Преображение читать ~6 мин.
Праздник Преображения 6 августа отмечает светлое явление Христа трём апостолам на горе Фавор как предвкушение Его вечной славы как Бога, которую Его Страсти и Воскресение должны были позволить людям полностью разделить с Ним после Его Второго пришествия.
Один из двенадцати великих праздников Восточной церкви, он был с запозданием принят на Западе, но как незначительный праздник. Праздник Преображения, по-видимому, сложился в восточных церквях к седьмому веку, вскоре установившись на дате 6 августа. Считалось, что Преображение Христа произошло за сорок дней до его Воскресения из мёртвых на Пасху, и его праздник был установлен за сорок дней до Воздвижения или Воздвижения Креста 14 сентября. В последнем случае акцент делался на Кресте как символе победы Христа в истории через обращение человеческого общества, так же как Преображение символизирует видимое проявление в земной жизни невидимой славы Христа. Поскольку этот божественный свет есть не что иное, как воскресшая жизнь Христа в Пасху, за которой после сорока дней следует Вознесение на небо во славе, за Преображением через такой же промежуток времени следует Воздвижение Креста – ещё один венчающий вертикальный перевод в победное положение. Однако на Западе Преображение также отмечалось во второе воскресенье Великого поста.
Как и сирийские христиане, армяне, которые, возможно, придумали этот праздник и отмечают его наиболее торжественно в течение трёх дней, до сих пор соблюдают его как подвижный праздник в седьмое воскресенье после Пятидесятницы.
К середине девятого века, когда праздник появился в Испании 6 августа, он уже прочно обосновался по всей Восточной Римской империи. Однако, несмотря на усилия великого французского бенедиктинского аббатства Клюни по его распространению в двенадцатом веке, этот праздник долгое время оставался почти неизвестным в Западной церкви в целом. Затем испанский Папа, Каликст III, в благодарность за победу над вторгшимися турками-османами под Белградом в этот день в 1456 году (кульминационный момент его неудачной в остальном кампании по возвращению Константинополя после падения восточной имперской столицы в 1453 году), дал ему официальное признание в 1457 году, а в 1458 году он даже умер в тот самый день нового праздника, который он только что учредил. Тем не менее, в Римско-католической церкви это просто двойник второго класса, без октавы специальных молитв на следующую неделю.
В англиканском сообществе на протяжении нескольких веков, вплоть до последнего, не было ни молитв, ни чтений на Преображение. Некоторые лютеранские организации отмечают Преображение в воскресенье после Богоявления.
Напротив, Преображение Христа на горе Фавор даёт ключ к мистическому богословию Православной Церкви, являясь праздником Божественной славы как таковой. Этот несотворенный свет без начала и конца, вне времени, пространства и естественных чувств, воссиял через смиренное человеческое обличье Христа, чтобы показать его ближайшим ученикам Петру, Иакову и Иоанну, что в нем, несмотря на видимость, был Сам Бог, добровольно принявший смерть на кресте.
Если до Воскресения этот свет могли видеть только избранные апостолы Христа, благодаря чудесному преображению их физических чувств, как внешний блеск, сияющий через Его тело, то таинство Евхаристии, установленное Христом на Тайной Вечере, позволяет верующим стать частью Его воскресшего тела и открыть (в той или иной степени) тот же свет внутри себя, в своём сердце. Целью православной созерцательной жизни является возможность реально видеть этот внутренний, несотворенный свет, называемый именно Таборическим светом теми (в основном монахами и монахинями), кто стремится получить благодать видеть его и быть в свою очередь «преображённым» им через аскетическую дисциплину сердечной молитвы. Поэтому монашествующие рассматриваются как пророки Нового Завета, установленного Христом, поскольку они могут уже в своём собственном существе пережить обмен смертных людей с бессмертной славой Бога во время Второго пришествия Христа, впервые явленного в момент его преображения на горе Фавор, согласно православной утрени этого праздника.
Апостол Петр уже, казалось, предполагал, что Преображение его учителя на Фаворе было проблеском Царства Божьего, напоминая в своём Втором послании (1:17), что «мы сами видели величие Его. Он был почтён и прославлен Богом Отцом, когда Сама Возвышенная Слава обратилась к Нему и сказала: “Это Сын Мой, Возлюбленный; Он пользуется Моим благоволением”. Мы сами слышали это, сказанное с небес, когда были с Ним на святой горе» (Иерусалимская Библия 1968). Это свидетельство Отца о Сыне имеет прецедент в крещении Христа в Иордане, когда Святой Дух сошёл на Него в виде голубя, и те же слова прозвучали с небес.
Православные отмечают это событие 6 января в праздник Богоявления, называя его вместо этого Богоявлением, как праздник Троицы, поскольку он знаменует собой первое проявление Бога как единства Трёх Лиц. Праздник Преображения 6 августа перекликается с ним в этом отношении, при условии, что свет, сияющий из тела Сына, и светлое облако, из которого исходил голос Отца, оба воспринимаются как сам Святой Дух как «Возвышенная Слава» Бога. В этом смысле Преображение очень похоже на Богоявление: праздник Света, явленного в Святой Троице, поскольку, согласно греческому обряду, в явлении Света Сына как Божественного Слова на горе Фавор, Отец и Дух также воспринимались как Свет, направляя таким образом все творение.
Хотя этот обычай также является частью фольклора Рождества и Вознесения, вполне уместно, что многие греки накануне праздника Преображения сидят всю ночь в надежде уловить проблеск божественного света небес, когда они разверзнутся. Они считают, что любое желание, загаданное в этот момент, обязательно исполнится. Большинство из них считают 6 августа датой, которая кладёт конец дримам – последовательности неблагоприятных дней, когда в начале этого месяца (как и в марте) действуют одноимённые злые духи, так что на определённые действия накладывается табу. Люди предпочитают воздерживаться от рубки дров, мытья волос, купания в море и так далее, а также следят за тем, чтобы их дети не находились на улице в полдень, на всякий случай.
Рыбаки – единственные, кому разрешается работать в этот день, потому что именно в море они находят предзнаменования своей удачи на весь год. Треска или другая рыба является центральным блюдом в этот день, как небольшое праздничное отступление от двухнедельного вегетарианского поста, который предшествует 15 августа празднику Успения Богородицы. Первые корзины винограда также приносятся в церковь для благословения после службы, а затем распределяются между прихожанами. Другие фрукты могут быть включены в этот ритуал благодарения (вероятно, заимствованный из неизвестного языческого праздника урожая), который отмечается не только в Греции, но и в православных христианских общинах по всему миру.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Проект Галереи «Ковчег» «Незабытые имена» продолжает выставка Ольги Эйгес
- ВЫСТАВКА “СОВРЕМЕННЫЙ ИКОНОПИСНЫЙ ОБРАЗ”
- Роман об убийстве Боба Марли стал фаворитом Букера
- Выставка Мануэля Гомеса «Куртуазный паноптикум»
- Шорт-лист «НОСа» оглашён. Предсказуемые фавориты и спорные кандидаты
- Киево-Печерская Лавра
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?