Покров Божией Матери читать ~5 мин.
Покров Божией Матери – марианский праздник, свойственный Восточной церкви. Он отмечается в честь явления Девы Марии 1 октября, в день, посвящённый также памяти святого Романа Мелодиста. Однако, хотя в славянских церквях он особенно торжественен, Церковь Греции перенесла празднование этого праздника на 28 октября в связи с ролью, приписываемой Марии в твёрдом противостоянии страны итальянской фашистской агрессии в этот день в 1940 году.
В отличие от Западной церкви, где явления (в частности, Марии) имели большой резонанс со Средних веков и до наших дней, Восточная церковь знала сравнительно мало впечатляющих явлений и, как правило, не придавала им большого значения. Исключением, подтверждающим правило, является праздник Покрова или Покрова Божией Матери.
В России оба слова переводятся как Покров, где многие церкви были названы в честь этого праздника с тех пор, как он был введён около 1160 года. Однако он берет своё начало в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранился покров Богородицы (известный как Святой Мамфорион) как драгоценная реликвия, прославившаяся примерно с того же времени «Недельным чудом» – его перемещением с пятничного бдения на субботнюю утреню.
Праздник Изнесения Пречистой Пелены Пресвятой Богородицы Влахернской 2 июля уже отмечался в честь её прибытия из Святой Земли в 458 году. Когда город находился в осаде, погружение этой пелены в воды Золотого Рога могло поднять бурю, чтобы потопить вражеский флот и спасти ситуацию.
В первой половине десятого века, в такой момент, когда имперской столице угрожали варвары у ворот, святой Андрей, называемый «Юродивым во Христе» – так православная церковь называет мистиков, специализирующихся на симуляции безумия ради смирения, и его ученик Епифаний присутствовали на бдении в этой церкви, когда, около четырёх часов утра они оба увидели Марию, величественно выходящую из святилища в сопровождении святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, а за ними следовали несколько других святых. Дева Мария стояла на коленях и молилась в слезах некоторое время в центре церкви, затем снова перед алтарём, где она, наконец, поднялась, сняла блестящую пелену, которая была на ней, и подняла её над головой; оттуда она чудесным образом распростёрлась над всей паствой. Все присутствующие почувствовали себя чудесным образом защищёнными, хотя только два святых мужа видели, как Божья Матерь расправила Свой защитный покров. Вскоре после этого угроза вторжения исчезла.
Согласно другой версии этой истории, именно святой Андрей, подняв голову во время молитвы и увидев над головой Деву Марию, держащую сияющий покров, бросился в святилище и взял из ковчега её настоящий покров. Затем он простёр его над толпой верующих, где он чудесным образом завис в воздухе и простёрся над всеми. Для праздника важно то, что явление, какими бы ни были его детали, было мощным проявлением заступничества Марии с её сыном Иисусом Христом, простирающегося защитой над всей вселенной. В словах кондакного гимна (третий тон) праздника:
Богородица сегодня присутствует в церкви: “С хорами святых Она невидимо молится за нас Богу. Ангелы и епископы умиляются, апостолы и пророки радуются: Ибо Матерь Божия ходатайствует за нас перед вечным Богом”.
В центре иконы праздника Богородица держит свой покров, или ангелы держат его над ней. Под ней, в нижней части композиции, святой Роман Мелодист держит знаменитый рождественский гимн в её честь, который был первым из многих, сочинённых им в Константинополе шестого века. Он изображён здесь потому, что его память отмечается 1 октября задолго до явления Девы Марии во Влахернах, а также из-за его особых отношений с ней, поскольку его талант сочинять гимны был чудесным даром, которым он был обязан Божией Матери. Поэтому вполне уместно, что этот марианский праздник также посвящён святому Роману.
Однако в Греции он празднуется на несколько недель позже. По непонятным причинам он никогда не имел большого влияния в греческой церкви, несмотря на то, что в её календаре он значится 1 октября. В 1960 году, чтобы сделать его более актуальным, он был перенесён на 28 октября, чтобы отдать должное решающему покровительству Божьей Матери для звёздного часа современной Греции. Гражданский праздник уже отмечался в 1940 году, когда страна столкнулась с ультиматумом Бенито Муссолини сдаться без боя войскам фашистской Италии. Диктатура генерала Метаксаса ответила твёрдым «Нет!» («Охи») на греческом языке, поэтому этот праздник широко известен как День Охи. Греческая контратака была на удивление успешной, настолько, что нацистская Германия была вынуждена послать войска, чтобы заменить итальянцев во вторжении в Грецию. Поскольку запланированное Гитлером вторжение в Россию было отложено достаточно надолго, чтобы не позволить ему достичь необходимых решающих целей до наступления зимы 1941-1942 годов, вполне возможно, что сопротивление Греции оказало существенное влияние на исход Второй мировой войны, приведя к окончательному поражению стран Оси.
Как патриотический праздник, уступающий только Благовещению, которое отмечается 25 марта как главный национальный праздник, Покров Богородицы также отмечается с большой помпой 28 октября везде, где есть греки. Но в их Церкви он обрёл дополнительное значение как божественное благословение решимости людей отстаивать своё собственное достоинство, а также достоинство своих братьев как детей Божьих, перед лицом всех попыток отрицать его с помощью грубой силы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?