Религии в Панаме читать ~15 мин.
Республика Панама, до 1903 года бывшая провинцией Колумбии, сегодня является частью Центральной Америки. Она занимает самую узкую часть Панамского перешейка и расположена между Коста-Рикой на западе и Колумбией на востоке. Северное побережье страны омывается Карибским морем, а южное — Тихим океаном. Столица, город Панама, является домом для примерно 40% населения страны. Площадь Панамы составляет 78 200 квадратных километров, а численность населения, по данным на 2008 год, — 3,3 миллиона человек.
Расовый состав населения представлен в основном метисами (70%, потомки от смешанных браков индейцев и европейцев). Остальную часть составляют вест-индцы (14%, афро-карибы), коренные американцы (8%), белые (6%) и азиаты/другие группы (2%). Коренное население (285 230 человек в 2000 году) включает шесть этнолингвистических групп: нгобе-бугле (гуайми), куна, чоко (эмбера-вунаан), терибе (насо), бокота и брибри.
В 2000 году около 80% населения были испаноязычными. Примерно 9% говорили на азиатских или ближневосточных языках (китайский, японский, корейский, хиндустани, иврит и арабский), 8,3% — на восьми языках коренных народов, а 3,7% — на английском (в основном вест-индцы и североамериканцы). Многие панамцы двуязычны и владеют испанским и английским (как стандартным, так и западно-карибским креольским вариантом). Существует также небольшая община «негрос конгос», говорящая на афро-испанском креольском языке, особенно на Карибском побережье провинции Колон. Уровень грамотности в стране составляет 90,8%.
Экономика Панамы долларизована и в значительной степени зависит от развитого сектора услуг, на который приходится 80% ВВП. Ключевые направления этого сектора включают эксплуатацию Панамского канала, банковское дело, зону свободной торговли в Колоне, страхование, контейнерные порты, регистрацию судов под панамским флагом и туризм. Основными сельскохозяйственными продуктами страны являются бананы, рис, кукуруза, кофе, сахарный тростник, овощи, а также продукция животноводства и вылов креветок.
Хотя Конституция Панамы не устанавливает официальную религию, она признаёт католицизм «религией большинства панамцев». Архиепископ Панамы пользуется привилегиями, которые обычно предоставляются правительственным чиновникам, а католицизм преподаётся в государственных школах, хотя уроки религии не являются обязательными. Конституция гарантирует свободу вероисповедания при условии соблюдения «христианской морали и общественного порядка». Она разрешает религиозным организациям владеть собственностью, но запрещает священнослужителям занимать государственные должности, за исключением сфер социального обеспечения, образования и научных исследований. Также запрещена дискриминация при приёме на работу по религиозному признаку.
Согласно национальному опросу общественного мнения, проведённому CID-Gallup в январе 1996 года, религиозная принадлежность населения Панамы распределялась следующим образом: католики — 86,4%; протестанты — 7,3%; последователи других религий — 2,1%; не ответили — 4,2%. В июне 2004 года компания Dichter & Neira провела ещё один опрос, который показал следующие результаты: 79,1% — католики, 10,8% — протестанты, 7,7% — другие религии, 2,4% — не ответили или затруднились с ответом. Сравнение этих двух опросов свидетельствует о росте числа протестантов и приверженцев «других религий» на фоне сокращения доли католиков.
Миссионеры Римско-католической церкви сопровождали первых испанских исследователей, что привело к созданию первого католического прихода в Панаме в 1510 году. Здесь же была учреждена епархия Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен — первая епархия на материковой части Западного полушария. Её первый епископ, Хуан де Кеведо Вильегас, прибыл сюда в 1513 году вместе с губернатором Педро Ариасом де Авила (также известным как Педрариас Давила). В 1520 году епархия была переименована в Панамскую, а в 1925 году получила статус архиепархии.
Многие колониальные церкви, построенные испанцами, служили постоянным напоминанием о богатстве и мирской власти Католической церкви в Панаме. Одно из этих сокровищ, Кафедральный собор в Старой Панаме, был разграблен и сожжён в 1671 году английским пиратом капитаном Генри Морганом. Сегодня его руины являются центральным элементом исторического комплекса «Панама-Вьехо» и популярной туристической достопримечательностью.
