Религия в Парагвае читать ~17 мин.
Парагвай – южноамериканская страна, не имеющая выхода к морю, размером примерно с Калифорнию, окружённая Аргентиной, Боливией и Бразилией. На его территории площадью 406 752 квадратных миль проживает примерно 6 млн человек, почти все они имеют смешанное испанское и индейское происхождение. К востоку от реки Парагвай расположены травянистые равнины, лесистые холмы и тропические леса; к западу от реки Парагвай (регион Чако) местность низкая, плоская и заболоченная.
В административном отношении страна разделена на 18 провинций, столицей которых является город Асунсьон в Центральной провинции. Сегодня Парагвай – это нация метисов (около 95%), результат скрещивания индейцев с испанскими колонистами и более поздними иммигрантами из Аргентины, Бразилии и Европы, в основном швейцарцами-итальянцами и немцами. Национальными языками являются испанский и гуарани, причём последний является доминирующим: около 75% парагвайцев говорят на испанском (язык бизнеса и правительства) и 90% – на гуарани. Испанский язык преобладает в столице Асунсьоне и прилегающих районах, а гуарани – во внутренних районах страны. Кроме того, многие лютеране и меннониты до сих пор говорят на немецком языке.
По религиозной принадлежности в Парагвае сегодня доминирует Римско-католическая церковь (85%), с незначительным представительством других религиозных групп: Протестанты (6,2%), другие религии (2,1%), нет или не указаны (2,1%).
Конституция предусматривает свободу религии, а другие законы и политика способствовали в целом свободному исповеданию религии. Закон на всех уровнях в полной мере защищает это право от злоупотреблений как со стороны государственных, так и частных субъектов. Правительство в целом уважает свободу вероисповедания на практике; однако иногда оно не обеспечивает соблюдение законов о свободе вероисповедания, когда происходят злоупотребления.
До прихода европейцев в долине реки Парагвай, которая делит территорию на два региона, доминировали три аборигенных народа. Вверх по течению реки гуарани были оседлым сельскохозяйственным народом. Ниже по реке, в так называемом регионе Чако, кочевые гуайкуру и пайягуас были охотниками, собирателями и рыболовами. Три другие индейские группы, объединённые языком, дифференцировались на более чем 100 подгрупп.
Иберийский римский католицизм пришёл в Парагвай вместе с испанскими конкистадорами, и папский указ учредил епископство Богоматери Асунсьонской в 1547 году, через 11 лет после основания Асунсьона Хуаном де Айоласом в 1536 году. Первым епископом был отец Педро де Ла Торре, францисканец, который прибыл в Асунсьон в 1555 году во время второго правления Мартинеса де Иралы. Епархия находилась в прямой зависимости от Святого Престола в Риме, и её юрисдикция распространялась на всю территорию Рио-де-ла-Плата, которая была разделена на 102 прихода, 6 из которых находились в столице.
Нынешний кафедральный собор Асунсьона был официально освящён 27 октября 1845 года. Наиболее важным для развития католической церкви было то, что после 1588 года священники-иезуиты и францисканцы начали евангелизацию среди гуарани и других индейских групп вдоль различных рек, включая районы, ныне входящие в состав соседних государств, с целью их умиротворения и обращения. Они разработали систему общинных городов, которая в точности повторяла сельскохозяйственное общество, ранее развивавшееся среди гуарани. Они также разработали письменную форму языка гуарани.
Иезуиты вскоре поняли, что им необходимо защитить индейцев от порабощения испанскими и португальскими колонизаторами, если они собираются обратить их в католическую веру. С 1609 по 1767 год иезуиты основали и содержали миссии среди гуарани и других племён в верхней части Рио-де-ла-Плата, где коренные жители были поселены в системе общинных городов, называемых редукциями (reducciones), под управлением иезуитов.
По Мадридскому договору 1750 года территория, занятая миссиями иезуитов-гуарани, перешла из-под юрисдикции Испании в ведение Португалии. Хотя Испания, по крайней мере официально, больше не разрешала рабство, эта бесчеловечная практика была узаконена на португальских территориях. Вскоре после этого испанские правители приказали распустить иезуитские миссии, а папа Климент XIV подавил иезуитов, вынудив миссионеров отказаться от работы примерно в 100 редукциях на Американском континенте, в том числе в Парагвае. Однако в 1754 году индейцы гуарани и несколько иезуитов-диссидентов отказались подчиниться приказу о роспуске миссий и устроили недолгое восстание, которое было жестоко подавлено испанскими властями.
