Религии в Панаме читать ~26 мин.
Республика Панама сейчас считается частью Центральноамериканского региона, до 1903 года эта территория была провинцией Колумбии. Республика Панама образует самую узкую часть перешейка и расположена между Коста-Рикой на западе и Колумбией на востоке. Карибское море граничит с северным побережьем Панамы, а Тихий океан – с южным. Панама-Сити – столица страны, в которой проживает около 40% населения страны. Площадь страны составляет 30 193 квадратных миль, а население – 3,3 миллиона человек (2008).
В расовом отношении большинство населения считается метисами (70%, смешанное индейское и латиноамериканское население), остальные – вест-индийцы (14%, афро-карибы), индейцы (8%), кавказцы (6%) и азиаты/другие (2%). Индейское население (285 230 человек в 2000 году) включает 6 этнолингвистических групп: гуайми (нгобе-бугле), куна, чоко (эмбера-вунаан), терибе (насо), бокота и брибри.
В 2000 году около 80% населения было испаноязычным, около 9% – носители азиатских или ближневосточных языков (китайского, японского, корейского, хиндустани, иврита и арабского), 8,3% – индейцы (носители восьми языков) и 3,7% – англоязычные (в основном вест-индские и североамериканские). Однако многие панамцы говорят на двух языках, особенно на испанском и английском (стандартный английский и западно-карибский креольский английский). Существует также небольшое население негрос конгос, говорящее на афро-испанском креольском языке, особенно на Карибском побережье провинции Колон. Уровень грамотности в стране составляет 90,8%.
Долларизованная экономика Панамы в основном зависит от хорошо развитого сектора услуг, на который приходится 80% ВВП. Эти услуги включают эксплуатацию Панамского канала, банковское дело, зону свободной торговли в Колоне, страхование, контейнерные порты, регистрацию флагманов и туризм. Основными сельскохозяйственными продуктами страны являются бананы, рис, кукуруза, кофе, сахарный тростник, овощи, скот и креветки.
Хотя Конституция Панамы не называет римско-католическую церковь официальной религией страны, она признает римский католицизм «религией большинства панамцев». Архиепископ Панамы пользуется привилегиями, которые обычно предоставляются правительственным чиновникам, а католицизм преподаётся в государственных школах, хотя уроки религии не являются обязательными. Конституция гарантирует свободу религии при условии соблюдения «христианской морали и порядка"; разрешает религиозным организациям владеть собственностью; запрещает священнослужителям занимать государственные должности, за исключением сфер социального обеспечения, государственного образования и научных исследований; запрещает дискриминацию при приёме на работу по религиозному признаку.
По данным национального опроса общественного мнения, проведённого CID-Gallup в январе 1996 года, религиозная принадлежность населения Панамы была следующей: римско-католическая – 86,4%; протестантская – 7,3%; другие религии – 2,1%; нет ответили – 4,2%. В июне 2004 года компания Latin Dichter & Neira провела ещё один национальный опрос со следующими результатами: 79,1% – католики, 10,8% – протестанты, 7,7% – другие религии, 2,4% – нет/не ответили. Сравнение этих двух опросов показывает, что в панамском обществе растёт число приверженцев протестантизма и «других религий», в то время как число приверженцев католицизма уменьшается.
Миссионеры Римско-католической церкви сопровождали первых испанских исследователей и поселенцев, что привело к созданию первого католического прихода в Панаме в 1510 году. Он стал местом расположения епархии Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен и был первой епархией, образованной на материке Западного полушария, когда епископ Хуан де Кеведо Вильегас прибыл сюда вместе с губернатором Педро Ариасом де Авила (также известным как Педрариас Давила) в 1513 году. Название было изменено на Панамскую епархию в 1520 году, а в 1925 году эта юрисдикция стала архиепархией.
Многие из колониальных церквей, построенных испанцами, были постоянным напоминанием о богатстве и могуществе католической церкви в Панаме и её мирской власти. Одно из этих колониальных сокровищ, Кафедральный собор Старого Панама-Сити, был разграблен и сожжён англичанином капитаном Генри Морганом и его пиратской бандой в 1671 году, но его руины до сих пор являются центральным элементом Панама-Вьехо и главной туристической достопримечательностью.