В 1911 году епископ Ф. X. Юнгито, S.J., назначенный в апреле 1901 года, проживал в городе Панама. Ему помогали генеральный викарий, секретарь, священник прихода Саграрио и ещё два светских священника. Вместе они окормляли 30 000 жителей, из которых как минимум две трети были католиками. Поддержку им оказывали также отцы-иезуиты (семь священников), лазаристы (пять священников) и босые августинцы (три священника и два брата-мирянина).
Римско-католическая церковь занимает уважаемое, хотя и не слишком влиятельное положение в панамском обществе и является неотъемлемой частью повседневной жизни. Конституция 1946 года гарантировала свободу вероисповедания, признавая католицизм преобладающей религией, которая преподаётся в государственных школах. Однако посещение этих занятий не было обязательным.
Основные принципы, регулирующие деятельность церкви и её отношения с государством, не изменились с Конституцией 1946 года. С первых лет независимости и до конца 1960-х годов Католическая церковь подчёркивала свою духовную роль и в целом избегала вмешательства в светские дела. Однако после Второго Ватиканского собора (1962–1965) и Конференции латиноамериканских епископов в Медельине в 1968 году церковь стала активнее участвовать в общественной жизни. Это было связано с её растущей озабоченностью социальными условиями жизни беднейших слоёв населения в Панаме и других странах.
В Панаме традиционно было мало священников и монахинь — выходцев из местного населения. В 1970 году более 75% католических миссионеров в Панаме были иностранцами, в основном из Испании, Италии, США и других стран Латинской Америки. В стране присутствовали религиозные ордены и миссионеры из Северной Америки, включая 28 мужских орденов, таких как винсентианцы, бенедиктинцы, отцы Святого Креста и сульпициане. Также действовали 10 женских религиозных групп, среди которых были сёстры Мэрикнолл и францисканки. Канадское Общество иностранной миссии Скарборо также имело одного священника в Панаме. Однако в 1980 году эти группы составляли лишь малую часть от общего числа католических миссионеров. Большинство из 209 священников, 490 сестёр и 58 братьев-мирян были из Европы или других стран Латинской Америки. Основными орденами были иезуиты, кармелиты, паулисты и христианские братья Ла Салль, а визитандинки были единственным орденом монахинь в стране.
В 1980 году около 87% населения считалось католиками. Практически в каждом городе была католическая церковь, хотя во многих из них не было постоянного священника. Из-за нехватки духовенства — всего 1 священник на 6 299 жителей в 1980 году — многие сельские католики видели священника лишь эпизодически. Несмотря на то что католицизм пронизывал жизнь большинства панамцев, его влияние было не столь выраженным, как во многих других католических странах Латинской Америки.
В 1980 году Католическая церковь в Панаме состояла из одной архиепархии, трёх епархий, апостольского викариата в Дарьене и территориальной прелатуры в Бокас-дель-Торо. Ватикан был представлен папским нунцием. В то время страна была разделена на 133 прихода. Католические учреждения включали 70 начальных и средних школ, католический университет, семинарию для подготовки епархиальных священников и многочисленные благотворительные программы. Монсеньор Маркос Грегорио Макграт был архиепископом Панамы с 1969 по 1994 год, после чего его сменил монсеньор Хосе Димас Седеньо Дельгадо.
До сентября 2000 года, когда архиепископ Седеньо объявил Святую Марию из Ла Антигуа официальной покровительницей Панамы, неофициальной покровительницей считалось Непорочное Зачатие Девы Марии. Её праздник отмечается в стране 8 декабря и совпадает с Днём матери. Ещё один важный религиозный праздник ежегодно проходит в Портобело, провинция Колон, где по улицам города проносят статую Чудотворного Чёрного Христа.
