Православная церковь Польши читать ~3 мин.
Православная церковь в Польше (Polski Autokefaliczny Kosciol Prawoslawny) зародилась после завоеваний на Востоке королём Казимиром III Великим в 14 веке. Его усилия по созданию независимой православной церкви в Польше привели к назначению отдельного польского митрополита вскоре после его смерти.
Некоторая напряжённость возникла между православной и римско-католической церквями после введения григорианского календаря королевским указом в 1582 году, однако основной конфликт возник после Бржеской унии в 1596 году. Новообразованная униатская церковь, сочетавшая отношения с папой и православную литургию, начала привлекать православных епископов. Однако в 1620 году была восстановлена независимая православная иерархия.
В 1667 году киевский митрополит признал власть патриарха Московского, что впоследствии послужило основанием для вмешательства русского царя во внутренние дела Польши. Во время раздела Польши православная церковь пользовалась сильной поддержкой царских властей. Бжеская уния была формально распущена в 19 веке. Автокефальный статус был предоставлен Польской православной церкви экуменическим патриархом в 1924 году, хотя Синод Русской церкви, материнской церкви для Польши, признал этот факт только в 1948 году.
Главой Польской Православной Церкви в течение почти четверти века был Его Высокопреосвященство, Высокоблаженный Базыли, покойный митрополит Варшавы и всей Польши. Его сменил нынешний митрополит Савва. Существуют епархии в Белостоке, Гданьске, Лодзи, Познани, Вроцлаве, Щецине, Пшемысле и Новом Саче, а также в Люблине и Хелме. Главная административная организация церкви, Генеральный Синод, состоит из епископов и представителей духовенства и мирян. Собор епископов занимается вопросами, выходящими за рамки компетенции конкретных епископов. Собор является исполнительным органом Архиерейского Синода под председательством митрополита Варшавского.
Православная церковь Польши приняла под свою юрисдикцию Аквилейскую епархию (Италия) в 1988 году, Лиссабонскую митрополию вместе с четырьмя португальскими епархиями в 1991 году и миссионерскую епархию в Бразилии. Церковь насчитывает около 555 000 членов, проживающих в 250 приходах. Они используют 325 церквей и часовен под руководством 273 священников (1997). Основным печатным органом является ежемесячное издание «Przeglad Prawoslawny/Orthodoxia» (5 000 экземпляров). Дополнительные периодические издания: «Biuletyn Informacyjny Kola Teologow Prawoslawnych» (1 000 экземпляров) и «Wiadomosci Bractwa» (1 500 экземпляров).
В 1957 году в Христианской теологической академии (ChAT) в Варшаве была создана секция православного богословия, также в Варшаве действует православная семинария.
Самой большой польской православной святыней и самым известным центром паломничества является Святая гора Грабарка (к югу от Белостока) с её монастырём святых Марфы и Марии. Ежегодно 19 августа, в день Преображения Господня, здесь собирается до 60 000 паломников. Другие важные центры паломничества – монастырь святого Онуфрия в Яблечне и Заблудов, место рождения мученика Гавриила Заблудовского, единственного православного святого, родившегося в пределах современной Польши. Другие православные святыни находятся в Рогаче, Супрасле, Одрынках, Крыночке, Пухли, Новой Воле, Старах, Корнине, Пятенке, Свентой Воде, Саках и Токарях. Крупнейшим центром православных христиан в Польше является собор Святого Николая в Белостоке (ок. 100 000 человек).
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Счастливый день финского режиссёра Юхо Куосманена
- Победы и драмы Международного конкурса имени Венявского
- Европейская киноакадемия включила «Ученик» Кирила Серебренникова в список претендентов на главный приз
- Шопен с корейским акцентом. Победа музыкального вундеркинда на конкурсе в Варшаве
- Скончался известный польский писатель Тадеуш Конвицкий
- Польский взгляд на искусство: экспозиция «Культурный багаж» в Национальном художественном музее Украины
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?