Праздник православия читать ~3 мин.
Торжество Православия — это праздник, отмечаемый в Православной церкви и восточнокатолических церквях. Он был установлен в IX веке в память об окончательной победе над иконоборчеством — религиозным движением, которое оспаривало правомерность почитания икон.
На Ближнем Востоке периодически возникали движения, толковавшие библейский запрет на создание идолов как запрет на любые священные изображения. Подобный взгляд был институционализирован в исламе. Тем не менее с IV века практика почитания икон начала широко распространяться в христианских общинах Восточного Средиземноморья.
В 726 году византийский император Лев III Исаврянин (греч. Λέων Γ΄ ὁ Ἴσαυρος; правил в 717–741 годах) спровоцировал масштабный конфликт. Он приказал убрать икону Христа с ворот своего дворца в Константинополе. Этот акт положил начало иконоборческим спорам, которые с перерывами продолжались более ста лет.
Сторонники икон (иконодулы), такие как преподобный Иоанн Дамаскин, утверждали, что библейский запрет на изображения относился к языческим идолам. Они учили, что поскольку Бог стал человеком во Христе (догмат о Боговоплощении), Его можно изображать. Отрицание возможности изобразить Христа, по их мнению, умаляло полноту Его человеческой природы. Иконоборцы же видели в иконах идолопоклонство, опасаясь, что почитание переносится с первообраза на само изображение.
В 780 году императрица Ирина, правившая как регент при малолетнем сыне Константине VI, инициировала созыв Вселенского собора. В 787 году в городе Никея состоялся Седьмой Вселенский собор. Отцы Собора подтвердили догмат об иконопочитании, основав его на догмате о Боговоплощении.
Собор провёл чёткое различие между служением (греч. λατρεία, latreia), подобающим только Богу, и почитанием (греч. προσκύνησις, proskynesis). Последнее может быть оказано святым и священным изображениям, поскольку честь, воздаваемая образу, восходит к его первообразу.
Решения Никейского собора, однако, не положили конец спорам. В IX веке при императорах Льве V Армянине, Михаиле II и Феофиле иконоборчество возобновилось. Окончательное восстановление иконопочитания произошло при малолетнем императоре Михаиле III, благодаря его матери, регентше Феодоре.
В 843 году по её инициативе был созван Константинопольский собор под председательством патриарха Мефодия. Собор подтвердил решения Седьмого Вселенского собора. Его завершением стало торжественное шествие с иконами в собор Святой Софии 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста.
В память об этом событии Собор установил ежегодное празднование. Праздник получил название «Торжество Православия» и по сей день отмечается в первое воскресенье Великого поста. Почитание икон с тех пор является одной из важнейших и отличительных черт православия, а также сохраняется в восточнокатолических церквях.
В этот день в храмах совершается особый чин Торжества Православия. Он включает в себя чтение «Синодика» — документа, провозглашающего основные догматы христианской веры. В нём также произносятся анафемы против ересей и еретиков и провозглашается «вечная память» защитникам православия, императорам и патриархам, способствовавшим победе над иконоборчеством.
Хотя праздник исторически связан с победой над иконоборцами, со временем его смысловое наполнение расширилось. Сегодня Торжество Православия символизирует победу Церкви над всеми ересями и заблуждениями, утверждая полноту истины, определённой на семи Вселенских соборах, проходивших с 325 по 787 год.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?