Религия в Парагвае читать ~14 мин.
Парагвай — южноамериканская страна, не имеющая выхода к морю, по размеру сравнимая с Калифорнией и окружённая Аргентиной, Боливией и Бразилией. На его территории площадью 406 752 квадратных километра проживает примерно 7,6 млн человек. Большинство населения — метисы (около 75%), также в стране есть значительная доля белого населения (около 20%), что является результатом смешения коренных народов гуарани с испанскими колонистами и более поздними иммигрантами из Аргентины, Бразилии и Европы (в основном, швейцарцами-итальянцами и немцами). К востоку от реки Парагвай расположены травянистые равнины, лесистые холмы и тропические леса; к западу (в регионе Чако) местность низкая, плоская и заболоченная.
В административном отношении страна разделена на 17 департаментов и столичный округ Асунсьон. Национальными языками являются испанский и гуарани, причём последний доминирует: около 75% парагвайцев говорят на испанском (язык бизнеса и правительства) и 90% — на гуарани. Испанский язык преобладает в столице и прилегающих районах, а гуарани — во внутренних областях страны. Кроме того, многие лютеране и меннониты до сих пор говорят по-немецки.
По данным переписи 2002 года, большинство населения Парагвая исповедует католицизм (89,6%), хотя доля католиков постепенно сокращается. Протестанты различных деноминаций составляют 6,2% населения. Конституция Парагвая предусматривает свободу вероисповедания. Другие законы и государственная политика также способствуют в целом свободному исповеданию религии, а право на это защищено от злоупотреблений как со стороны государственных, так и частных субъектов.
До прихода европейцев в долине реки Парагвай, которая делит территорию на два региона, доминировали три коренных народа. В верховьях реки жили гуарани, ведшие оседлый земледельческий образ жизни. В низовьях, в регионе Чако, кочевые народы гуайкуру и пайягуа были охотниками, собирателями и рыболовами. Три другие индейские группы, объединённые общим языком, делились более чем на 100 подгрупп.
Иберийский римский католицизм пришёл в Парагвай вместе с испанскими конкистадорами. В 1547 году, через 10 лет после основания Асунсьона Хуаном де Саласаром-и-Эспиносой, папским указом было учреждено епископство Успения Пресвятой Богородицы. Первым епископом стал францисканец Педро де ла Торре, прибывший в Асунсьон в 1555 году. Епархия находилась в прямой зависимости от Святого Престола в Риме, и её юрисдикция распространялась на всю территорию Рио-де-ла-Платы, которая была разделена на 102 прихода, 6 из которых находились в столице.
Нынешний кафедральный собор Асунсьона был официально освящён 27 октября 1845 года. Важнейшую роль в развитии католической церкви сыграли иезуитские и францисканские священники, которые после 1588 года начали евангелизацию гуарани и других коренных народов. Их целью было обращение индейцев в христианство и их умиротворение. Миссионеры разработали систему общинных поселений, повторявшую сельскохозяйственный уклад гуарани, а также создали письменную форму языка гуарани.
Иезуиты вскоре поняли, что для успешного обращения индейцев в католичество их необходимо защищать от порабощения испанскими и португальскими колонизаторами. С 1609 по 1767 год они основали и поддерживали миссии среди гуарани и других племён в верхней части Рио-де-ла-Платы. Коренные жители были поселены в систему общинных городов, называемых редукциями (reducciones), которые находились под управлением иезуитов.
По Мадридскому договору 1750 года территория, занятая иезуитскими миссиями, перешла из-под юрисдикции Испании в ведение Португалии. Хотя в испанских владениях рабство, по крайней мере официально, было запрещено, на португальских территориях эта бесчеловечная практика была узаконена. Вскоре испанские власти приказали распустить иезуитские миссии, а папа Климент XIV упразднил орден иезуитов. Это вынудило миссионеров покинуть около 100 редукций на Американском континенте, в том числе в Парагвае. Однако в 1754 году индейцы гуарани и несколько иезуитов-диссидентов отказались подчиниться приказу и подняли недолгое восстание, которое было жестоко подавлено испанскими властями.
Деятельность иезуитов вступила в конфликт с интересами богатых испанских землевладельцев, стремившихся контролировать Парагвай, что способствовало изгнанию ордена в 1767 году по приказу испанского короля Карла III. Многие парагвайские индейцы были захвачены и проданы в рабство, где они постепенно ассимилировались в обществе метисов. Те, кому удалось бежать, вернулись к своему традиционному образу жизни в отдалённых районах. После 1767 года духовное управление бывшими иезуитскими редукциями было передано францисканцам и другим орденам, а светское — испанским и португальским чиновникам.
