасхе) в 1653 году он приказал изменить ритуал богослужений, включая способ совершения крестного знамения, в соответствии с ритуалом греческой православной церкви. Духовенство и народ были поражены тем, что он изменил столь важную часть их личного богослужения, особенно потому, что он ввёл изменения в важные ритуалы без консультаций и одобрения церковных соборов.
Никон был вдохновлён на создание новой роли для Русской церкви. Другие ветви православной церкви в XVII веке были в основном лишены политической власти. В Османской империи, куда входила Греция, Константинопольский патриарх был стеснён мусульманскими турецкими правителями. В других частях Восточной Европы православные верующие находились под контролем католических правительств. Никону было ясно, что только Русская церковь может оказывать сильное влияние, и единственный вопрос для верующих заключался в том, должна ли Русская церковь быть лидером или только партнёром.
Российское правительство традиционно поддерживало идею о том, что Русская православная церковь в своих ритуалах и молитвах следует истинному пути веры. Они утверждали, что Москва – это Третий Рим, преемник Византийской империи, пришедшей на смену Римской империи, в которой христианство впервые стало государственной религией. Согласно этим рассуждениям, русские были обязаны освободить своих единоверцев от иностранного господства и объединить их под властью одной церкви и одного правительства. Проблема с этой теорией возникла, когда ритуалы и учения Русской православной церкви отличались от ритуалов и учений других православных церквей. По мере того как все больше и больше россиян знакомились с христианами из разных стран, они отмечали эти различия.
Никон был полон решимости объединить церковь, желательно под своим руководством. Однако его власть над ритуалами иностранных церквей была ограничена, поэтому он попытался привести русские обряды в соответствие с обрядами греческой православной церкви. Крестное знамение было идеальным примером; он не мог просить греков изменить своё богослужение, но мог настаивать на том, чтобы русские следовали греческому стилю. Никон верил, что он делает более возможным религиозное и политическое единство среди христиан. Однако его критики в русской церкви были арестованы, лишены сана и сосланы. Церковный собор 1654 года одобрил дополнительные реформы в религиозных текстах. Сам Алексий одобрил эти изменения, оставаясь уверенным в правоте Никона.
Никон продолжал пользоваться огромной властью. Алексий, не самый сильный из царей, позволил ему использовать титул великого государя, обычно присущий только царю. Пока Алексей находился вдали от Москвы, ведя войны с Польшей или Швецией, Никон также исполнял обязанности регента. С этого поста он начал считать, что церковь должна осуществлять временную власть выше власти царя. Его манера поведения стала более высокомерной и властной.
Противники реформ Никона были сосредоточены вокруг протоиерея Аввакума. Эти противники, известные как «рскольники», заявляли, что реформы Никона – это извращение веры, а исправленные религиозные книги, изданные Никоном, – дело рук антихриста. Аввакум и его последователи были отлучены от церкви, что вызвало раскол в Русской православной церкви. Изгнанные христиане стали известны как старообрядцы. Старообрядцы подвергались гонениям со стороны как церковных, так и государственных властей, но оставались тверды в своей вере. По мере углубления раскола и роста ожесточения с обеих сторон Алексий потерял веру в своего старого друга и отдалился от патриарха.
Никон был заметно раздосадован. В конце службы 10 июля 1658 года он публично выступил против царя и пригрозил уйти в отставку. Алексий отказался говорить с патриархом сам и послал двух вельмож успокоить его. Никон, всегда готовый действовать импульсивно, отказался изменить своё решение и ушёл из Москвы в монастырь. В течение восьми лет Русская православная церковь оставалась без патриарха. Наконец, в 1666 году был собран собор, чтобы решить этот вопрос. На нём председательствовали два восточных патриарха – из Александрии и Антиохии, важных центров христианства в Османской империи.
Собор осудил Аввакума и его последователей, тем самым увековечив раскол. Он также сместил Никона с поста патриарха за дезертирство и заключил его в тюрьму. Наконец, он подтвердил реформы, которые проводил Никон. Никон протестовал против такого обращения, но оставался в ссылке в течение 15 лет. В 1681 году царь Феодор III вызвал Никона обратно в Москву, но он умер по дороге 27 августа 1681 года. Он был похоронен с почестями патриарха в Москве.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Выставка живописи легенды шестидесятых Павла Никонова в галерее «Ковчег»
- Новеллы Гарсиа Маркеса поставлены в театре, где куклы так похожи на людей
- Экспертный совет СТД определил лауреатов премии «Гвоздь сезона»
- «Новый Никонов»
- «Архетипы». Выставочный проект Вадима Кириллова и Эдуарда Аниконова
- Александр Невский
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?