Почаевская Лавра читать ~4 мин.
Свято-Успенская лавра в Почаеве, Украина, является вторым по величине православным монастырём в Украине и на протяжении всей своей истории была центром украинского национализма, подбрасываемая ветрами политических и религиозных изменений в регионе, но оставаясь бастионом, в котором украинский народ обрёл преемственность и силу.
Считается, что Почаевская лавра была основана в 1240 году во время монгольского нашествия, когда несколько монахов, искавших убежища, увидели огненный столб, в котором они увидели Деву Марию. Затем она оставила свой след на скале, из которой хлынул поток целебных вод. Однако первые письменные свидетельства относятся к 16 веку. Тогда в монастырь была пожертвована чудотворная икона Богородицы, а легенды рассказывают о нескольких случаях, когда явление Богородицы отгоняло нападающие армии татар и турок.
Последующие века были временем постоянных конфликтов изнутри и снаружи. Монастырь осаждали турки, на него нападали другие. Он также был целью сторонников Брестской унии, которая привела многих украинцев к единству с католическим папством. В один из моментов конфликта потомки дарителей во время набега вернули чудотворную икону и хранили её в течение целого поколения.
В 1713 году Почаевский монастырь заявил о своей приверженности Римско-католической церкви и присоединился к расширяющемуся униатскому движению, которое сохраняет византийскую литургию и традиции (включая женатых священников), следуя католической доктрине и признавая Папу Римского главой Церкви. В униатский период Почаев стал культурным и издательским центром под руководством ордена базилиан.
Так продолжалось более века, пока русский царь не передал монастырь Русской православной церкви, заявив, что Почаев поддержал польское восстание 1830 года против российской власти. Никто из католических монахов не сопротивлялся, и большинство перешло в православие. Православная церковь продолжала расширяться: под её юрисдикцией появились новые здания, соборы и множество скитов.
После средневекового разрыва между западным римским христианством и восточным византийским, эти две традиции оставались в конфликте на протяжении веков. Несколько общин восточных христиан оставались в общении с Римом, но подавляющее большинство восточных церквей оставалось в стороне.
По ряду религиозных и политических причин сдвиги начались около 1700 года, когда группа украинцев присоединилась к католической церкви, сохранив при этом свою литургию, язык и обычаи. К ним относились женатые священники, причащение и конфирмация младенцев. В отличие от своих православных коллег, эти группы, униаты, использовали для богослужения местные языки, а не церковнославянский.
Вскоре католики-униаты стали религиозным большинством, но в 1945 году советские власти подавили их. После 1990 года они пережили возрождение и вновь стали основным византийским присутствием в Западной Украине.
В XX веке Почаев, теперь уже с высоким статусом лавры, стал центром русификации и отвернулся от своих украинских традиций. В результате геополитических сдвигов того времени Почаев оказался в составе Польши после советской революции 1917 года и в 1923 году присоединился к Польской православной церкви.
Однако после Второй мировой войны регион отошёл к Советскому Союзу, и антирелигиозная кампания коммунистов сильно ударила по Почаеву. Его лишили имений, а бесценные изображения и артефакты были помещены в Почаевский музей атеизма, который был построен на территории монастыря. Число монахов сократилось с 200 в 1939 году до дюжины в 1970 году. Несмотря на это, тысячи людей стекались в лавру после советской оккупации, поскольку она символизировала освобождение от польского господства. Попытки закрыть лавру вызвали такое сильное сопротивление со стороны организованного международного украинского сообщества, что Советы отступили.
Во время Второй мировой войны лавра принимала беженцев от нацистов и вновь присоединилась к Московскому патриархату русского православия. С тех пор она была бастионом русского православия в ныне независимой Украине, отбивая попытки присвоить её как возрождающимися католическими униатами, так и украинскими православными.
До советской революции 1917 года Почаев был одним из главных мест паломничества украинцев. Двумя праздниками были Успение Марии, отмечавшее её смерть и вхождение в рай (28 августа 28), и праздник святого Иова (Иова) Зализо (10 сентября 10). Десятки тысяч людей пришли посмотреть на чудотворную икону и «след» Богородицы. Паломничество постепенно возвращается к своей прежней силе. Пещерная церковь Святого Йова, чудотворная икона и отпечаток стопы Богородицы являются главными объектами почитания. Расширение вновь вернулось, и недавно были построены две новые часовни, в 1997 и 2000 годах. Канонизация бывшего монаха лавры в 2002 году привлекла 20 000 паломников.
Лавра расположена на склоне крутого холма с трёхуровневой террасой. На вершине находится Успенский собор (1783), огромная церковь в стиле рококо, вмещающая 6 000 человек. Он увенчан 15 куполами. Наряду со зданиями монастыря и другими церквями, собор выполнен в ослепительно белом цвете. Убранство представляет собой удивительную коллекцию фресок, картин и скульптур. Иконы на иконостасе написаны в классическом стиле.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Гетти сохранит «Фреску» Джексона Поллака
- На Платоновском фестивале искусств зрители увидятдвенадцать спектаклей различных жанров
- «Истина и красота» Энн Пэтчетт, краткое содержание
- Униатская (греко-католическая) церковь
- Иосафат Кунцевич
- Евхаристия
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?