В 1911 году монсеньор Ф. X. Юнгито, S.J., который был назначен епископом в апреле 1901 года, проживал в Панама-Сити, и ему помогали генеральный викарий, его секретарь, священник прихода Саграрио и ещё два светских священника, которые трудились над удовлетворением духовных потребностей 30 000 жителей, по крайней мере, две трети из которых были католиками. Им помогали проживающие в городе отцы-иезуиты (семь священников), лазаристы (пять священников), а также дискальские августинцы (три священника и два брата-мирянина).
Римско-католическая церковь занимает уважаемое, хотя и не очень влиятельное положение в панамском обществе и является привычной гранью повседневной жизни. Конституция 1946 года предусматривает свободу религии при условии соблюдения «христианской морали и общественного порядка», и признает, что католицизм является преобладающей религией в стране, которая преподаётся в государственных школах. Однако такое обучение или другая религиозная деятельность не являются обязательными.
Основные принципы, регулирующие деятельность церкви или её отношения с правительством, не были затронуты Конституцией 1946 года. С первых лет независимости и до конца 1960-х годов католическая церковь продолжала подчёркивать свою духовную роль и в целом избегала участия в светских делах. Однако после Второго Ватиканского собора в 1965 году и Конференции латиноамериканских епископов в Медельине в 1969 году католическая церковь стала более активной в мирских делах, что объясняется её растущей заботой и стремлением улучшить социальные условия жизни обнищавших масс в Панаме и других странах.
Традиционно в Панаме был очень низкий процент священников и монахинь, являющихся уроженцами страны, в религиозных орденах. В 1970 году более 75% католических миссионеров в Панаме были иностранцами, в основном из Испании, Италии и США, или из других стран Латинской Америки. В Панаме присутствовали религиозные ордена и персонал католических миссий в Северной Америке, в том числе 28 мужских религиозных орденов, представляющих Винсентианцев (21), Бенедиктинцев (1), Отцов Святого Креста (1) и Сульпицианцев (1), а также 3 епархиальных священника и 1 брат-мирянин. Кроме того, было 10 женских религиозных групп, представляющих Мэрикноллов (6), Милосердие Бруклина (1), Францисканцев Марии Непорочной (1) и Святого Иосифа Медаильского (1), а также 1 сестра-мирянка. Кроме того, канадское Общество иностранной миссии Скарборо имело 1 священника в Панаме.
Однако эти религиозные ордена и миссионеры из Северной Америки представляли собой небольшую часть от общего числа работников католической миссии в Панаме в 1980 году. Большинство из 209 религиозных священников, 490 сестёр и 58 братьев-мирян в Панаме были из Европы или других стран Латинской Америки. Иезуиты, кармелиты, паулисты и христианские братья Ла Салль были основными группами, представленными в Панаме, в то время как Визитандинцы были единственным орденом монашек в стране.
В 1980 году около 87% населения считалось римско-католическим, и практически в каждом городе была католическая церковь, хотя во многих городах не было постоянного священника. Из-за небольшого количества католического духовенства в Панаме – всего 1 священник на каждые 6 299 жителей в 1980 году – многие сельские католики получали лишь эпизодическое посещение от занятого священника, который путешествовал между несколькими приходами. Хотя католицизм пронизывает среду обитания большинства панамцев, его влияние не столь выражено, как во многих других католических странах Латинской Америки.
Католическая церковь в Панаме в 1980 году состояла из одной архиепархии, трёх епархий, апостольского викариата в Дарьене и прелата nullius в Бокас-дель-Торо. Папский нунций также представлял Ватикан. В то время Панама была разделена на 133 прихода. Католические учреждения включали 70 начальных и средних школ, католический университет, семинарию для подготовки епархиальных священников и многочисленные благотворительные программы. Монсеньор Маркос Грегорио Макграт был архиепископом Панамы с 1969 по 1994 год, а в 1994 году его сменил монсеньор Хосе Димас Седеньо Дельгадо.
До сентября 2000 года, когда архиепископ Седеньо объявил Святую Марию из Ла Антигуа официальной покровительницей Панамы, неофициальной святой покровительницей было Непорочное зачатие Девы Марии, чей праздник отмечается в стране 8 декабря (День матери). Другой важный религиозный праздник ежегодно отмечается в Портобело, провинция Колон, посвящённый Чудесному Чёрному Христу, статуя которого шествует по улицам города.
В 2004 году архиепархия Панамы включала 88 приходов, которые обслуживали 80 епархиальных священников и 117 религиозных священников (всего 197, или 1 священник на каждые 3 126 католиков); кроме того, в ней служили 161 брат-мирянин, 218 монахинь и 48 постоянных диаконов. Однако эти статистические данные не включают епархии Читре, Дариен, Давид, Пенономе, Сантьяго-де-Верагуас, Колон-Куна-Яла и территориальную прелатуру Бокас-дель-Торо.
