Православная автокефальная церковь в Албании читать ~4 мин.
Албанские патриоты, в числе которых был и Сами Фрашери, ещё в 1880-х годах начали выступать за создание независимой албанской церкви. До этого православные верующие в Албании посещали храмы, находившиеся под юрисдикцией автономных церквей соседних стран: Греции, Болгарии и Сербии.
Православие утвердилось в Албании ещё во времена Византийской империи, однако его дальнейшее распространение было остановлено, а затем и обращено вспять в период многовекового османского владычества, начавшегося в XV веке. Стремлению к автономии противостояли как Вселенский патриарх (Константинопольский патриарх), в чью юрисдикцию входили албанские приходы, так и османское правительство, управлявшее страной до Первой Балканской войны (1912).
Поскольку на родине это движение подавлялось, албанские эмигранты предприняли попытку создать православную церковь за её пределами. Уже в 1900 году в Румынии они попытались основать структуру, независимую от Вселенского патриархата, где богослужения велись бы на албанском языке. Однако первая албанская православная церковь была основана в США. Поводом для этого послужил отказ греческого священника провести заупокойную службу по молодому албанскому националисту.
Албано-американская община Бостона поручила Фану С. Ноли (алб. Theofan Stilian Noli) получить священнический сан для основания албанской православной церкви. Ноли удалось заручиться поддержкой архиепископа Платона (Рождественского) из Русской православной церкви в Северной Америке (предшественницы нынешней Православной церкви в Америке), которая в то время конкурировала с греческой архиепископией за влияние в США.
8 марта 1908 года Ноли был рукоположён в священники. Архиепископ Платон поручил ему основать миссионерскую церковь под юрисдикцией Русской православной церкви. В 1919 году она была организована как независимая епархия.
Фан Ноли также проделал огромную работу по переводу богослужебных текстов с греческого на албанский язык.
В 1920 году Ноли вернулся в Албанию, где начал успешную политическую карьеру и даже недолгое время занимал пост премьер-министра.
В 1922 году был созван конгресс для решения вопроса о церковной независимости. На нём было провозглашено создание автокефальной церкви, но серьёзной проблемой стало отсутствие канонического епископа. Эта проблема была решена в следующем году, когда сам Ноли был рукоположён в сан епископа.
В 1926 году президент (позже король) Ахмет Зогу также поддержал создание новой церкви. Первый синод состоялся в 1929 году на вилле монарха. Окончательно автокефальный статус был признан 13 апреля 1937 года, когда Константинопольский патриархат предоставил Албанской православной церкви независимость.
Ещё до официального признания, разочарованный промедлением Вселенского патриархата, Ноли в 1930 году вернулся в США. Там он реорганизовал местные албанские приходы в Албанскую православную архиепископию в Америке. После того как Патриархат наконец признал автокефалию Албанской церкви, американская архиепархия вошла в её состав.
С началом Второй мировой войны и последующим приходом к власти коммунистического правительства во главе с диктатором Энвером Ходжей для церкви настали тяжёлые времена. Ходжа последовательно вёл страну к полному атеизму, в итоге провозгласив Албанию первым в мире официально атеистическим государством.
Сначала власти закрыли духовную семинарию и запретили рукоположение новых священников. В 1967 году были закрыты все храмы, а любая религиозная деятельность оказалась под запретом. Многие церкви были разрушены, священнослужители подверглись репрессиям и арестам. К 1990 году в стране осталось всего 22 православных священника.
После прихода Ходжи к власти американская архиепархия разорвала общение с церковью в Албании, считая, что её руководство полностью контролируется коммунистическим режимом. Вскоре после этого, в 1950 году, Вселенский патриарх назначил Марка Липу своим епископом в Америке. Липа начал объединять албанские приходы в отдельную Албанскую православную епархию Америки. Эти действия привели к расколу в албанской православной общине в США.
С падением коммунистического режима в 1990 году в стране была восстановлена свобода вероисповедания. Вселенский патриарх взял на себя инициативу по возрождению церкви и в январе 1991 года направил в Албанию в качестве Патриаршего Экзарха архиепископа Анастасия (Яннулатоса). 2 августа 1992 года он был возведён на престол как Архиепископ Тиранский, Дурресский и всей Албании.
Под его руководством была проделана масштабная работа по восстановлению церковной жизни:
в Дурресе был вновь открыт монастырь Святого Власия, где разместилась Богословская академия «Воскресение Христово»;
была открыта церковная гимназия для мальчиков;
начали работу девять детских садов и пять медицинских центров при церкви.
В июле 1998 года был восстановлен Священный Синод, что ознаменовало полное возобновление канонической деятельности автокефальной Албанской православной церкви. В его состав вошли: Блаженнейший Архиепископ Анастасий, Высокопреосвященнейший Игнатий, митрополит Бератский, Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Корчинский, и Преосвященнейший Косма, епископ Аполлонийский.
Ещё в 1994 году церковь присоединилась ко Всемирному совету церквей. В настоящее время её паства в Албании насчитывает около 400 000 верующих, что составляет примерно 12% населения страны.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?