Введение Богородицы во храм читать ~6 мин.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября также известен в Восточной церкви, где он возник, как Введение Богородицы во храм. Он отмечает день, когда, по преданию, мать Христа была взята туда в младенчестве, чтобы быть посвящённой Богу, который позже обрёл плоть в её чреве в виде Иисуса – как верят христиане. Таким образом, этот праздник отмечает прелюдию к спасению человечества, совершенному Божьим воплощением. Он также отмечает поворотный момент в сельскохозяйственном календаре Греции.
Вход Богородицы в храм был принят сравнительно поздно как один из двенадцати праздников Восточной церкви (помимо Пасхи, входящей в отдельный класс как «праздник праздников»). По всей видимости, он возник в Иерусалиме. Поэтому, вероятно, не случайно, что 20 ноября 543 года там, в святом городе бывшего Храма Израиля, была посвящена церковь Святой Марии Новой. Это произошло накануне Введения Марии в храм.
Сам же праздник впервые упоминается в конце седьмого и начале восьмого веков в проповедях по этому случаю святого Андрея Критского и святого Германа Константинопольского. В конечном итоге он был принят Римско-католической церковью, когда Папа Римский находился в изгнании в Авиньоне на юге Франции, в 1374 году при Григории XI.
Во время Контрреформации праздник был подавлен Папой Пием V из-за полного отсутствия исторической достоверности, но Сикст V восстановил его после своего вступления на Святой Престол в 1585 году. В благодарность за избавление Венеции от чумы в 1630 году 21 ноября отныне стало датой ежегодного паломничества по мосту из лодок через Гранд-канал к барочной церкви Санта-Мария-делла-Салюте.
Вскоре после этого Сретение было принято в качестве особого праздничного дня французского духовенства. Это произошло в то время, когда началось обучение священников в новой семинарии, поскольку в Париже Жан-Жак Олье (1608-1657) основал педагогический орден Сен-Сюльпис. В своих трудах Олье принимает посвящение Марии как девственницы для обитания в Храме как символ посвящения священника безбрачию в исключительном служении Церкви, частично основываясь на средневековой типологии.
Она представляла собой совокупность воспринимаемых соответствий между событиями в Новом Завете и их префигурациями в Ветхом Завете. Так, пророк Самуил, помазавший первых царей Израиля, был принесён в жертву Богу ещё ребёнком своей матерью, так же как Мария была отнесена в храм в три года во исполнение обета её родителей Иоакима и Анны отдать её Богу, который чудесным образом устранил позор их бездетности. Попав туда, она сама без колебаний поднялась по 15 ступеням, ведущим к жертвеннику за пределами святилища, которые традиционно соответствовали 15 «Псалмам степеней», исполняемым евреями, когда они поднимались в Иерусалим на паломнические праздники. Таким образом, эти 15 ступеней стали символом продвижения священника по лестнице алтаря во время его посвящения в сан во французской набожности раннего модерна.
Богатый символизм Храма для духовной жизни и богословского понимания был одной из важных причин, почему праздник был закреплён в церковной традиции исключительно на основе апокрифических рассказов о жизни Марии, таких как Книга Иакова. И это несмотря на очевидную невозможность предположения о том, что девушку можно держать в Иерусалимском храме вместе с несколькими спутницами (как если бы они были вестальными девами в римском храме), не говоря уже о том, чтобы впустить её в Святая Святых, куда только первосвященник мог со страхом и трепетом входить раз в год на Йом-Кипур.
Конечно, к тому времени даже раввинская традиция считала, что «пять вещей, которые были в первом храме», построенном Соломоном, «уже не были во втором», построенном Зоровавелем – среди них масло для помазания царей, Ковчег Завета между Богом и человеком и Святой Дух. Но, как указывает Восточная церковь в своих литургических текстах к празднику, Дева Мария представлена в Храме как живой ковчег Нового Завета, в котором Бог соединился с самой природой человека в лице Иисуса Христа, чьё имя означает «Помазанник», рождённый от Святого Духа, когда он поселился в ней, как когда-то в Храме. Его мать также сравнивается в этих текстах с царской дверью, через которую Он войдёт в Храм, и с троном, на котором Он воссядет. На самом деле Дева Мария готовится стать «Храмом Его Тела» в момент Благовещения, постоянно молясь в Святая Святых.
Действительно, прогресс в молитве через три стадии нравственного очищения души, ясного созерцания Бога и сокровенного единения с Богом давно описывается Церковью в терминах трёх дворов Иерусалимского храма, каждый из которых соответствует одной из трёх библейских книг, приписываемых его строителю царю Соломону как ещё один плод его высшей мудрости: Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. Это путешествие христианской души к Богу отражено в православных иконах праздника Введения Богородицы во храм её собственным продвижением через эти три части к самому его центру. Подготовка избранной Девы с младенчества к принятию Мессии в мир, зеркально отражающая долгое ожидание Его прихода избранным народом Израиля, подчёркивается местом праздника Введения в календарь: после начала Адвента, сезона ожидания Рождества Христова. В этот день уже исполняются многие рождественские гимны.
На севере Греции дата 21 ноября, когда отмечается праздник Введения Богородицы во храм, всегда была значимой по сельскохозяйственным причинам. В Македонии существует поверье, что если посеять семена до этого времени, то они прорастут через день или два, но если посеять их позже, то для прорастания потребуется не менее сорока дней.
В Этолии считается, что погода не изменится в течение сорока дней, если небо будет достаточно ясным, чтобы увидеть заход созвездия Плеяд. Уже древние греки считали это событие началом зимы и верили, что посеянным позже семенам потребуется много времени, чтобы прорасти. Поэтому к 21 ноября крестьянин должен был засеять хотя бы половину своей земли, поэтому праздник Введения Богородицы во храм часто называют праздником Богоматери-Месоспорицы или «Середины сева». Он также известен как праздник Богоматери Полиспоритиссы или «Разнообразного посева», потому что блюдом дня являются несколько сортов кукурузы, сваренных в большом котле, тарелки с которыми рассылаются родственникам и соседям с добрыми пожеланиями урожая. В Этолии существует обычай бросать горсть зерна (пшеницы, кукурузы, бобов и т.п.) в семейный колодец или фонтан с пожеланием: «Как течёт вода, так пусть течёт и богатство», прежде чем взять стакан воды из него в дом.
Этот обычай известен в основном как polysporia, что означает «много семян», а в некоторых местах как panspermia – «все посевы», что уже было названием аналогичного обычая в Древней Греции. Там к началу марта люди предлагали такой ассортимент семян земным божествам и умершим на третий день афинского праздника Антестерия в честь Диониса. За пару недель до нынешней даты презентации, в конце октября, на празднике Pyanopsia, посвящённом богу солнца Аполлону, также раздавали бобы, которые до сих пор фигурируют среди зёрен, используемых для панспермии. Ссылаясь на эту древнюю особенность фольклора Сретения (вместе с другими праздниками урожая и днями мёртвых), шведский историк греческой народной религии Мартин Нильссон мог бы так написать:
“Очень редко удаётся проследить преемственность культового использования сквозь века, как в данном случае. Эти народные обычаи, принадлежащие к самому древнему и, как говорят некоторые, самому низкому слою религии, являются самыми долговечными из всех”.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Мизантроп» Мольера, краткое содержание
- «Тартюф, или обманщик» Мольера, краткое содержание
- «Школа жён» Жана-Батиста Мольера, краткое содержание
- «Буржуазный джентльмен» Мольера, краткое содержание
- «Погонщик» Джона Кольера, краткое содержание
- В Ереване завершился 12-й кинофестиваль «Золотой абрикос»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?