Деятельность иезуитов вступила в конфликт с растущим желанием богатых испанских землевладельцев контролировать Парагвай, что способствовало изгнанию иезуитов в 1767 году испанским королём Карлом III. Многие парагвайские индейцы были захвачены и проданы в рабство, где они постепенно влились в общество метисов; однако те, кому удалось бежать, обычно возвращались к своему коренному образу жизни в отдалённых районах. После 1767 года духовное управление иезуитскими редукциями было передано францисканцам и другим религиозным орденам, а государственное управление – испанским и португальским гражданским чиновникам.
Церковь сильно пострадала в 19 веке. Она потеряла половину своих членов в войне Тройственного союза (1865-1870) и никогда не имела достаточного количества священников. Католицизм по-прежнему доминирует на всей территории страны, но церковь остаётся относительно бедной, и в Парагвае широко распространён народный католицизм, возникший в различных частях Южной Америки и смешивающий католическую веру с традиционными анимистическими религиями.
На протяжении большей части XIX века отношения между церковью и государством варьировались от безразличных до враждебных. Государство взяло на себя прерогативы королевского покровительства, которые Ватикан предоставил испанским правителям, и стремилось контролировать как епископов, так и духовенство. Президент Хосе Гаспар Родригес де Франсия был приверженцем светского государства; он был бережлив и жесток до невозможности; он ненавидел всех иностранцев и боялся любых иностранных связей; он был яростно антиклерикален. Он подавил монашеские ордена, отменил десятину, ввёл гражданские браки и прервал связь с Ватиканом. Президент Франсиско Солано Лопес использовал церковь как филиал правительства; он привлекал священников в качестве тайных агентов, чтобы докладывать о признаках недовольства и подрывной деятельности среди населения.
Отношения церкви и государства ухудшились после того, как правительство казнило епископа Асунсьона, Мануэля Антонио Паласио, во время войны Тройственного союза. Когда война закончилась, во всей стране осталось только 55 священников, и церковь оставалась без епископа в течение 11 лет.
Современная парагвайская католическая церковь была создана в основном под руководством монсеньора Хуана Синфориано Богарона, архиепископа Асунсьона, и его преемника, монсеньора Анибала Мена Порта. Оба они представляли себе церковь, роль которой в политической борьбе в Парагвае заключалась в роли нейтрального посредника между различными претендентами на власть. После Порты архиепископом стал монсеньор Исмаэль Блас Ролдан Сильверо, а за ним последовал монсеньор Фелипе Сантьяго Бенитес Авалос. Современные архиепископы подчёркивали важность соблюдения прав человека, укрепления демократии и поощрения политического диалога между всеми социальными слоями.
Начиная с конца 1950-х годов, епископы и священники часто враждовали с правительством страны. Конфронтация началась с отдельных священников, которые читали проповеди, призывающие к политической свободе и социальной справедливости. Политическая и правозащитная деятельность духовенства и различных светских групп, таких как «Католическое действие», подтолкнула церковную иерархию к все более критическим заявлениям в адрес режима президента Стросснера (с 1954 года), который был окончательно свергнут в результате военного переворота в 1989 году.
Библеист Хосе Луис Каравиас работал с Христианской аграрной лигой с 1960-х годов; он был главным редактором книги Vivir como Hermanos (Живите как братья), опубликованной в 1971 году, которая является одним из самых важных документов, созданных в Парагвае сторонниками Теологии освобождения, социально и политически прогрессивного латиноамериканского католического движения.
В 1960-е и последующие годы в Парагвайской католической церкви возникли различные противоречия, вызванные вызовами Второго Ватиканского собора (1962-1965), Конференции латиноамериканских епископов, состоявшейся в Медельине (Колумбия) в 1968 году, латиноамериканской теологией освобождения и движением «Католическое харизматическое обновление». Эти мощные новые течения поляризовали католических епископов, священников (епархиальных и религиозных), братьев и сестёр (членов религиозных орденов) и мирян в целом на различные фракции.