Церковь сильно пострадала в XIX веке. Она потеряла половину своих членов в Войне Тройственного союза (1864–1870) против Аргентины, Бразилии и Уругвая и так и не смогла восстановить достаточное число священников. Католицизм по-прежнему доминирует в стране, но церковь остаётся относительно бедной. В Парагвае широко распространён народный католицизм, возникший в разных частях Южной Америки и смешавший католическую веру с традиционными анимистическими религиями.
На протяжении большей части XIX века отношения между церковью и государством варьировались от безразличных до враждебных. Государство взяло на себя прерогативы королевского покровительства (патроната), которые Ватикан предоставил испанским монархам, и стремилось контролировать епископов и духовенство. Президент Хосе Гаспар Родригес де Франсия был сторонником светского государства, отличался бережливостью и чрезвычайной жестокостью, ненавидел иностранцев, боялся любых внешних связей и был ярым антиклерикалом. Он упразднил монашеские ордена и десятину, ввёл гражданские браки и прервал связь с Ватиканом. Президент Франсиско Солано Лопес использовал церковь как придаток правительства, привлекая священников в качестве тайных агентов для доносов о признаках недовольства и подрывной деятельности.
Отношения церкви и государства ещё больше ухудшились после того, как правительство казнило епископа Асунсьона Мануэля Антонио Паласио во время Войны Тройственного союза. Когда война закончилась, во всей стране осталось лишь 55 священников, а церковь 11 лет оставалась без епископа.
Современная парагвайская католическая церковь была создана в основном под руководством монсеньора Хуана Синфориано Богарина, архиепископа Асунсьона, и его преемника, монсеньора Анибала Мена Порты. Оба они видели роль церкви в политической борьбе Парагвая как нейтрального посредника между различными претендентами на власть. После Порты архиепископом стал монсеньор Исмаэль Блас Ролон Сильверо, а за ним последовал монсеньор Фелипе Сантьяго Бенитес Авалос. Современные архиепископы подчёркивают важность соблюдения прав человека, укрепления демократии и поощрения политического диалога между всеми социальными слоями.
Начиная с конца 1950-х годов епископы и священники часто конфликтовали с правительством. Противостояние началось с отдельных священников, которые в своих проповедях призывали к политической свободе и социальной справедливости. Политическая и правозащитная деятельность духовенства и светских групп, таких как «Католическое действие», подтолкнула церковную иерархию к всё более критическим заявлениям в адрес диктаторского режима президента Альфредо Стресснера (правил с 1954 года), который был свергнут в результате военного переворота в 1989 году.
Библеист Хосе Луис Каравиас с 1960-х годов работал с Христианской аграрной лигой. Он был главным редактором книги «Vivir como Hermanos» («Жить как братья»), опубликованной в 1971 году. Эта книга является одним из важнейших документов, созданных в Парагвае сторонниками теологии освобождения — социально и политически прогрессивного латиноамериканского католического движения.
В 1960-е годы и позднее в парагвайской католической церкви возникли различные течения, вызванные решениями Второго Ватиканского собора (1962–1965), Конференцией латиноамериканских епископов в Медельине (Колумбия) в 1968 году, латиноамериканской теологией освобождения и движением «Католическое харизматическое обновление». Эти новые веяния разделили католических епископов, священников, монашествующих и мирян на несколько фракций.
Традиционалисты хотели, чтобы церковь оставалась такой, какой она была до реформ Второго Ватиканского собора, с акцентом на апостольскую власть, ортодоксальное богословие, таинства и личное благочестие. Реформаторы в целом поддерживали модернизацию и терпимость к разнообразию. Прогрессисты, вдохновлённые реформами, стремились реализовать концепцию «льготного выбора для бедных» через социальные и политические действия. Радикалы приняли марксистскую теологию освобождения и выступали за насильственную революцию для свержения правой военной диктатуры. Харизматики стремились преобразовать духовную жизнь католиков через силу и дары Святого Духа, а не через политическую активность.
На протяжении 1970-х и 1980-х годов церковные власти критиковали отсутствие политической свободы в Парагвае и нарушения прав человека, а также поддерживали студенческие демонстрации против правительства. В ответ правительство высылало священнослужителей иностранного происхождения и периодически закрывало Католический университет Успения Пресвятой Богородицы, католический новостной журнал и католическую радиостанцию. Архиепископ Асунсьона отлучил от церкви нескольких видных государственных чиновников и вместе с другими священнослужителями отказывался участвовать в крупных гражданских и религиозных праздниках.
