Праздник обрезания
Праздник Обрезания Господня — христианский праздник, посвящённый обряду обрезания и наречению имени младенца Иисуса. Согласно Евангелию от Луки (2:21), это событие произошло на восьмой день после его рождения. В литургическом календаре западных и восточных церквей праздник установлен на 1 января, то есть на восьмой день после Рождества Христова, отмечаемого 25 декабря.
Богословское значение
С богословской точки зрения, Обрезание Господне имеет несколько важных значений. Во-первых, оно подчёркивает реальность Боговоплощения и полную человеческую природу Иисуса, который, как и все еврейские мальчики, прошёл этот обряд. Во-вторых, событие свидетельствует о его подчинении Закону Моисееву, который он пришёл не нарушить, но исполнить. Первое пролитие крови Христа в этом обряде рассматривается как прообраз его будущей искупительной жертвы на кресте.
Неотъемлемой частью события является наречение имени. Архангел Гавриил во время Благовещения повелел назвать младенца Иисусом. Это имя, еврейское «Иешуа» (יֵשׁוּעַ), означает «Яхве спасает» или «Спасение от Господа». Таким образом, имя, данное ему при обрезании, указывает на его божественную миссию — спасение человечества.
Празднование в разных конфессиях
В православных церквях, придерживающихся юлианского календаря (например, в Русской, Иерусалимской, Сербской), праздник Обрезания Господня отмечается 1 (14) января. В этот же день совершается память святителя Василия Великого, что объединяет два празднования в одном богослужении.
В западном христианстве история праздника более сложна. Он был широко распространён со Средних веков. Однако в 1969 году в результате литургической реформы в Римско-католической церкви акцент празднования 1 января был смещён. Праздник Обрезания был заменён на Торжество Пресвятой Богородицы. При этом Англиканская и Лютеранская церкви сохранили праздник, часто именуя его «Наречение имени и Обрезание Иисуса Христа» и подчёркивая его библейское основание.
В христианской иконографии сюжет «Обрезание Господне» встречается реже, чем другие евангельские события. Обычно композиция изображает Святое семейство в Иерусалимском храме. Центральной фигурой является первосвященник или моэль, совершающий обряд над Младенцем, которого держит на руках Богородица или Симеон Богоприимец.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?