Традиционалисты хотели, чтобы церковь оставалась такой, какой она была до реформ, одобренных Вторым Ватиканским собором (середина 1960-х годов), с акцентом на апостольскую власть, ортодоксальное богословие, таинства и личное благочестие. Реформаторы в целом поддерживали позицию церкви, занятую после Второго Ватиканского собора, – модернизацию и терпимость к разнообразию, основанную на её официальной социальной доктрине. Прогрессисты, вдохновлённые реформами, одобренными на Второй Ватиканской и Медельинской конференциях, стремились реализовать новое видение «льготного выбора для бедных» через социальные и политические действия, направленные на преобразование парагвайского общества и установление социальной справедливости мирными демократическими средствами. Радикалы приняли марксистскую теологию освобождения и выступали за насильственную революцию народа как средство свержения правой военной диктатуры и создания социалистического государства, которое будет служить бедным маргинализированным массам. Харизматики стремились преобразовать духовную и общинную жизнь католиков с помощью силы и даров Святого Духа (включая «крещение Святым Духом и говорение на языках»), а не путём политической и социальной активности.
На протяжении 1970-х и 1980-х годов церковные власти критиковали отсутствие политической свободы в Парагвае и неудовлетворительные показатели правительства в области прав человека, а также проводили спорадические студенческие демонстрации против правительства и его репрессивных мер. Правительство высылало священнослужителей иностранного происхождения и периодически закрывало Католический университет Богоматери Асунсьонской, католический новостной журнал и католическую радиостанцию. В ответ архиепископ Асунсьона отлучил от церкви нескольких видных государственных чиновников и отказался вместе с другими священнослужителями участвовать в крупных гражданских и религиозных праздниках.
В начале 1990-х годов Конференция католических епископов Парагвая в заявлении под названием «Единая конституция для нашей нации», подписанном 14 епископами, заявила: «Если в другие времена эта нация полностью отождествляла себя с католической религией, то логично было говорить об официальной религии. Сейчас плюрализм лучше характеризует гражданское общество, и не представляется оправданным иметь одну церковь, соединённую с государством, которое по этой причине отражает нечто, навязанное народу силой. (Католическая) церковь не хочет путать народ или путать себя с государством».
Таким образом, католическая церковь Парагвая оказала безоговорочную поддержку установлению новой эры религиозной свободы в стране, которая началась с утверждения Конгрессом новой Конституции в феврале 1993 года.
Римский католицизм по-прежнему доминирует в стране. В 2002 году около 5,3 миллиона парагвайцев были католиками (или около 89,6% населения страны). Традиционные анимистические религии индейцев Парагвая сохранились, хотя в колониальные времена к ним добавился римский католицизм. Это привело к возникновению парагвайского «народного католицизма» (синкретизма) среди индейцев и испаноязычного населения. Для многих парагвайцев принадлежность к Римско-католической церкви является скорее социальным долгом, чем моральным и духовным обязательством: менее 20% католиков регулярно посещают мессу.
Однако одним из главных событий в католическом календаре является ежегодное паломничество в колониальный город Каакупе (основан в 1770 году), столицу провинции Кордильера на юго-западе страны. Там 8 декабря проводится крупный религиозный фестиваль в честь статуэтки Богоматери Чудес. Считается, что эта статуэтка, вырезанная в XVI веке набожным новообращённым, обладает целебными свойствами (синкретизм). В центре города возвышается огромная базилика, куда ежегодно съезжаются на фестиваль около 300 000 человек.
В 2001 году в архиепархии Асунсьона насчитывалось всего 774 000 приверженцев католицизма из общего населения города в 1 602 173 человека, или около 48%. Однако самый низкий процент приверженцев католицизма был зарегистрирован в апостольском викариатстве Полкомайо – всего 45,7% от общей численности населения в 75 000 человек. В остальных епархиях страны доля католического населения в 2001 году колебалась в пределах 80 и 90 процентилей. Религиозный номинализм, похоже, является доминирующей характеристикой парагвайского католицизма сегодня.
В 2004 году Парагвайская католическая церковь сообщила об одном архидиоцезе (Асунсьон, основан в 1929 году) и 13 епархиях с 358 приходами, которые обслуживали 355 светских священников и 428 религиозных священников (всего 783), которым помогали 120 постоянных диаконов, 745 религиозных мужчин и 2 132 религиозных работницы. Архиепископом является Эустакио Пастор Кукехо Верга, C.Ss.R. (Конгрегация Святого Искупителя), назначенный в 2002 году.
