Паломничество в Византийской империи читать ~2 мин.
Религиозные мотивы побуждали многих византийцев совершать благочестивые паломничества. Священные места и памятники библейских земель привлекали постоянный поток посетителей, начиная с начала четвёртого века, когда мать Константина I, святая Елена, впервые посетила Иерусалим и ей показали фрагменты Истинного Креста Распятия.
Вскоре самые важные христианские места в Палестине были отмечены зданиями: святилище Авраама в Мамре, церковь Рождества Христова в Вифлееме, церковь Элеоны на Елеонской горе, а в Иерусалиме – гробница Христа и базилика Воскресения Христова (Анастасис).
Пожертвования благодарных паломников поддерживали рост этих ключевых центров паломничества, а также трактиров, таверн и других удобств. Даже после прихода арабов в седьмом веке византийские и западные паломники продолжали посещать эти места, которые часто почитались также иудеями и мусульманами.
Другие места паломничества были вдохновлены жизнью святых мужчин и женщин в разных частях империи. Многие из них были мучениками ранней Церкви, чьи гробницы в Антиохии, Мирах, Риме и Фессалониках всегда привлекали посетителей. Одним из самых популярных был легендарный святой Менас Египетский, чьей помощи искали путешественники у его гробницы к западу от Александрии.
Самым популярным местом после Иерусалима был Константинополь, который быстро накапливал священные реликвии, места исцеления и другие диковинки, которые средневековые посетители считали достойными внимания.
Традиции паломничества выросли вокруг святых людей, которые отличились своим аскетическим образом жизни или духовными достижениями. Монах пятого века Симеон Стилитов добился значительной известности, живя на вершине высокой колонны в холмистой местности на севере Сирии. Репутация монаха X века Луки из Стириса вышла далеко за пределы его дома в центральной Греции. В XII веке на Кипре монах Неофитос Затворник удалился на покой, чтобы вести жизнь молитвы и созерцания в пещере под Пафосом, где он привлёк множество последователей.
Популярность таких фигур росла благодаря постоянному прибытию паломников, которые делали пожертвования смотрителям гробницы или святыни, пополняли местную экономику своими покупками и уносили с собой рассказы о своих впечатлениях. Некоторые путешественники писали подробные путеводители, призывая других следовать их путём, который мог начинаться даже в Западной Европе.
Осязаемые сувениры были ключевой частью впечатлений. Они могли принимать различные формы: глиняные жетоны с изображением святого, керамические фляги с почвой, взятой с места событий, или бутылочки, наполненные освящённым маслом или водой. Такие сувениры не были примечательны по своей сути, но воплощали духовное благословение (eulogiai) святого, полученное вблизи святого места. Возвращаясь домой с такими сувенирами, паломник продлевал духовную пользу от своего путешествия и одновременно повышал репутацию святыни.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?