С 1950-х годов католическая церковь пытается возродить активный интерес к религиозным делам, повысить посещаемость церкви и увеличить количество церковных браков. Эти усилия не прекращаются с 1958 года, когда из Рима прибыла миссионерская группа La Santa Misión Católica (Святая католическая миссия) для стимулирования и поддержки местного духовенства. Сосредоточившись сначала на низших классах в столице, кампания вскоре распространилась по всей стране. Она помогла внедрить спонсируемые церковью проекты социального обеспечения и пробудила католиков от летаргии, которая традиционно была характерна для католической церкви в Панаме. Однако панамская католическая церковь продолжает сталкиваться с препятствиями: нехваткой священников, равнодушием номинальных католиков и светскими взглядами растущего городского населения, особенно молодёжи.
В 1970-е годы католическая церковь получала умеренную общественную поддержку, которая иногда подкреплялась воинствующими католическими группами действия, такими как федерации католических врачей и адвокатов, которые выступали за более динамичную роль католической церкви в жизни общества. Все большее число священников и монахинь принимали более активное участие в рабочих движениях, в создании кооперативов, в заботе о бедных и в деятельности, направленной на проведение умеренных реформ в панамском обществе.
Дополнительным аспектом в 1970-х годах стало зарождение и развитие движения «Католическое харизматическое обновление» (КХО), которое началось под сильным влиянием испанского священника и панамской монахини под влиянием католических харизматов в США. КХО было официально организовано в архиепархии Панамы в сентябре 1974 года после ретрита, проведённого монахом Альфонсо Наварро Кастелланосом из Конгрегации миссионеров Святого Духа в Мехико, одним из первых лидеров КХО в Латинской Америке. С самого начала монсеньор Маркос Грегорио Макграт, архиепископ Панамы, поддерживал КХО, которая стала известна в Панаме как Renovación Cristiana en el Espíritu Santo. Основными лидерами КХО в Панаме являются монсеньор Алехандро Васкес Пинто, Сегундо Кано, Давид Коска, Франсиско Верар, Теофило Родригес, Рейнальдо Караманитес и Рафаэль Сиу.
В начале 1970-х годов были организованы многочисленные харизматические группы по изучению Библии, молитве и общению, а также харизматические мессы и митинги. Вскоре протестантские пасторы и миряне также стали участвовать в движении харизматического обновления, которое в 1970-е годы приобрело экуменический характер. Эта новая открытость и восприимчивость была наиболее заметна среди среднего и высшего классов, где барьеры между протестантами и католиками стали менее значимыми. Этот дух единства среди христиан, независимо от церковной принадлежности, стал очевиден, когда десятки малых групп по изучению Библии и молитвенных групп спонтанно развивались, чтобы удовлетворить растущую потребность в общении и духовной поддержке среди новообращённых и оживших старых верующих, которые пережили харизматическое обновление.
Параллельно с этим развитием, работа Ассамблей Бога в Панаме началась в 1967 году под руководством миссионеров Ричарда Джеффри и Дэвида и Дорис Гудвин, которые проводили длительные евангелизационные крестовые походы, названные «Gran Campaña de Sanidad Divina» (Великая кампания Божественного исцеления), по всей Панаме. Первый такой крестовый поход был проведён на Calle Primera, Vista Hermosa, в Панама-Сити. Одними из первых обращённых в этих крестовых походах были Эрмения Вильярреаль и Кармен и Анита Гонсалес, которые начали работать с Ассамблеями Бога под руководством миссионера Ричарда Ларсона, прибывшего в Панаму в 1969 году и основавшего церковь в Зоне канала.
Кармен Гонсалес через несколько месяцев после своего обращения отправилась в США и там испытала сильное влияние КХО. По возвращении в Панаму Кармен работала в евангелизационном служении в провинции Чирики на западе Панамы, где она встретила Марию Рамос. В 1973 году Кармен и Мария вернулись в Панаму и стали лидерами раннего движения харизматического обновления. Они встречались с большим количеством харизматов в католической церкви Гуадалупе и в Колегио Лас Эсклавас дель Саградо Корасон де Хесус, пока не были вынуждены уехать и найти другое место для встреч. В 1975 году они начали встречаться в доме в Баррио Сан-Франциско и стали известны как «Межконфессиональная харизматическая молитвенная группа». Позже эта группа переехала в Баррио Белла Виста и была организована как церковь с Марией Рамос в качестве пастора под названием Христианский дом молитвы (Casa de Oración Cristiana); в 1977 году она присоединилась к Ассамблеям Бога под пасторским руководством Марио Васкеса.