В 2004 году архиепархия Панамы включала 88 приходов, которые обслуживали 80 епархиальных и 117 монашествующих священников (всего 197, или 1 священник на каждые 3 126 католиков). Кроме того, в ней служили 161 брат-мирянин, 218 монахинь и 48 постоянных диаконов. Эти статистические данные не включают епархии Читре, Дариен, Давид, Пенономе, Сантьяго-де-Верагуас, Колон-Куна-Яла и территориальную прелатуру Бокас-дель-Торо.
С 1950-х годов Католическая церковь стремится возродить активный интерес к религии, повысить посещаемость церквей и увеличить число венчаний. Эти усилия активизировались в 1958 году, когда из Рима прибыла миссионерская группа «Святая католическая миссия» (La Santa Misión Católica) для поддержки местного духовенства. Кампания, начавшаяся с низших классов столицы, вскоре распространилась по всей стране. Она способствовала реализации церковных проектов социального обеспечения и вывела панамских католиков из состояния летаргии. Тем не менее церковь продолжает сталкиваться с трудностями: нехваткой священников, безразличием номинальных католиков и светскими взглядами растущего городского населения, особенно молодёжи.
В 1970-е годы Католическая церковь пользовалась умеренной общественной поддержкой, которую иногда подкрепляли активные католические группы, такие как федерации врачей и юристов. Они выступали за более динамичную роль церкви в жизни общества. Всё больше священников и монахинь стали участвовать в рабочих движениях, создании кооперативов и помощи бедным, стремясь к умеренным реформам в панамском обществе.
Дополнительным аспектом 1970-х годов стало зарождение и развитие движения «Католическое харизматическое обновление» (КХО). Оно возникло под сильным влиянием испанского священника и панамской монахини, вдохновлённых католическими харизматами из США. Движение было официально организовано в архиепархии Панамы в сентябре 1974 года. Этому предшествовал ретрит, проведённый монахом Альфонсо Наварро Кастелланосом из Мексики, одним из первых лидеров КХО в Латинской Америке. С самого начала монсеньор Маркос Грегорио Макграт, архиепископ Панамы, поддерживал КХО, которое стало известно в стране как «Renovación Cristiana en el Espíritu Santo». Ключевыми лидерами КХО в Панаме являются монсеньор Алехандро Васкес Пинто, Сегундо Кано, Давид Коска, Франсиско Верар, Теофило Родригес, Рейнальдо Караманитес и Рафаэль Сиу.
В начале 1970-х годов были организованы многочисленные харизматические группы для изучения Библии и молитв, а также проводились харизматические мессы и собрания. Вскоре протестантские пасторы и миряне также начали участвовать в движении, которое приобрело экуменический характер. Эта открытость была наиболее заметна среди среднего и высшего классов, где барьеры между протестантами и католиками стали менее значимыми. Десятки малых групп по изучению Библии и молитвенных групп возникали спонтанно, чтобы удовлетворить растущую потребность в общении и духовной поддержке среди верующих, переживших харизматическое обновление.
Параллельно с этим, в 1967 году в Панаме началась работа «Ассамблей Бога» под руководством миссионеров Ричарда Джеффри, а также Дэвида и Дорис Гудвин. Они проводили евангелизационные кампании под названием «Gran Campaña de Sanidad Divina» («Великая кампания Божественного исцеления»). Одними из первых обращённых были Эрмения Вильярреаль, а также Кармен и Анита Гонсалес. Они начали работать с «Ассамблеями Бога» под руководством миссионера Ричарда Ларсона, прибывшего в Панаму в 1969 году. Кармен Гонсалес, побывав в США, испытала сильное влияние КХО. По возвращении она работала в провинции Чирики, где встретила Марию Рамос. В 1973 году они вернулись в Панаму и стали лидерами раннего харизматического движения. Их группа, известная как «Межконфессиональная харизматическая молитвенная группа», в 1977 году присоединилась к «Ассамблеям Бога» под названием «Христианский дом молитвы» (Casa de Oración Cristiana).
К 1980 году католическая иерархия попыталась ограничить деятельность КХО, чтобы избежать оттока верующих в евангелические группы, которые набирали популярность в столице. КХО оказало значительное влияние на представителей высшего класса, хотя немногие из них стали членами евангельских церквей. О растущей духовной восприимчивости среди высшего класса свидетельствовало посещение экуменических встреч, спонсируемых в 1970-х годах «Братством деловых людей Полного Евангелия» (FGBMF) и женским братством «Aglow».