В начале 1990-х годов Конференция католических епископов Парагвая в заявлении под названием «Единая конституция для нашей нации» заявила: “Если в другие времена эта нация полностью отождествляла себя с католической религией, то логично было говорить об официальной религии. Сейчас плюрализм лучше характеризует гражданское общество, и не представляется оправданным иметь одну церковь, соединённую с государством… (Католическая) церковь не хочет путать народ или путать себя с государством”.
Таким образом, католическая церковь Парагвая оказала безоговорочную поддержку установлению новой эры религиозной свободы в стране, которая началась с принятия новой Конституции в 1992 году, отделившей церковь от государства.
Римский католицизм по-прежнему доминирует в стране. В 2002 году около 5,3 млн парагвайцев были католиками (около 89,6% населения). Традиционные анимистические религии коренных народов Парагвая сохранились, хотя в колониальные времена к ним добавился католицизм. Это привело к возникновению парагвайского «народного католицизма» (синкретизма). Для многих парагвайцев принадлежность к Римско-католической церкви является скорее социальной традицией, чем духовным обязательством: менее 20% католиков регулярно посещают мессу.
Одним из главных событий в католическом календаре является ежегодное паломничество в колониальный город Каакупе (основан в 1770 году), столицу департамента Кордильера. Там 8 декабря проходит крупный религиозный фестиваль в честь статуэтки Богоматери Чудес. Считается, что эта статуэтка, вырезанная в XVI веке новообращённым индейцем, обладает целебными свойствами. В центре города возвышается огромная базилика, куда ежегодно съезжаются на фестиваль около 300 000 человек.
В 2001 году в архиепархии Асунсьона насчитывалось 774 000 католиков из общего населения города в 1 602 173 человека (около 48%). Самый низкий процент католиков был зарегистрирован в апостольском викариате Пилькомайо — всего 45,7% от 75 000 человек. В остальных епархиях доля католического населения в 2001 году колебалась от 80 до 90%. Религиозный номинализм, по-видимому, является доминирующей характеристикой парагвайского католицизма сегодня.
По состоянию на 2004 год Католическая церковь в Парагвае включала одну архиепархию (Асунсьон), 11 епархий и два апостольских викариата. В стране действовало 358 приходов, которые обслуживали 355 епархиальных и 428 монашествующих священников (всего 783). Им помогали 120 постоянных диаконов, 745 монахов и 2132 монахини. Архиепископом с 2002 года являлся Эустакио Пастор Кукехо Верга, C.Ss.R. (Конгрегация Святейшего Искупителя).
Первая протестантская деятельность началась в Парагвае в середине XIX века с прибытием агентов Американского библейского общества (1856), за которыми последовали миссионеры Методистской епископальной церкви (1886), Церкви Англии (1886) и немецких лютеран (1893, Евангелическая церковь Рио-де-ла-Платы). Североамериканский методист стал первым миссионером-резидентом в стране в 1886 году. Два года спустя в Парагвай прибыла Англиканская церковь, когда Южноамериканское миссионерское общество (SAMS) перенесло своё внимание с коренных жителей Патагонии на регион Чако. Среди достижений общества — разработка письменности для народа ленгуа и издание Библии на их языке.
В начале XX века появились десятки других протестантских групп. Позже, особенно в 1950-х и 1960-х годах, были основаны разнообразные пятидесятнические и другие непятидесятнические церкви. Среди групп, начавших работу после 1900 года, были Церковь адвентистов седьмого дня (1900), Миссионерское братство Нового Завета (1902), Миссионерское общество Внутренней Южной Америки (1902), Христианские миссии во многих землях (1909) и Армия спасения (1910).
В 1917 году прибыло Объединённое христианское миссионерское общество (Христианская церковь (Ученики Христа)), которое в конечном итоге взяло на себя работу методистов. В 1919 году Аргентинская баптистская конвенция начала деятельность в Парагвае, позже обратившись за помощью к Южной баптистской конвенции (1945).
В 1927 году была основана первая меннонитская колония среди иммигрантов из России, что привело к привлечению Центрального комитета меннонитов в 1930 году. Позднее прибыли и другие группы, включая Миссионерский союз Нового Завета (1931), Меннонитскую братскую церковь Америки (1935) и Лютеранскую церковь — Миссурийский синод (1938).