К 1980 году католическая иерархия попыталась наложить ограничения на КХО и более жёстко направить её курс, чтобы избежать потери членов в пользу евангелических групп, которые рассматривались как угроза в основном из-за широкого распространения пятидесятничества в столице. КХО оказала значительное влияние на представителей высшего класса, хотя относительно немногие из них стали членами евангельских церквей. Однако о растущей духовной восприимчивости среди высшего класса свидетельствует посещение экуменических встреч, спонсируемых в 1970-х годах Деловым мужским братством полного Евангелия (FGBMF) и Женским братством Aglow.
Римско-католическая церковь доминировала в религиозной жизни Панамы до тех пор, пока возможности трудоустройства не привели в страну многих американских граждан и других иностранных граждан. Быстрый приток тысяч протестантских иммигрантов в Панаму в начале 1900-х годов привёл к строительству множества протестантских часовен для англоязычного населения, среди которого было много афроамериканцев из Британской Вест-Индии. Американская оккупация также открыла двери для многих американских протестантских миссионерских организаций, которые начали работу в Панаме, таких как Армия спасения, Церковь адвентистов седьмого дня (1904), Южная баптистская конвенция (1905), Методистская епископальная церковь (в настоящее время является составной частью Объединённой методистской церкви) (1906), Церковь Бога (Андерсон, Индиана) (1906) и Национальная баптистская конвенция США (1909).
К 1911 году около 10 000 жителей обслуживали 39 христианских церквей: Протестантская епископальная (13), неконфессиональная (8), Римско-католическая (7), баптистская (7), методистская (3) и адвентистская (1). В следующем десятилетии прибыли ещё три протестантские группы: Свободная методистская церковь Северной Америки (1913), Христианская миссия Барбадоса (1914) и Христианское братство (1918). Также в 1914 году были организованы Союзные церкви зоны канала как несектантские, межконфессиональные общинные церкви. В 1935 году население ЗКК насчитывало 14 816 человек и обслуживалось 54 общинами.
Однако первыми протестантами, прибывшими в Панаму, была группа из 1200 колонистов из Шотландии (некоторые из них были пресвитерианами), которые в 1698 году попытались построить коммерческую колонию на Карибском побережье полуострова Дарьен. Однако колония была покинута в конце 1699 года.
Следующими прибывшими протестантами были уэслианские (британские) методисты, которые были среди афро-карибских иммигрантов, поселившихся в районе Бокас-дель-Торо на Карибском побережье, начиная с 1820-х годов. Объединённая методистская свободная церковь Англии (1870-е годы), ямайские баптисты (1880-е годы) и ямайские уэслианские методисты (1880-е годы) также начали работу среди вест-индских иммигрантов в Панаме.
Церковь Англии (через Общество распространения Евангелия в зарубежных странах) прибыла в 1850-х годах во время строительства Панамской железной дороги. Представители компании помогли профинансировать строительство первой постоянной протестантской церкви в Панаме, Церкви Христа у моря в Аспинуолле, построенной в 1864-1865 годах. Это была вторая старейшая постоянная протестантская церковь в Центральной Америке, первой был англиканский собор Святого Иоанна в Белиз-Сити, построенный в 1825 году. Однако с 1849 года в Панаме периодически проводились англиканско-епископальные богослужения, которые проводили священнослужители, направлявшиеся на золотые прииски в Калифорнию, что привело к созданию первой епископальной общины в 1851 году в портовом городе Табога. Официальная Истмийская миссия англиканской церкви была создана в Панаме в 1853 году, хотя до 1883 года миссионерская деятельность была скудной.
До 1950-х годов протестантская миссионерская деятельность была в основном сосредоточена в центре, где проживало много англоговорящего населения. Однако со временем некоторые протестантские деноминации начали евангелизацию и основание церквей среди испаноязычного населения, в основном в городских районах, прилегающих к центру, и в западных провинциях страны.
