Никон читать ~4 мин.
Патриарх Никон (в миру Никита Минин) возглавлял Русскую православную церковь с 1652 по 1666 год. Стремясь укрепить церковь, он провёл ряд реформ, целью которых было приведение русских богослужебных практик в соответствие с греческими образцами и устранение расхождений в обрядах. Эти нововведения, несмотря на благие намерения, не были приняты значительной частью духовенства и мирян. Они вызвали раскол в Русской православной церкви и привели к конфликту патриарха с царём Алексеем Михайловичем, закончившимся низложением Никона.
Никон родился в 1605 году в селе Вельдеманово Нижегородской губернии в семье крестьянина. В 12 лет, спасаясь от жестокого обращения мачехи, он ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, где обучился грамоте. Монахи быстро заметили его способности. По настоянию родителей он вернулся домой, но не утратил преданности церкви. В возрасте около 20 лет Никон был рукоположён в священники.
Современники отмечали его внешность: высокий рост и звучный голос. Он был глубоко набожен и обладал огромной энергией. С 1626 года он служил священником в Москве. После смерти троих детей он убедил жену принять постриг, а сам удалился в Анзерский скит Соловецкого монастыря, где в 1636 году принял монашество с именем Никон.
В 1646 году, во время поездки в Москву, игумен Кожеозерского монастыря Никон был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Набожный царь был покорён умом и духовной силой игумена и вскоре назначил его архимандритом московского Новоспасского монастыря. Эта обитель была усыпальницей рода Романовых, и Алексей Михайлович часто посещал её. Восхищение царём росло, когда он видел, как архимандрит заступается за бедных и обиженных. Алексей Михайлович поверил, что нашёл человека, способного возглавить и укрепить Русскую церковь.
В 1649 году Никон был возведён в сан митрополита Новгородского, где ему удалось уладить местное восстание. В апреле 1652 года скончался патриарх Иосиф. Участники «Кружка ревнителей благочестия» надеялись на избрание своего соратника, однако царь настоял на кандидатуре Никона, который и сам разделял их стремление к реформам. Сначала Никон отказывался от сана, но после долгих уговоров согласился, потребовав от церковного собора и царя обещания полного послушания ему как архипастырю.
Став патриархом, Никон немедленно приступил к реформам. В 1653 году он распорядился изменить обряды, в частности, заменить принятое на Руси двоеперстное крестное знамение на троеперстное по греческому образцу. Это решение, принятое без соборного обсуждения, вызвало возмущение как в народе, так и среди духовенства.
Никон стремился утвердить вселенское значение Русской церкви. В XVII веке другие православные церкви находились в упадке: Константинопольский патриархат был под властью Османской империи, а православные в Восточной Европе — под управлением католических правителей. Никон считал, что только Россия может стать центром мирового православия.
Этому способствовала концепция «Москва — Третий Рим», согласно которой именно Русское царство стало наследником истинной веры после падения Рима и Константинополя. Однако расхождение русских обрядов с греческими подрывало эту идею. Никон решил унифицировать богослужебные книги и ритуалы по современным греческим образцам, которые он считал более древними и правильными.
Патриарх был уверен, что его действия способствуют религиозному и политическому единству православного мира. Критиков реформы он сурово преследовал: их лишали сана и отправляли в ссылку. Церковный собор 1654 года, заручившись поддержкой царя, утвердил дальнейшие исправления в богослужебных текстах.
Власть Никона была огромна. Алексей Михайлович пожаловал ему титул «великого государя», который носил только сам царь. В отсутствие государя Никон управлял государством. Это привело его к идее превосходства духовной власти над светской, что стало источником конфликта с царём.
Противников реформ, известных как «раскольники», возглавил протопоп Аввакум. Они объявили нововведения патриарха ересью, а исправленные книги — делом антихриста. Аввакум и его последователи были отлучены от церкви, что положило начало расколу. Отлучённые стали известны как старообрядцы. Несмотря на гонения, они остались верны своим убеждениям. Углубление раскола и властолюбие патриарха привели к тому, что царь охладел к своему бывшему другу.
10 июля 1658 года, после ссоры с царём, Никон публично снял с себя патриаршие знаки отличия и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В течение восьми лет церковь фактически оставалась без предстоятеля. Для суда над Никоном и разрешения церковных споров в 1666 году был созван Большой Московский собор с участием Александрийского и Антиохийского патриархов.
Собор осудил старообрядцев, укрепив тем самым раскол. При этом он подтвердил все церковные реформы, проведённые Никоном. Самого же Никона собор лишил патриаршего сана и архиерейства за самовольное оставление кафедры и сослал его простым монахом в Ферапонтов монастырь. Бывший патриарх провёл в ссылке 15 лет. В 1681 году новый царь Фёдор Алексеевич разрешил ему вернуться, но по пути в Воскресенский монастырь Никон скончался 17 (27) августа 1681 года. Он был погребён с патриаршими почестями в соборе Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Ревнители благочестия
- Выставка живописи легенды шестидесятых Павла Никонова в галерее «Ковчег»
- Новеллы Гарсиа Маркеса поставлены в театре, где куклы так похожи на людей
- Экспертный совет СТД определил лауреатов премии «Гвоздь сезона»
- «Новый Никонов»
- «Архетипы». Выставочный проект Вадима Кириллова и Эдуарда Аниконова
- Александр Невский
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?