Пасха в христианстве читать ~5 мин.
Пасха – это название происходит от Песаха, еврейского праздника опресноков. Песах был предписан еврейскому народу в Исходе 12 как ежегодный праздник памяти, напоминающий об избавлении еврейского народа от рабства в Египте. Ключевым событием этого избавления была чума, во время которой Бог убил первенцев всех египетских семей, а дома евреев, отмеченные кровью свежезарезанного ягнёнка, обошёл стороной.
Это событие отмечалось трапезой, в которую входил ягнёнок, зарезанный в еврейском храме, и пресный хлеб – хлеб, взятый в дорогу из Египта, приготовленный в спешке, чтобы закваска не успела подействовать. Каждый год евреи совершали паломничество в Иерусалим, чтобы отпраздновать Песах. Христианское присвоение началось одновременно с образованием христианской общины.
Среди ранних воспоминаний о жизни Иисуса – поездка в Иерусалим с родителями на праздник Песах, когда ему было всего 12 лет. Находясь в городе, он отвлёкся от семьи и был найден в храме, где разговаривал со старейшинами. Затем, во время своего взрослого служения, он проводил большую часть года, путешествуя по сельской местности, но всегда возвращался в Иерусалим на Песах. Традиционно продолжительность его служения определялась в три года, так как новозаветные рассказы о его жизни помещают его на три разные Пасхи в Иерусалиме, до той, во время которой он был арестован и казнён.
Во время последнего посещения Иерусалима он совершил пасхальную трапезу со своими учениками, рассказ о которой стал основой для будущего воспоминания об этом как о Евхаристии или Вечере Господней, регулярно отмечаемой христианами сегодня (хотя и в различных формах и по разным поводам, которые варьируются от ежедневных до еженедельных, ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных). После этого последнего пасхального ужина он был арестован, судим и казнён. Когда он умер, было сообщено, что завеса, отделяющая самое святое место от остальной части храма, разорвалась надвое.
В тот год Пасха была в четверг. Христа казнили в пятницу, и он оставался мёртвым до субботы. Христианство возникло после того, как стало известно, что Иисус воскрес из мёртвых в первый день новой недели, в воскресенье, и впоследствии являлся своим ученикам в разное время и в разных местах.
Празднование Пасхи (то есть воскресения Христа) вытеснило Пасху в христианской церкви. Однако оно было связано с Пасхой тем, что события смерти и воскресения Христа начались с пасхального седера и завершились во время пасхальной недели. Иисус был уподоблен пасхальному агнцу, принесённому в жертву Богом ради избавления человечества – агнцу Божьему, который берет на себя грехи всего мира. Иисус как пасхальный агнец продолжает оставаться одним из самых центральных и сильных символов христианства.
В начале четвёртого века, когда церковь вышла из статуса вне закона в Римской империи и начала проводить церковные соборы для решения основных вопросов, на первый план вышел вопрос о датировке Пасхи. Был принят метод, который следовал еврейским методам определения даты Пасхи, которая, из-за использования лунного календаря, выпадала каждый год на другой день по юлианскому календарю, использовавшемуся в то время во всей Римской империи. Пасха была назначена на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта). Песах/Песах приходился на 15 нисана, первое полнолуние после весеннего равноденствия.
Из-за неточности юлианского календаря фактическое весеннее равноденствие стало смещаться от 21 марта. Реформированный юлианский календарь продолжает использоваться среди восточных православных (некоторые даже продолжают использовать нереформированный календарь), и их празднование Пасхи стало отличаться от празднования Пасхи западной церкви, которая приняла григорианский календарь, вернувший весеннее равноденствие на 21 марта. Это соответствие остаётся в силе в календаре Общей эры.
В 19 веке, после Великого разочарования, когда христиане-адвентисты усомнились в том, что Христос не явился, как провозглашал Уильям Миллер, в 1843-1844 годах, некоторые лидеры адвентистов обратились к Библии за новым пониманием. Эллен Г. Уайт познакомили с субботством, которое она приняла. Эта практика привела к новому пониманию еврейского закона и подкрепила её интерес к реформе здоровья и диеты. Среди адвентистов-саббатарианцев, не связанных с Уайт и основанной ею Церковью адвентистов седьмого дня, спекуляции привели к новому пониманию еврейских праздников, празднование которых развилось среди некоторых отколовшихся групп Церкви Бога (седьмого дня). Возобновление интереса к еврейским праздникам было также связано с критикой празднования Рождества и Пасхи как сохранившегося язычества.
От субботних групп Церкви Бога празднование иудейских праздников, особенно Пасхи и праздника опресноков, перешло к Герберту В. Армстронгу, основателю Всемирной Церкви Бога. Он связал празднование еврейских праздников с широкой критикой праздников в целом, как уникальных христианских праздников, так и ряда широко отмечаемых светских праздников (День святого Валентина, Хэллоуин), наряду с идеей празднования дней рождения. Армстронг также верил в практику десятины и предлагал, чтобы наряду с десятой частью своего дохода во Всемирную Церковь Бога, члены Церкви отчисляли вторые 10% на празднование Песаха.
Другие адвентистские группы, в частности, Свидетели Иеговы, признавая, что Вечеря Господня произошла от пасхального седера, приняли практику ежегодной поминальной трапезы, иногда называемой Вечерней трапезой Господа, которая проводится в первый вечер Песаха каждый год. Свидетели не используют современный еврейский календарь, и их датировка иногда совпадает с полнолунием еврейского праздника Пурим, который отмечается на 14-й день еврейского месяца Адар (и, следовательно, обычно происходит в середине марта по общепринятому календарю).
На протяжении веков многие евреи перешли в христианство, но в 20 веке многие евреи, ставшие христианами, сознательно решили сохранить большую часть своей еврейской культуры, некоторые из них дошли до того, что основали и поддерживали синагоги, в которых богослужение напоминает еврейское, насколько это возможно без прямого отрицания основных христианских утверждений относительно божественности Иисуса и его действий, приносящих спасение. Большинство мессианских синагог продолжают праздновать Песах, но наполняют его новым содержанием. Придерживаясь многих форм традиционной трапезы Песах, мессианская практика основывается на концепции, что Иисус (которого они называют на иврите Иешуа) был жертвенным пасхальным агнцем.
Евреи за Иисуса», группа христиан еврейского происхождения, возникшая одновременно с мессианским движением, но не верящая в отдельные христианские синагоги, разработала программу информирования общин верующих христиан о еврейском происхождении их практики, особенно Песаха. Каждую весну представители движения будут посещать христианские общины и предлагать программу, демонстрирующую и объясняющую трапезу Песах и её роль в качестве фона для христианского служения причастия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?