До 1940-х годов работа южных баптистов в Панаме в основном ограничивалась североамериканцами и вест-индийцами в центре и в портовых городах Панама-Сити и Колон. В 1940-х годах Совет домашних миссий Южных баптистов приложил больше усилий, чтобы начать работу в испаноязычных общинах, а в 1950-х годах – среди индейцев куна на Карибском побережье северо-восточной Панамы. Протестантская деятельность среди куна началась в 1913 году под руководством британских и американских независимых миссионеров при спонсорстве миссии Сан-Блас. В 1950-х годах неконфессиональная миссия «Новые племена» и несколько меннонитских групп также начали работу среди индейских групп в Панаме.
Работа пятидесятников в Панаме началась с прибытием в 1928 году семьи Артура Эдвардса, посланной базирующейся в США Международной церковью Четвероногого Евангелия. Первые евангелизационные усилия Эдвардса и его помощников оказались весьма успешными среди испаноязычного населения в 1930-х и 1940-х годах, особенно после встреч пробуждения в городе Фрихолес, где в середине 1930-х годов в течение нескольких лет наблюдались сверхъестественные «знамения и чудеса». Материнская церковь панамского движения Фуркваре, Церковь Фуркваре Калле Кью, была основана в 1937 году в Панама-Сити и стала центром подготовки миссионеров по всей стране. В 1938 году при материнской церкви была основана Библейская школа «Фурсквер». К 1981 году церковь «Фурсквер» насчитывала 21 700 крещёных членов, 206 организованных общин и 201 пункт проповеди во всех девяти провинциях страны, причём около 97 процентов членов церкви составляли испаноязычные панамцы. В то время Церковь Фурсквер была не только крупнейшей пятидесятнической деноминацией в Панаме, но и крупнейшей протестантской деноминацией.
Другие пятидесятнические деноминации в Панаме включают Церковь Бога (Кливленд, Теннесси) (1935), Евангелистскую доктринальную церковь Пуэрто-Пилон (независимая группа, основана в 1940 году), Церковь Бога пророчества (1946), Международную евангелическую церковь, Солдаты Креста (1950), Пятидесятническую церковь Бога – Международная миссия Пуэрто-Рико (1956), Апостольскую Ассамблею веры в Иисуса Христа (1960), Церковь Бога во Христе (1964), Евангелическая церковь «Новая жизнь» (раскол 1967 года от церкви «Фурсквер» в провинции Чирики), Ассамблеи Бога (1967), Пятидесятническая христианская церковь Всемирного миссионерского движения (1973) и «Миссионерское продвижение» (1973), обе из Пуэрто-Рико, Пятидесятническая церковь Иисуса Христа (1974), Объединённая пятидесятническая церковь (1980) и Международная пятидесятническая церковь святости (1988). Также в 2003 году прибыло Всемирное служение возрождения «Мараната» (основанное апостолом Нахумом Розарио в Чикаго, штат Иллинойс).
К небольшим неопятидесятническим протестантским деноминациям относятся следующие: Лютеранская церковь – Миссурийский синод (1942, Iglesia Evangélica Luterana de Panamá), неконфессиональная Центральноамериканская миссия (1944), независимые Церкви Христа (1945), Миссия новых племён (1952), Евангельский миссионерский союз (1952), Консервативное баптистское общество домашней миссии (1952, переименовано в Миссию в Америках в 1994), Церковь Назарянина (1953), Общество библейских церквей (1958), Совет по миссиям и служению братских меннонитов (1958), Братская церковь (1958), Объединённая евангельская церковь (1961), Евангелическая миссия Панамы (1961), Баптистские международные миссии (1961), Ассоциация лютеранских церквей Панамы (1963), Баптистская церковь свободной воли (1964), Американские баптистские церкви в США (2001), Американские баптистские церкви в США (1963). С.А. (2001), и Церковь Бога-Святости (2003). Кроме того, Евангелическая лютеранская церковь в Америке занимается служением помощи и развития в провинции Кокле, которое включает «Министерство примирения» между индейскими народами (нгобе-бугле) в Пенономе.
В 1980 году крупнейшими протестантскими деноминациями в Панаме были Церковь Фурсквер, Епископальная церковь (которая взяла на себя ответственность за англиканскую общину в 1906 году из-за растущего влияния США), Церковь адвентистов седьмого дня и Панамская баптистская конвенция (аффилированная с Южной баптистской конвенцией).