Римско-католическая церковь доминировала в религиозной жизни Панамы до тех пор, пока возможности трудоустройства не привлекли в страну множество американских граждан и других иностранцев. Быстрый приток тысяч протестантов в начале 1900-х годов привёл к строительству протестантских часовен для англоязычного населения, среди которого было много афроамериканцев из Британской Вест-Индии. Американское присутствие также открыло двери для многих протестантских миссионерских организаций, таких как «Армия спасения», «Церковь адвентистов седьмого дня» (1904), «Южная баптистская конвенция» (1905) и «Методистская епископальная церковь» (1906).
К 1911 году на 10 000 жителей приходилось 39 христианских церквей: протестантских епископальных (13), неконфессиональных (8), римско-католических (7), баптистских (7), методистских (3) и адвентистских (1). В следующем десятилетии прибыли ещё три протестантские группы. В 1914 году были организованы «Союзные церкви Зоны канала» как межконфессиональные общинные церкви. В 1935 году население Зоны Панамского канала составляло 14 816 человек и обслуживалось 54 общинами.
Однако первыми протестантами на территории Панамы были шотландские колонисты (около 1200 человек, среди которых были пресвитериане), которые в 1698 году попытались основать торговую колонию на Карибском побережье Дарьенского перешейка. Попытка оказалась неудачной, и колония была покинута в конце 1699 года.
Следующими протестантами стали уэслианские методисты из Британии, которые прибыли с афро-карибскими иммигрантами в район Бокас-дель-Торо начиная с 1820-х годов. Позже к ним присоединились ямайские баптисты и уэслианские методисты.
«Церковь Англии» появилась в 1850-х годах во время строительства Панамской железной дороги. При финансовой поддержке железнодорожной компании в 1864–1865 годах была построена первая постоянная протестантская церковь в Панаме — «Церковь Христа у моря» в Аспинуолле. Это была вторая старейшая протестантская церковь в Центральной Америке после англиканского собора Святого Иоанна в Белиз-Сити (1825). Однако периодические англиканские богослужения проводились в Панаме с 1849 года.
До 1950-х годов протестантская миссионерская деятельность была в основном сосредоточена в Зоне канала, где проживало много англоговорящего населения. Со временем некоторые деноминации начали евангелизацию среди испаноязычных жителей, в основном в городах, прилегающих к Зоне, и в западных провинциях.
Работа южных баптистов до 1940-х годов была ограничена североамериканцами и вест-индцами. В 1940-х годах они начали работу среди испаноязычных общин, а в 1950-х — среди индейцев куна. В 1950-х годах в Панаме также начали свою деятельность миссия «Новые племена» и несколько меннонитских групп.
Пятидесятническое движение в Панаме началось с прибытием в 1928 году семьи Артура Эдвардса, миссионеров «Международной церкви Четырёхстороннего Евангелия». Их деятельность оказалась успешной среди испаноязычного населения. Материнская церковь движения была основана в 1937 году в городе Панама. К 1981 году эта церковь насчитывала 21 700 крещёных членов и была крупнейшей протестантской деноминацией в стране. Другие пятидесятнические деноминации включают «Церковь Бога» (Кливленд, Теннесси), «Ассамблеи Бога» и множество других, в том числе основанных в Пуэрто-Рико.
К небольшим неопятидесятническим деноминациям относятся Лютеранская церковь — Миссурийский синод (1942), «Центральноамериканская миссия» (1944), «Церкви Христа» (1945), «Церковь Назарянина» (1953) и другие.
В 1980 году крупнейшими протестантскими деноминациями в Панаме были «Церковь Четырёхстороннего Евангелия», «Епископальная церковь», «Церковь адвентистов седьмого дня» и «Панамская баптистская конвенция».