Появление первых пятидесятнических миссий среди европейских иммигрантов в 1938 году (церковь «Филадельфия» из Стокгольма и Шведская свободная миссия) привело к прибытию аргентинских Ассамблей Бога в 1943 году и американских Ассамблей Бога в 1945 году. С тех пор пятидесятничество в Парагвае успешно развивается, и в последние годы возникло несколько автохтонных пятидесятнических церквей.
Последствия Второй мировой войны стали ещё одним катализатором развития религии. Общество братьев, немецкая общинная группа по образцу гуттеритов, бежала из Германии и поселилась в Парагвае в 1941 году. К ним присоединились русские и украинские иммигранты. Парагвай стал магнитом для меннонитов, первыми из которых были беженцы из недавно созданного Советского Союза. После обустройства они начали миссионерскую работу среди населения региона Чако, что привело к созданию Евангелической меннонитской церкви в Парагвае.
В 1940-х и 1950-х годах прибыли и другие деноминации: Братство полного Евангелия Благодати (1940), Свободная методистская церковь Северной Америки (1948–1952), фундаменталистская Миссия новых племён (1946), Церковь Бога (Кливленд, Теннесси) (1954) и другие.
Исторически до 1900 года в Парагвай прибыли только 5 протестантских миссий; ещё 12 — в период с 1900 по 1939 год; 20 — с 1940 по 1979 год; и не менее 30 новых групп начали работу с 1980 года.
До 1950-х годов общая численность протестантов в Парагвае составляла менее 10 000 человек, но к 2002 году она выросла до 364 839 человек, или 6,2% от населения страны. Крупнейшими протестантскими деноминациями были Евангелическая баптистская конвенция (10 500 членов), Ассамблеи Бога, Евангелическая церковь Рио-де-ла-Платы (лютеранская, 8 850), все меннонитские общины (в совокупности около 70 000 человек всех возрастов), Церковь адвентистов седьмого дня (7 800) и англикане (1 900).
Ни одна из парагвайских церквей не является членом Всемирного совета церквей. Консервативные евангелические церкви сотрудничают с Ассоциацией пасторов Парагвая, которая, в свою очередь, связана со Всемирным евангелическим альянсом.
В 2002 году около 2,1% населения составляли приверженцы других религиозных групп. К ним относилась Украинская православная церковь (около 500 приверженцев) и другие православные (975 человек). Также присутствуют Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны, 9 374 человека), Свидетели Иеговы (11 805), независимая церковь «Народ Бога» (около 12 000), пятидесятническая церковь «Бог есть любовь» (1 300) и Вселенская церковь Царства Божьего.
Появились и разнообразные нехристианские религии, многие из которых возникли после 1940 года, особенно среди иммигрантов с Ближнего Востока (иудаизм, ислам, бахаи) и из Азии (индуистские, буддийские и синтоистские секты). Анимистические религии коренных народов продолжают существовать, особенно в западном регионе Чако, где в 2002 году насчитывалось около 25 000 их приверженцев.
К 1912 году в Парагвай мигрировало достаточное количество евреев, в основном из Германии, что послужило основанием для организации еврейской общины. Сегодня в стране проживает примерно 1100 евреев. Основной структурой является Consejo Representativo Israelita del Paraguay со штаб-квартирой в Асунсьоне, где действуют три ортодоксальные синагоги: ашкеназская, сефардская и Хабад (Любавичская).
В Парагвае существует небольшая мусульманская община (872 человека в 2002 году), в основном в провинциях Асунсьон и Альто-Парана, состоящая из иммигрантов из Сирии, Ливана и Палестины. Присутствует также ассоциация Субуд. Вера Бахаи основала своё первое духовное собрание в Асунсьоне в 1944 году и распространилась среди коренных народов.
Иммигранты из Кореи и Японии принесли буддизм (около 2 000 приверженцев в 2002 году) и японские синкретические религии, включая Сэйтё-но-Иэ, Сока Гаккай, Рэйюкай и другие.
Индуизм представлен Международным обществом сознания Кришны (ISKCON), движением Трансцендентальной медитации и движением Сатья Саи Бабы.
Также в Парагвае представлены движения западной эзотерической традиции (розенкрейцеры, «Новый Акрополь»), афро-бразильские религии (кандомбле, умбанда), спиритуалистические центры и Церковь Объединения преподобного Мун Сон Мёна.
Население, не причисляющее себя ни к какой религии или не указавшее её (включая атеистов и агностиков), составляло около 2,4% в 2002 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?