Первая протестантская деятельность началась в Парагвае в середине 19 века с прибытием агентов Американского библейского общества (1856), за которыми последовали миссионеры Методистской епископальной церкви (1886), Церкви Англии (1886) и немецких лютеран (1893, Евангелическая церковь реки Плата). Именно североамериканский методист стал первым миссионером-резидентом в Парагвае в 1886 году. Два года спустя в Парагвай прибыла Англиканская церковь, когда Южноамериканское миссионерское общество (SAMS) перенесло своё внимание с коренных жителей Патагонии на юге Аргентины на регион Чако в Парагвае. Среди достижений Общества – разработка письменности для народа ленгуа и выпуск Библии на языке ленгуа.
В начале 20 века среди растущего иммигрантского населения или в результате миссионерских усилий из Европы и Северной Америки появились десятки других протестантских групп, а в более позднее время, особенно в 1950-х и 1960-х годах, были основаны разнообразные пятидесятнические и другие непятидесятнические группы.
Среди групп, начавших работу в Парагвае после 1900 года, следует отметить базирующуюся в США Церковь адвентистов седьмого дня (1900), которая прибыла первой, за ней последовали Миссионерское братство Нового Завета (1902), Миссионерское общество Внутренней Южной Америки (1902), Христианские миссии во многих землях (1909, Христианское братство) и Армия спасения (1910), причём большинство более поздних групп были из Великобритании.
В 1917 году прибыло Объединённое христианское миссионерское общество (Христианская церковь (Ученики Христа)), которое в конечном итоге взяло на себя работу методистов. В 1919 году Аргентинская баптистская конвенция начала работу в Парагвае, и позже они обратились за помощью к Южной баптистской конвенции (1945).
В 1927 году была основана первая меннонитская колония среди русских иммигрантов, что привело к привлечению Центрального комитета меннонитов в 1930 году. В 1931 году прибыл Миссионерский союз Нового Завета, а в 1935 году – Меннонитская братская церковь Америки, которая начала работу среди индейцев-ленгуа. Лютеранская церковь – Миссурийский синод отправила своих первых миссионеров в 1938 году для работы среди немецких иммигрантов.
Появление первых пятидесятнических миссий среди европейских иммигрантов в 1938 году (церковь Филадельфия в Стокгольме и Шведская свободная миссия) привело к появлению аргентинских Ассамблей Бога в 1943 году и американских Ассамблей Бога в 1945 году, которые пришли на помощь своим российским коллегам. С тех пор пятидесятничество в Парагвае развивается очень успешно, и в последние годы возникло несколько автохтонных пятидесятнических церквей.
Последствия Второй мировой войны стали ещё одним катализатором развития религии в Парагвае. Общество братьев (ныне Международные церковные общины), немецкая общинная группа, созданная по образцу хаттеритов, бежала из Германии и поселилась в Парагвае в 1941 году. К ним присоединились русские и украинские иммигранты, которые также попали в Парагвай в начале 1940-х годов. Парагвай стал магнитом для меннонитов, первыми из которых были беженцы из недавно созданного Советского Союза. После обустройства они начали миссионерскую работу среди населения региона Чако и обратились за помощью к североамериканским меннонитам. В результате была развёрнута обширная работа среди группы сельскохозяйственных колоний, которая в итоге стала Евангелической меннонитской церковью в Парагвае.
Несколько других деноминаций также прибыли в течение 1940-х годов: Братство полного Евангелия Благодати (1940), Свободная методистская церковь Северной Америки (1948-1952), фундаменталистская Миссия новых племён (1946), Меннонитская церковь Генеральной конференции (1952), Евангелическая лютеранская церковь (1949), Сеть меннонитских миссий (1952), Всемирные миссии Церкви Бога (1954, из Кливленда, Теннесси) и Евангелическая конференция меннонитов (1957, из Канады).
Исторически сложилось так, что до 1900 года в Парагвай прибыли только 5 протестантских миссий и агентств служения; ещё 12 прибыли в период с 1900 по 1939 год; ещё 20 групп прибыли в период с 1940 по 1979 год; а с 1980 года не менее 30 новых групп начали работу в Парагвае.