К 2005 году Ассамблея Бога стала крупнейшей протестантской деноминацией в результате 38-летних усилий по евангелизации и насаждению церквей по всей стране, насчитывая 800 общин (церквей и миссий) и около 50 000 членов. Второй по величине была Церковь адвентистов седьмого дня, насчитывавшая 162 общины и 40 600 членов. Третьей по величине была Международная церковь Евангелия Фуркваре, насчитывающая 415 общин и 31 200 членов. Другие крупные деноминации включали Баптистскую конвенцию (120 общин с 12 100 членами), Евангелическую методистскую церковь и Веслейскую методистскую церковь (общая статистика – 257 общин и около 12 000 членов), Пятидесятническую церковь Бога (103 церкви и 154 миссии с 8 134 членами), независимые Церкви Христа (84 церкви с 6 740 членами), церкви, связанные с миссией «Новые племена» (72 церкви и 6 090 членов), англиканско-епископальная церковь (23 церкви и 5 400 членов), Церковь Бога (Кливленд, Теннесси) с 85 общинами и 5 200 членами, Евангелическая доктринальная церковная ассоциация (34 общины и 4 060 членов) и Объединённая пятидесятническая церковь (77 общин и 3 850 членов). Все остальные протестантские деноминации в 2005 году насчитывали менее 3 000 членов каждая.
Многие из более консервативных протестантских церквей ассоциируются с Панамским евангелическим братством (Confraternidad Evangélica Panameña, CONEPA), которое входит во Всемирный евангелический альянс. Членами Латиноамериканского совета церквей (CLAI), который связан с Всемирным советом церквей (ВСЦ), являются Епископальная епархия Панамы, Евангелическая методистская церковь (связана с Объединённой методистской церковью США), Уэслианская методистская церковь (связана с Конференцией методистской церкви в странах Карибского бассейна и Америки) и независимая Лютеранская церковь (епархия Панамы).
В области массовых коммуникаций в 1949 году в городе Панама была основана евангелическая радиостанция HOXO (AM-передатчик) при финансовой и технической поддержке Латиноамериканской миссии (ЛАМ) в Коста-Рике и Всемирного радиомиссионерского братства, операторов радиостанции HCJB в Кито, Эквадор. В 1971 году был добавлен FM-радиопередатчик, названный «Радио Вида», а в 1974 году эти две радиостанции были зарегистрированы как Тропическая ассоциация радиовещания под управлением панамского совета директоров. К 2005 году в Панаме существовало не менее 13 евангельских радиостанций, 5 из которых принадлежали и управлялись Ассамблеями Бога, а также телеканал: «Hosanna Visión-Canal 37».
Экуменический комитет Панамы (COEPA) – это братская ассоциация церквей, основанная в 1986 году, которые исповедуют Иисуса Христа как Бога и Спасителя и стремятся исполнить своё общее призвание во славу Божью, способствуя при этом большему единству, диалогу и межрелигиозной деятельности. В настоящее время членами организации являются представители Евангелическо-методистской церкви Панамы, Римско-католической церкви, Епископально-англиканской церкви Панамы, баптистской церкви Голгофы, Методистской церкви в Карибском бассейне и Северной и Южной Америке, Греческой православной церкви и Русской православной церкви. Президентом COEPA является епископ Пабло Моралес из Евангелическо-методистской церкви Панамы.
Непротестантские христианские группы, представленные в стране, включают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (1 храм, 93 общины и 42 606 членов в 2007 году), Свидетелей Иеговы (235 залов царства с 11 704 членами в 2005 году), Христадельфианцев, Голос главного краеугольного камня (из Пуэрто-Рико), Конгрегацию Мита (из Пуэрто-Рико), Вселенская церковь Царства Божьего (из Бразилии, также называется Церковь сильной молитвы Святому Духу), Пятидесятническая церковь «Бог есть любовь» (из Бразилии), Церковь «Свет мира» (из Мексики), Школа христианского единства, Сейхо-Но-Ие, Филадельфийская церковь Бога и Евангелическая доктринальная церковь Порт-Пилона (основана в Панаме).
Восточные православные церкви в Панаме включают небольшую греческую православную общину, связанную с Греческой православной митрополией Центральной Америки под управлением митрополита Афинагора в городе Панама; Русскую православную греко-католическую церковь Трёх святителей, основанную в США в 1898 году и связанную с Московским патриаршим приходом; и Русскую православную церковь, связанную с Русской православной церковью за границей – РПЦЗ.
