Покров Божией Матери читать ~5 мин.
Покров Пресвятой Богородицы — один из великих богородичных праздников, почитаемых в Православной церкви. Его празднование установлено в память о явлении Девы Марии, которое, по преданию, произошло 1 октября (по юлианскому календарю), в день, когда совершается также память святого Романа Сладкопевца. Хотя в славянских странах этот праздник отмечается особенно торжественно, Элладская православная церковь в XX веке перенесла его празднование на 28 октября. Это было сделано в память о заступничестве Богородицы, которое, как верят греки, помогло народу противостоять итальянской агрессии в этот день в 1940 году.
В Западной церкви, начиная со Средних веков и до наших дней, чудесные явления, особенно связанные с Девой Марией, вызывали большой резонанс. В Восточной же церкви таких событий было сравнительно немного, и им, как правило, не придавалось столь же большого значения. Однако праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал исключением, подтверждающим это правило.
Название праздника — «Покров» — имеет двойной смысл: это и покрывало (омофор), и небесная защита, покровительство. На Руси праздник был введён около 1160 года святым князем Андреем Боголюбским, и с тех пор в его честь освящено множество храмов. Однако история праздника берёт своё начало в Константинополе, во Влахернском храме. Там как драгоценная реликвия хранился мафорий — покрывало Богородицы, перенесённое из Святой Земли в V веке. С этой реликвией также было связано так называемое «еженедельное чудо», совершавшееся во Влахернском храме: во время всенощного бдения с пятницы на субботу завеса перед иконой Богородицы таинственным образом поднималась в воздух.
В Константинополе отмечался и другой праздник, связанный с одеяниями Девы Марии, — Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, установленный 2 июля в честь прибытия святыни из Палестины в 458 году. Согласно преданию, когда город находился в осаде, погружение этой ризы в воды залива Золотой Рог вызывало бурю, которая топила вражеские флотилии и спасала Константинополь.
Событие, лёгшее в основу праздника Покрова, произошло в первой половине X века. Когда столице Византии угрожало вражеское нашествие, во время всенощного бдения во Влахернском храме находились святой Андрей Юродивый (греч. Ἀνδρέας ὁ Σαλός) и его ученик Епифаний. Юродивые Христа ради — это особый чин святых в православии, избиравших путь крайнего смирения, принимая на себя образ безумцев. Около четырёх часов утра святой Андрей и Епифаний увидели идущую по воздуху от Царских врат Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую сонмом святых. Её сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Преклонив колени, Пресвятая Дева долго молилась со слезами, затем, подойдя к престолу, продолжила свою молитву. Закончив, Она сняла со Своей головы блистающее покрывало — мафорий — и распростёрла его над молящимися в храме. Хотя само явление видели только святой Андрей и его ученик, все присутствующие ощутили благодатную защиту. Вскоре враги отступили от города.
Независимо от деталей видения, его главный смысл — явление Богородицы стало мощным символом Её заступничества за людей перед Сыном, Иисусом Христом, и Её защитного Покрова, простёртого над всем миром. Этот смысл отражён в кондаке праздника (глас 3-й):
Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу; Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
На иконе праздника в центре изображена Богородица, держащая в руках Свой покров (омофор) или простирающая его над людьми, иногда покров держат ангелы. Ниже, в центральной части композиции, часто изображают святого Романа Сладкопевца. Он держит в руках свиток с текстом знаменитого кондака Рождества Христова — первого из множества гимнов, сочинённых им в Константинополе в VI веке. Он изображается на иконе Покрова, поскольку его память совершается в тот же день, 1 октября. Кроме того, по преданию, свой поэтический дар он получил как чудесный дар именно от Богородицы. Поэтому вполне уместно, что память этого великого гимнографа совершается в день столь значимого богородичного праздника.
В Греции, однако, этот праздник отмечают в другую дату. Исторически, несмотря на константинопольское происхождение, он не имел такого широкого народного почитания, как в славянских странах, хотя и присутствовал в календаре 1 октября. В 1952 году Синод Элладской православной церкви официально перенёс его празднование на 28 октября, чтобы почтить заступничество Богородицы в один из самых драматичных моментов новейшей истории Греции. 28 октября 1940 года греческое правительство во главе с Иоаннисом Метаксасом ответило твёрдым «Нет!» (по-гречески — «Όχι», «Охи») на ультиматум Бенито Муссолини о капитуляции перед войсками фашистской Италии. Этот день вошёл в историю как День Охи. Греческое контрнаступление оказалось на удивление успешным, настолько, что нацистской Германии пришлось вмешаться и направить свои войска для вторжения в Грецию. Это, в свою очередь, отсрочило запланированное Гитлером нападение на Советский Союз, не позволив вермахту достичь ключевых целей до наступления суровой зимы 1941–1942 годов. Таким образом, греческое сопротивление, возможно, оказало существенное влияние на исход Второй мировой войны.
Этот день, наряду с Днём независимости (совпадающим с Благовещением 25 марта), является главным национальным праздником Греции. 28 октября греки по всему миру с большой торжественностью отмечают День Охи. Для Элладской церкви праздник Покрова обрёл дополнительный смысл: он стал символом божественного благословения народа, отстоявшего перед лицом грубой силы своё человеческое достоинство и право на свободу.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?