Пасха в христианстве читать ~5 мин.
Пасха — название происходит от Песаха, еврейского праздника опресноков. Песах был предписан еврейскому народу в книге Исход (глава 12) как ежегодный праздник памяти, напоминающий об избавлении еврейского народа от рабства в Египте. Ключевым событием этого избавления стала десятая казнь египетская, во время которой Бог поразил первенцев всех египетских семей. Дома евреев, отмеченные кровью свежезарезанного ягнёнка, Ангел смерти обошёл стороной.

Это событие отмечалось трапезой, в которую входил ягнёнок, зарезанный в Иерусалимском храме, и пресный хлеб — хлеб, взятый в дорогу из Египта. Он готовился в спешке, чтобы закваска не успела подействовать. Каждый год евреи совершали паломничество в Иерусалим для празднования Песаха. Христианское переосмысление этого праздника началось одновременно с образованием христианской общины.
Среди ранних эпизодов жизни Иисуса — поездка в Иерусалим с родителями на праздник Песах, когда ему было 12 лет. Находясь в городе, он отстал от семьи и был найден в храме, где беседовал с учителями закона. Затем, во время своего взрослого служения, он проводил большую часть года, путешествуя по сельской местности Галилеи и Иудеи. Однако всегда возвращался в Иерусалим на Песах. Традиционно продолжительность его служения определяется в три года. Новозаветные рассказы о его жизни упоминают три разные Пасхи в Иерусалиме до той, во время которой он был арестован и казнён.
Во время последнего посещения Иерусалима он совершил пасхальную трапезу со своими учениками. Рассказ о ней стал основой для будущего христианского таинства Евхаристии или Вечери Господней. Это таинство регулярно отмечается христианами сегодня в различных формах и с разной периодичностью — от ежедневной до ежегодной. После этого последнего пасхального ужина он был арестован, судим и казнён. Когда он умер, завеса, отделяющая Святое святых от остальной части храма, разорвалась надвое.
В тот год Песах приходился на четверг. Христа казнили в пятницу, и он оставался мёртвым до субботы. Христианство возникло после того, как стало известно о воскресении Иисуса из мёртвых в первый день новой недели — в воскресенье. Впоследствии он являлся своим ученикам в разное время и в разных местах.
Празднование христианской Пасхи (воскресения Христа) вытеснило иудейский Песах в христианской церкви. Однако оно сохранило связь с Песахом, поскольку события смерти и воскресения Христа начались с пасхального седера и завершились во время пасхальной недели. Иисус был уподоблен пасхальному агнцу, принесённому в жертву Богом ради избавления человечества — Агнцу Божьему, который берёт на себя грехи мира. Иисус как пасхальный агнец остаётся одним из центральных символов христианства.
В начале IV века, когда церковь получила легальный статус в Римской империи и начала проводить церковные соборы для решения основных вопросов, на первый план вышел вопрос о датировке Пасхи. Был принят метод, который следовал еврейским принципам определения даты Песаха. Из-за использования лунного календаря праздник выпадал каждый год на разные дни по юлианскому календарю, использовавшемуся тогда во всей Римской империи. Пасха была назначена на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта). Песах приходился на 15 нисана — первое полнолуние после весеннего равноденствия.
Из-за неточности юлианского календаря фактическое весеннее равноденствие стало смещаться от 21 марта. Восточные православные церкви продолжают использовать юлианский календарь (некоторые — даже нереформированный вариант). Их празднование Пасхи стало отличаться от празднования в западной церкви, которая приняла григорианский календарь. Григорианская реформа вернула весеннее равноденствие на 21 марта. Это соответствие сохраняется в современном календаре.
В XIX веке, после Великого разочарования, когда христиане-адвентисты разочаровались в том, что Христос не явился, как провозглашал Уильям Миллер в 1843-1844 годах, некоторые лидеры адвентистов обратились к Библии за новым пониманием. Эллен Г. Уайт познакомили с субботством, которое она приняла. Эта практика привела к новому пониманию еврейского закона и подкрепила её интерес к реформе здоровья и диеты. Среди адвентистов-саббатарианцев, не связанных с Уайт и основанной ею Церковью адвентистов седьмого дня, размышления привели к новому пониманию еврейских праздников. Их празднование развилось среди некоторых отколовшихся групп Церкви Бога (седьмого дня). Возобновление интереса к еврейским праздникам было связано с критикой празднования Рождества и Пасхи как пережитков язычества.
От субботних групп Церкви Бога празднование иудейских праздников, особенно Песаха и праздника опресноков, перешло к Герберту В. Армстронгу, основателю Всемирной Церкви Бога. Он связал празднование еврейских праздников с широкой критикой праздников в целом — как христианских, так и светских (День святого Валентина, Хэллоуин), а также празднования дней рождения. Армстронг также верил в практику десятины и предлагал, чтобы наряду с десятой частью дохода во Всемирную Церковь Бога, члены церкви отчисляли вторые 10% на празднование Песаха.
Другие адвентистские группы, в частности Свидетели Иеговы, признавая, что Вечеря Господня произошла от пасхального седера, приняли практику ежегодной поминальной трапезы. Иногда она называется Вечерей воспоминания смерти Господа и проводится в первый вечер Песаха каждый год. Свидетели не используют современный еврейский календарь. Их датировка иногда не совпадает с традиционным еврейским календарём, что может приводить к расхождениям в датах празднования.
На протяжении веков многие евреи переходили в христианство. Но в XX веке многие евреи, ставшие христианами, сознательно решили сохранить большую часть своей еврейской культуры. Некоторые из них основали и поддерживали синагоги, в которых богослужение максимально напоминает еврейское. Это происходит без прямого отрицания основных христианских утверждений относительно божественности Иисуса и его спасительной миссии. Большинство мессианских синагог продолжают праздновать Песах, но наполняют его новым христианским содержанием. Придерживаясь многих форм традиционной трапезы Песах, мессианская практика основывается на концепции, что Иисус (которого они называют на иврите Иешуа) был жертвенным пасхальным агнцем.
«Евреи за Иисуса» — группа христиан еврейского происхождения, возникшая одновременно с мессианским движением. Однако они не поддерживают идею отдельных христианских синагог. Группа разработала программу информирования христианских общин о еврейском происхождении их практики, особенно Песаха. Каждую весну представители движения посещают христианские общины и предлагают программу, демонстрирующую и объясняющую трапезу Песах. Они показывают её роль в качестве исторического фона для христианского таинства причастия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?