Праздник Царства Марии читать ~3 мин.
Возвышение Девы Марии до той значимой роли, которая отводится ей в Римско-католической и Православной церквях, началось в IV веке. В это столетие христианство было легализовано и впоследствии стало государственной религией Римской империи.
С изменением статуса Церкви её лидеры сосредоточились на определении ключевых аспектов христианской доктрины. Одной из главных задач стало объяснение божественной природы Иисуса Христа без ущерба для строгого монотеизма. Основные богословские споры развернулись вокруг учения о Пресвятой Троице и двойственной природе Христа — одновременно божественной и человеческой.
Эти христологические дебаты привели к острому конфликту. Если Иисус родился и Богом, и человеком, то Марию следовало называть Богородицей (Theotokos — «Бога родившая»). Против этого возражал константинопольский патриарх Несторий, предлагавший термин Христородица (Christotokos — «Христа родившая»). Он считал, что Мария родила лишь человеческую ипостась Христа. Его учение было воспринято как разделение единой личности Христа на две.
Точка в споре была поставлена на Вселенском соборе в Эфесе в 431 году н.э., где учение Нестория было осуждено как ересь, а за Марией был официально утверждён статус Богородицы. Примечательно, что это решение было принято в городе, где находился знаменитый храм греческой богини Артемиды (в римской традиции — Дианы), одного из чудес древнего мира. Провозглашение Марии Богородицей заложило основу для дальнейшего развития мариологии.
Идея Девы Марии как «Царицы Небесной» стала прямым следствием её признания Богородицей. По земной логике, мать правящего монарха почитается как царица-мать. Соответственно, если Иисус царствует на небесах, то его мать Мария должна почитаться как Царица. Эта концепция изначально развивалась на Востоке, где на иконах Богородицы стали изображать золотую корону. На Западе эта практика выражалась в короновании статуй Марии.
Богословская связь между царственным достоинством Марии и её телесным вознесением на небо после земной жизни является ключевой. Согласно учению Церкви, после Успения Мария была принята в небесную славу и коронована своим Сыном как Царица Неба и Земли. Этот сюжет, известный как «Коронование Богоматери», стал одной из центральных тем в христианском искусстве.
Титул «Царица» получил широкое распространение в XVI веке благодаря «Литании Пресвятой Деве Марии», также известной как «Лоретанская литания». Эта молитвенная практика возникла в итальянском городе Лорето, где, по преданию, ангелы перенесли из Назарета дом, в котором жило Святое семейство, для защиты от османской угрозы. В 1587 году Папа Сикст V официально утвердил эту литанию, содержащую обращения к Марии как к «Царице Ангелов», «Царице Патриархов», «Царице Мира» и другие.
Окончательное доктринальное оформление учение о царственном достоинстве Марии получило в XX веке. 11 октября 1954 года Папа Пий XII издал энциклику Ad caeli reginam («К Царице Небесной»). В этом документе он провозгласил Царствование Марии учением Церкви (хотя и не догматом веры) и учредил одноимённый праздник.
Праздник Царицы Небесной впервые отмечался 31 мая 1955 года. Однако в 1969 году в ходе литургической реформы Папа Павел VI перенёс его на 22 августа — на восьмой день (октаву) после праздника Успения Пресвятой Богородицы. Этот день отмечается особыми молитвами, посвящёнными осмыслению роли Марии в деле спасения мира. Папа Пий XII особо связывал почитание Марии как Царицы с заступничеством за тех, кто подвергается гонениям за веру.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Музей Метрополитан приобрёл «Жертвоприношение Поликсены»
- Куратор музея Метрополитан в Нью-Йорке погиб при крушении поезда
- ВОКАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ. НЕАПОЛИТАНСКИЕ ПЕСНИ
- АРИИ ИЗ КЛАССИЧЕСКИХ ОПЕР И ПОПУЛЯРНЫХ ОПЕРЕТТ, СТАРИННЫЕ РОМАНСЫ,НЕОПОЛИТАНСКИЕ И СОВЕТСКИЕ ПЕСНИ
- НЕАПОЛИТАНСКИЕ ПЕСНИ, РОМАНСЫ И АРИИ ИЗ ОПЕРЕТТ
- Евтимий Болгарский
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?