Папа Лев I читать ~5 мин.
Папа Лев I, также известный как Лев Святой и Лев Великий, был одним из самых влиятельных пап в раннем христианстве, председательствовавшим в период, когда вторжения варваров и теологические споры потрясли римский мир. Наибольшее влияние на него оказал его указ о том, что двойственная природа Христа, сформулированная Халкидонским собором, является официальной церковной доктриной. Он также сыграл важную роль в смягчении ущерба, нанесённого Риму нашествиями варваров.
Точно неизвестно, когда и где родился Лев, хотя, возможно, это было около 400 года в Тоскане. К 431 году он был влиятельным диаконом в христианской церкви и считался экспертом в области теологии; папы Целестин I и Сикст III советовались с ним по вопросам церковной доктрины. Похоже, что с самого начала своей карьеры он был противником еретических форм христианства. Его также уважали за дипломатические способности, о чем свидетельствует решение римского императора Валентиниана III послать Льва для разрешения спора между двумя его высшими чиновниками в Галлии, Флавием Аэцием и Альбином. Пока Лев был в отъезде с этой миссией в 440 году, Сикст умер, и Лев был выбран его преемником.
В первые годы пребывания Льва на посту папы главным направлением его деятельности было уничтожение еретических форм христианства, которые в то время появлялись во всем христианском мире. Двумя из его первых целей были пелагиане, которые отрицали концепцию первородного греха, и прискиллиане, которые выступали за крайние формы аскетизма. Лев осудил эти движения и призвал местные церковные организации искоренять эти формы ереси. Его самые серьёзные нападки были направлены против манихейства, ближневосточной религии, которая включала в себя элементы христианства и была очень популярна в империи (Августин Гиппонский следовал манихейству до того, как обратился в ортодоксальное христианство). В 445 году Лев убедил Валентиниана издать эдикт, очищающий город Рим от манихеев.
Противостояние Льва ереси исходило из его стремления к единству церкви. В этот период истории церкви, спустя всего несколько веков после того, как христианство стало мировой религией, существовали большие разногласия по основным теологическим вопросам, таким как, например, был ли Иисус из Назарета смертным, божественным или каким-то сочетанием двух этих качеств. Разногласия по таким теологическим вопросам часто выливались в насилие, и они часто были связаны с политическими движениями.
Например, германские вожди были в основном христианами-арианами, а восточные христиане Сирии и Египта были в основном монофизитами. Лев стремился продвигать строгую ортодоксию, чтобы создать как богословское, так и политическое единство в Римской империи. Продвижение ортодоксии было также способом утвердить власть папства над другими христианскими патриархами, особенно патриархом Константинополя. Лев часто пропагандировал почитание святого Петра, поскольку его статус первого папы в Риме придавал папству дополнительный авторитет.
Самое сильное заявление Льва о православии прозвучало на Халкидонском соборе в 451 году. Собор возник из-за «евтихианской проблемы», которая в основном сводилась к учению монофизитства. Монофизиты, название которых происходит от греческих слов «единый» и «природа», утверждали, что Иисус имел единую природу, в которой человеческая и божественная природы были объединены в одну. Лев же утверждал, что и человеческая, и божественная природы существовали в Иисусе одновременно, и что они сочетались на уровне, который люди не могли понять. Халкидонский собор постановил, что эта позиция «двух природ» является правильным изложением теологии. Отчасти для того, чтобы успокоить монофизитов восточных провинций, Лев позволил объявить епископа Константинополя патриархом, а других восточных патриархов подчинить ему. Лев надеялся, что этот собор раз и навсегда решит вопрос о природе Иисуса, но богословские споры продолжались ещё несколько столетий.
Лев руководил Ватиканом в то время, когда Западная Римская империя рушилась под непрекращающимся натиском варварских племён. Хотя официальное падение Рима обычно датируется 476 годом, ко времени папства Льва город потерял способность защищаться от огромных армий, которые приходили грабить его. Лев сделал все возможное, чтобы защитить свой город.
Когда в 452 году гунн Аттила повёл свою орду по Итальянскому полуострову, Лев встретил его к северу от Рима у реки Минчио и попросил пощадить город. Традиция приписывает вмешательство Льва в решение Аттилы повернуть назад, хотя, возможно, это было связано с ослаблением армии гуннов из-за болезней или прибытием свежих войск из Константинополя для защиты Рима. В любом случае, город был пощажён. Многие художники на протяжении веков изображали сцену, как Лев уговаривает Аттилу пощадить Рим.
Три года спустя Льва призвали защитить Рим от очередного нападения варваров, но на этот раз враг был здоровым, а у Рима не было восточных войск, на которые можно было бы положиться. В 455 году король вандалов Гайзерик, германское племя, которое уже завоевало римские территории в Испании, Северной Африке и Сицилии, повёл свою армию в атаку на Рим. Лев попросил его пощадить город. Гайзерик был христианином-арианином (древняя ветвь христианства, которая подчёркивала человечность Христа), но он все равно был христианином и уважал авторитет Льва. Гайзерик пообещал, что не будет никаких ненужных убийств, пыток или уничтожения имущества, хотя его армия провела 14 дней, грабя все ценное в городе (тщательность вандальского разграбления запомнилась в английском слове «вандализм»). Римляне, основательно ограбленные, но все ещё живые, воздали почести Льву за то, что он снова защитил город.
Лев умер в Риме 10 ноября 461 года и был похоронен в притворе базилики Святого Петра в Ватикане. Хотя он не искоренил ересь, он укрепил роль папы и помог укрепить ортодоксальное богословие западных христиан. Его 96 сохранившихся проповедей свидетельствуют о том, что он был ясным и сильным мыслителем. Католики отмечают его праздник 10 ноября (раньше он отмечался 11 апреля), а Восточная православная церковь чтит его 18 февраля.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?