К 2005 году «Ассамблеи Бога» стали крупнейшей протестантской деноминацией, насчитывая около 50 000 членов и 800 общин. Второй по величине была «Церковь адвентистов седьмого дня» (40 600 членов), а третьей — «Международная церковь Четырёхстороннего Евангелия» (31 200 членов). Другие крупные деноминации включали баптистов, методистов, «Церковь Бога» (Кливленд, Теннесси) и англиканско-епископальную церковь.
Многие консервативные протестантские церкви входят в «Панамское евангелическое братство» (CONEPA), которое является частью «Всемирного евангелического альянса». Членами «Латиноамериканского совета церквей» (CLAI) являются «Епископальная епархия Панамы», «Евангелическая методистская церковь» и другие.
В сфере массовых коммуникаций в 1949 году была основана евангелическая радиостанция HOXO. К 2005 году в Панаме действовало не менее 13 евангельских радиостанций и телеканал «Hosanna Visión-Canal 37».
«Экуменический комитет Панамы» (COEPA), основанный в 1986 году, представляет собой ассоциацию церквей, способствующую единству и межрелигиозному диалогу. В его состав входят представители Римско-католической, методистской, епископальной, баптистской и православных (греческой и русской) церквей.
Непротестантские христианские группы включают «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (42 606 членов в 2007 году), «Свидетелей Иеговы» (11 704 члена в 2005 году), а также группы, происходящие из Пуэрто-Рико, Бразилии и Мексики. Православные церкви представлены греческой и русской общинами.
Кроме того, в Панаме существуют четыре независимые католические деноминации, представляющие старокатолическую традицию или отколовшиеся от основной церкви.
Сегодня в стране проживает небольшое число растафарианцев и приверженцев религий африканского происхождения, таких как синкретическая религия «негрос конгос», миализм, обеа и кумина. Эти верования распространены почти исключительно среди афро-панамского населения. «Негрос конгос» ведут свою родословную от африканских рабов колониального периода. Афро-карибские культы, такие как миализм и обеа, были распространены среди населения Британской Вест-Индии.
Другие религии включают традиционные верования коренных народов (анимизм); «народную религиозность» (синкретизм, практикуемый большинством испаноязычного населения); традиционные китайские религии (даосизм, конфуцианство, буддизм); индуизм; ислам; иудаизм; веру Бахаи; а также множество новых религиозных движений, таких как «Движение объединения» преподобного Муна.
Начиная со строительства Панамской железной дороги в 1850-х годах, в страну прибыло много китайских рабочих. С ними пришли буддийские, даосские и конфуцианские традиции. Потомки нескольких волн китайской иммиграции сегодня насчитывают около 50 000 человек. Со временем многие из них ассимилировались и перешли в католицизм или протестантизм. Существует более десятка евангелических китайских церквей. Индуистская и мусульманская общины прибыли в качестве рабочих на строительстве канала между 1904 и 1913 годами, в основном из британских колоний Гайана и Тринидад и Тобаго. Большинство индуистов ведут свои корни из индийских штатов Гуджарат и Синд (ныне в Пакистане). Мусульманская община также пополнилась за счёт арабов. По состоянию на 1997 год в Панаме было четыре мечети.
Некоторые южноазиатские религиозные организации в Панаме — это «Мусульманская религиозная ассоциация суннитов», «Исламский фонд Панамы» и «Панамская индуистская гражданская ассоциация».
Кроме того, в Панаме проживает около 10 000 ливанцев (христиан и мусульман), многие из которых ведут бизнес в зоне свободной торговли Колон — крупнейшей в Америке.
Небольшая еврейская община (около 9 000 человек) возникла в середине XIX века и имеет пять синагог. В Панаме также находится один из семи в мире Домов поклонения Бахаи.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Таджикистане
- Религия в Молдове
- Религия в Беларуси
- Религии в Ираке
- Религия в Латвии
- 9 необычных причин влюбиться в Панаму
- «История одного часа» Кейт Шопен, краткое содержание
- Стали известны имена лауреатов фестиваля «Сандэнс-2015»
- Жозеф Лорассо: любовь в красках
- Выставка Ани Чариной «МОСКВА. ДРУГ ДЕТСТВА»
- Выставка «Врата Многогранности»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?