Кроме того, в Панаме существуют четыре независимые католические деноминации. Апостольская православная старокатолическая церковь (под управлением монсеньора Хорхе Родригеса-Виллы) представляет старокатолическую традицию. Апостольская община Богоматери Прекрасной Любви Панамы была основана монахом Орландо Энрике Рохас Бонилья (находится в Эль-Комуне, муниципалитет Толе провинции Чирики); она связана с общиной Богоматери Гваделупской, основанной в Коста-Рике монсеньором Хигинио Алас Гомесом в 2007 году (ранее эта группа была известна как Реформированная апостольская и католическая церковь, 2000-2005).
Воссоединённая апостольская католическая церковь (епархия Центральной Америки, Панамы и Вест-Индии) была основана в Коста-Рике архиепископом монсеньором Пабло Хосе де Хесус Мария (мирское имя: Франсиско Эдуардо де ла Эсприэлья Торренс); она связана с Бразильской апостольской католической церковью (основана монсеньором Карлосом Дуарте Коста, епископом Мауры), Свободной православной церковью Иберо-Америки и Византийской католической церковью, Inc. (под управлением патриарха Маркуса I) из Лос-Анджелеса, Калифорния. Экуменическая католическая церковь Христа связана с епархией Божьей Матери в Коста-Рике (под управлением монсеньора Себастьяна Эррера Пла) и является частью Апостольской администрации Центральной Америки, Панамы и Кубы (под управлением монсеньора Карла Р. Родига из Майами, Флорида).
Сегодня небольшое число растафарианцев (основанных на Ямайке в 1930-х годах) и приверженцев более древних религий африканского происхождения, таких как синкретическая религия негров-конго, миализм, обэа, «секты возрождения» и кумина, почти исключительно среди афро-панамского населения. Исторически некоторые из этих религий присутствовали в Панаме с начала африканской работорговли в Карибском бассейне до конца британского колониального периода.
Негрос конго ведут свою родословную от африканских рабов, завезённых в испанский колониальный период, и говорят на афро-испанском креольском языке, особенно на Карибском побережье провинции Колон, с центром в колониальном портовом городе Портобелло. Среди креольского населения британской Вест-Индии были распространены афро-карибские секты миализма (синкретическая религия, которая привлекала все африканские этнические группы на Ямайке и в Вест-Индии) и обэа (религия, вероятно, ашантийского происхождения, характеризующаяся практикой колдовства и ведовства, которая была объявлена вне закона в британских колониях в период рабства).
Кроме того, в 1800-х годах на Ямайке и в Британской Вест-Индии возникло несколько «возрожденческих» сект: Туземные баптисты, Духовные баптисты и Сионское возрождение (модификации миализма, которые вставляли знакомые элементы христианской веры – Библию, Бога, ангелов, архангелов, святых, апостолов и пророков – в модели поклонения, характерные для африканской религиозности); и Кумина (также известная как Пуккумина или Поко-мания), религиозная традиция, возникшая после эмансипации (1 августа отмечается как День эмансипации во всех странах Карибского бассейна) и восходящая к африканским подневольным слугам, которые были привезены на Ямайку из Центральной Африки, в которой «одержимость духами», ритуальное исцеление и жертвоприношение животных были центральными элементами (подобно Сантерии на Кубе и Пуэрто-Рико).
Другие религии включают традиционные системы верований индейцев (анимистические) среди гуайми (Нгабе Бугле), куна, чоко (Унаан и Эмбера), брибри, терибе (Насо) и буглере (Бокота); «народная религиозность» (синкретическая, практикуемая большинством испаноязычного населения); традиционные китайские религии: Даосизм, конфуцианство и буддизм; индуизм (включая Международное общество сознания Кришны, Международную организацию Шри Сатья Саи Бабы и Международное общество Трансцендентальной медитации-ТМ); Сант Мат (включая ЭКАНКАР, Путь света и звука, Сант Тхакар Сингх, Сурат Шадд Йога, Миссия Саван Кирпал Рухани, Наука духовности и Ассоциация медитации Верховного Мастера Чинг Хая); Сикх, ислам и Субуд; японский буддизм (Сока Гаккай Интернешнл из Панамы – храм Ничирен Сёсю) и синто; иудаизм; вера Бахаи; Древний и Мистический Орден Розае Круцис (AMORC); викка; доктринальная церковь Сверхсвета (американская доктринальная церковь – Основанная в США спиритуалистическая община); культурная ассоциация «Новый Акрополь"; спиритическое братство «Бог, любовь и милосердие» (основано в 1982 году); Латиноамериканская федерация парапсихологических и аналогичных наук; Фонд Сен-Жермена, Раэлианское движение; техники Ишайи; и Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, известная как Движение объединения, основанная в Корее преподобным Сун Мён Муном и издающая в Панаме испаноязычную газету «Tiempos del Mundo».
