Понтий Пилат читать ~3 мин.
Понтий Пилат был префектом, или губернатором, Иудеи с 26 по 36 год н.э. Он является одним из наиболее запомнившихся чиновников Римской империи благодаря своему участию в смерти Иисуса из Назарета. О ранней жизни Пилата почти ничего не известно. Он происходил из конной семьи, что означает, что он мог быть офицером кавалерии до того, как занял пост префекта. Он принадлежал к самнитскому клану Понтиев, от которого и произошло его имя. Хотя обычно префектов таких небольших провинций, как Иудея, выбирали из конного сословия, Пилат, вероятно, добился своего положения благодаря влиянию преторианского капитана Сеяна, который был фаворитом императора Тиберия.
Работая префектом Иудеи, Пилат часто вызывал вражду иудейской общины. Возможно, он чувствовал необходимость оказывать римское влияние на иудеев, потому что в то время в Сирии не было легата, к которому он мог бы обратиться за поддержкой в чрезвычайных обстоятельствах. Это означало, что с любым потенциальным восстанием или беспорядками нужно было справляться быстро и решительно.
Историки Флавий Иосиф и Тацит описывают Пилата как непреклонного и волевого человека, но в то же время способного принимать рациональные решения в условиях кризиса. Например, Пилат приказал повесить на флагах войск изображения императора как предмета поклонения. Затем он приказал войскам пройти через Иерусалим, надеясь запугать иудеев, чтобы они отказались от некоторых своих привилегий и подчинились римскому закону. Однако иудеи громко протестовали, и Пилат пригрозил им смертью за сопротивление. Когда иудеи отказались сдаться, Пилат приказал снять изображения с прапорщиков и оставил этот вопрос без внимания. По словам Иосифа, Пилат «был глубоко поражён их твёрдой решимостью».
Однако Пилат, изображённый в Новом Завете Библии, почти противоположен по характеру тому, которого изобразил Иосиф. Согласно Новому Завету, Пилат не хотел отдавать приказ о казни Иисуса и колебался между тем, чтобы отпустить Его или защитить свою власть, дав иудейской толпе то, чего она желала. В Евангелии от Матфея жена Пилата, Клавдия Прокула, сообщает ему о сне, побуждающем Пилата переложить ответственность за решение на императора. В итоге Пилат осудил Христа и приказал его распять.
Власть Пилата в Иудее резко оборвалась около 36 года. В том же году группа самаритян собралась на горе Геризим, очевидно, в паломничестве, организованном из-за утверждений, что в этом месте Моисеем были захоронены священные предметы. По неизвестным причинам Пилат решил, что самаритяне вооружены и что паломничество было прикрытием для подрывной деятельности. Поэтому он повёл римские войска в атаку на самарян, из которых более тысячи были убиты. Этот инцидент заставил Самарию доложить о Пилате легату Сирии Вителлию. Впоследствии Пилат был отозван в Рим, чтобы ответить на обвинения в жестокости, угнетении и казни людей без суда и следствия. Император Калигула лишил Пилата должности и, возможно, сослал его в Галлию.
Нет авторитетных источников о конце жизни Пилата, хотя епископ и христианский историк Евсевий Кесарийский писал, что он покончил жизнь самоубийством в 39 году, либо по приказу императора, либо из-за эмоционального напряжения, вызванного публичным позором. Согласно традиции Восточной православной церкви, Пилат и его жена позже приняли христианство, а его жена почитается как святая.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?