До 1950-х годов общая численность протестантов в Парагвае составляла менее 10 000 человек, но к 2002 году она выросла до 364 839 человек, или 6,2% от общей численности населения (перепись 2002 года). Крупнейшими протестантскими деноминациями в Парагвае были Евангелическая баптистская конвенция (10 500 приверженцев; связана с Южным баптизмом), Ассамблеи Бога (связана с США) и Ассамблеи Бога (связана с США). Евангелическая церковь реки Плата (лютеранская, 8 850 приверженцев); все меннониты (8 850 приверженцев); Церковь адвентистов седьмого дня (7 800 приверженцев); англикане (члены Англиканской церкви Южного конуса Америки, около 1 900 приверженцев); и Церковь Бога (Кливленд, штат Теннесси) (1 550 приверженцев). Кроме того, существует 24 меннонитские деноминации и организации служения, которые представляют примерно 70 000 человек (всех возрастов), большинство из которых проживают в 17 сельскохозяйственных колониях, разбросанных по северным и восточным регионам Парагвая.
В Парагвае нет церквей, являющихся членами Всемирного совета церквей. Консервативные евангелические церкви сотрудничают с Ассоциацией пасторов Парагвая, которая, в свою очередь, связана с Всемирным евангелическим альянсом.
В 2002 году около 2,1% населения составляли приверженцы других религиозных групп. Одной из них была Украинская православная церковь, насчитывающая около 500 приверженцев, и ещё 975 православных верующих (неуточненных) были зарегистрированы в 2002 году (перепись населения). Также присутствуют следующие неопротестантские маргинальные христианские группы: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны, 9 374 приверженцев в 2002 году), Свидетели Иеговы (11 805 приверженцев в 2002 году), независимая квази-пятидесятническая церковь «Народ Бога» (около 12 000 приверженцев в 2002 году, хотя официальные представители церкви заявляют о 150 000 приверженцев), пятидесятническая церковь «Бог есть любовь» (1 300 приверженцев), Вселенская церковь Царства Божьего (700 приверженцев), «Голос главного краеугольного камня» и другие.
Появились разнообразные нехристианские религии, многие из которых возникли после 1940 года, особенно среди иммигрантов с Ближнего Востока (иудаизм, ислам и бахаи) и Азии (индуистские, буддийские и синтоистские секты). Анимистические религии индейцев продолжают существовать, особенно в западном регионе Чако, где в 2002 году (перепись населения) насчитывалось около 25 000 приверженцев.
К 1912 году в Парагвай мигрировало достаточное количество евреев, в основном из Германии, что послужило основанием для организации первоначальной еврейской общины. Сегодня в Парагвае проживает примерно 1 100 евреев, основной структурой которых является Consejo Representativo Israelita del Paraguay со штаб-квартирой в Асунсьоне. В столице есть три ортодоксальные еврейские синагоги: одна ашкеназская, одна сефардская и одна Хабад (Любавичская).
В Парагвае существует небольшая мусульманская община (872 приверженца в 2002 году), в основном в провинциях Асунсьон и Альто-Парана, в результате ближневосточной иммиграции из Сирии, Ливана и Палестины. Присутствует также ассоциация Субуд. Вера Бахаи основала своё первое местное духовное собрание в Асунсьоне в 1944 году. Она распространилась среди коренных народов янаигуа, чулупи и мака.
Иммигранты из Кореи и Японии привнесли буддизм (около 2 000 приверженцев в 2002 году) и японские религии, включая Сейхо-но-Ие, Синто, Сока Гаккай Интернэшнл, Рейюкай Америка, Ничирен Сёсю, Тенрикё и Буддийский орден Фогуаншань.
Индуизм представлен Международным обществом сознания Кришны (ISKCON), движением Трансцендентальной медитации (ТМ) (в настоящее время организованным как Глобальная страна мира во всем мире) и движением Сатья Саи Бабы.
Также в Парагвае представлены религиозные движения, представляющие западную эзотерическую традицию: Рози караси, Великое универсальное братство (GFU; из Венесуэлы), Центр гностических исследований антропологии и науки, культурные центры «Новый Акрополь» и Фонд Кафх; афро-бразильские религии Кондомбле и Умбанда; и традиции экстрасенсов-спиритуалистов нью-эйдж: научная школа Базилио, спиритуалистические центры Кардека (спиритизм), Парагвайский центр спиритуалистической философии, Церковь Объединения преподобного Сун Мён Муна и другие. В 2000 году должностные лица Церкви Объединения приобрели 300 000 гектаров земли в Парагвае для вырубки леса и экспорта древесины в Азию. Приобретённая земля является исконной территорией коренного народа чамакоко (ишир), проживающего в северном регионе страны.
Население без религии или без заявленной религиозной принадлежности (включая атеистов и агностиков) составляло 2,1% в 2002 году (около 81 500 человек).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?