Начиная со строительства Панамской железной дороги в 1850-х годах, через Канаду и Ямайку прибыло много китайских рабочих, в основном из провинции Гуанчжоу, а также из колонии британской короны Гонконг. Вместе с китайскими иммигрантами в Канаду прибыли некоторые буддийские, даосские и конфуцианские традиции, в центре которых были семейные алтари, где почитались предки; к ним относятся религиозное общество Фа Ен и религиозное общество Ян Во.
Было несколько волн китайских иммигрантов, потомков которых сегодня насчитывается около 50 000 человек. С 1970-х годов в Панаме поселилось около 80 000 китайцев из других частей материкового Китая: 99% из них говорят на кантонском языке, хотя среди новоприбывших есть представители мандаринского языка и языка хакка. Со временем старые китайские иммигранты и их потомки начали ассимилироваться в панамском обществе, что часто означало переход в католицизм или протестантизм. Часовня Святого Сердца в Анконе сейчас является домом для китайской римско-католической общины, и существует дюжина или более евангелических китайских церквей, в основном расположенных в Панама-Сити и Колоне. Некоторые из евангелических церквей связаны с Китайской христианской миссией в Петалуме, Калифорния; Баптистской конвенцией; Христианским и миссионерским альянсом; или Евангелической свободной церковью.
С обретением независимости в Северной Америке началось строительство каналов, что, в свою очередь, привело к появлению международной рабочей силы и большему религиозному разнообразию. Индуистская и мусульманская общины Панамы, которые первоначально прибыли из британских колоний Гайана и Тринидад-Тобаго, впервые приехали в качестве рабочих канала между 1904 и 1913 годами. Большинство индусов ведут свои корни из штатов Гуджарат и Синд в Индии и Пакистане, соответственно. Многие предки сегодняшней мусульманской общины также родом из тех же мест, но с тех пор эта община пополнилась арабами, прибывшими через страны Южной Америки, а в последнее время и новообращёнными. Мусульмане живут в основном в Панама-Сити и Колоне, с меньшей концентрацией в Давиде и других провинциальных городах. Большинство современных мусульман имеют ливанское, палестинское или азиатско-индийское происхождение. По состоянию на март 1997 года в Республике Панама было четыре мечети (масаджид). В Панаме также есть несколько сикхов, почти все из которых ведут свои корни из Пенджаба.
Некоторые организации южно-азиатского субконтинента в Панаме – это Мусульманская религиозная ассоциация суннитов, Панамская мусульманская миссия (первоначальное название – Суннитское индо-пакистанское мусульманское общество, основано в 1929 году), Исламский фонд Панамы (Джама Масаджид), Панамская индуистская гражданская ассоциация, Общество храма Кришна Радха, Общество индуистов Панамы (Templo Hindu de Tumba Muerto), Общество индуистов Колона, Исламский культурный центр Колона и Гражданское общество Гуру Нанак Сахид.
Кроме того, в Панаме проживает около 10 000 ливанцев (некоторые из них православные христиане, другие – мусульмане), включая многих инвесторов, имеющих бизнес, связанный с зоной свободной торговли Колон, которая реэкспортирует огромное количество товаров по всей Америке. Начатая в 1948 году, эта зона сейчас является крупнейшей зоной свободной торговли в Америке и второй по величине в мире.
Небольшая еврейская община (около 9 000 человек) возникла в середине 19 века и включает 5 синагог: Синагога Бет Эль (ортодоксальная), синагога Шевет Ахим в Панама-Сити (ортодоксально-сефардская), синагога Ахават Сион (ортодоксально-сефардская), синагога Кол Шеарит Исраэль в Панама-Сити (реформистская) и синагога Ахват Ахим в Колоне. Вера Бахаи содержит один из семи Домов поклонения Бахаи в мире.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- 9 необычных причин влюбиться в Панаму
- «История одного часа» Кейт Шопен, краткое содержание
- Стали известны имена лауреатов фестиваля «Сандэнс-2015»
- Жозеф Лорассо: любовь в красках
- Выставка Ани Чариной «МОСКВА. ДРУГ ДЕТСТВА»
- Выставка «Врата Многогранности»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?