Расписные монастыри в Буковине читать ~5 мин.
Расписные церкви и монастыри, расположенные в сельской местности Буковина на севере Румынии, являются одними из величайших сокровищ примитивного восточного православного искусства. Этот регион находится на границе с Украиной, и на протяжении всей коммунистической эпохи при жестоком Николае Чавеску (президент в 1974-1989 гг.) они едва избежали разрушения. Сейчас они вновь открыты, и небольшие монашеские общины поселяются в монастырях и сохраняют их. С 1993 года они включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Примечательным в расписанных церквях и монастырях является тот факт, что фрески находятся на внешних стенах, так что человек, подходящий к ним, сразу же поражается мощным изображениям сцен из Библии и жизни святых. Это были явно учебные пособия для неграмотных крестьян, полные драматизма и захватывающих деталей. Во всех случаях стены церкви заполнены, каждая поверхность покрыта. Монастыри и церкви были построены между 1487 и 1532 годами.
Арборе, церковь Усекновения главы Святого Иоанна Крестителя (1503), маленькая и простая. Она была расписана только через сорок лет после постройки. Лучшие фрески – это сцены из книги Бытия.
Хумор, церковь Успения Богородицы (часовня бывшего монастыря Хумор), была построена в 1530 году. Фрески разнообразны, несмотря на то, что это небольшая часовня, предназначенная для монастыря. На одной из них дьявол изображён в виде женщины. Юмор был разграблен казаками и закрыт австрийцами. Монашеская жизнь была восстановлена в 1991 году после нескольких столетий. В церкви собрана прекрасная коллекция старинных икон. Главная фреска – история о блудном сыне из Евангелия от Луки 15:11-32.
Монастырь Молдовица (1532) имеет самую активную современную общину, в которой проживают сорок монахинь. Посетителей приглашают на пение псалмов и службы, о которых сообщает монахиня, обходящая территорию монастыря и ударяющая в деревянную хлопушку. Переплетение исторических событий и веры, пожалуй, наиболее ярко проявляется здесь в «Осаде Константинополя» – сцене ужасного поражения восточного христианства турками. Древо Иессея, семейное древо Иисуса, связывает воедино древнееврейские и христианские писания, а также показывает его человеческое происхождение согласно Библии.
Церковь Святого Руда в Патраути (1487 г.) когда-то была монастырём, который был закрыт после оккупации региона австрийцами, тогда она стала приходской церковью.
Церковь Пробата (Св. Николая, 1531 г.) утратила многие из своих фресок; оригиналы были первыми среди расписных церквей. Лучшие из них сегодня находятся внутри, хотя некоторые внешние фрески сохранились. Реставрация не всегда была полезной. Пробата представляет собой обнесённый стеной комплекс с оборонительными башнями на каждом углу.
Церковь Святого Георгия в Сучаве (1522 г.) включает в себя монастырь Святого Иоанна Нового. Он был построен как митрополичий (архиепископский) собор, и в настоящее время монастырь является резиденцией и офисом митрополита Сучавы. В монастыре также хранятся мощи Иоанна Нового в серебряном ларце со сценами из его жизни и чудесами. Внешние фрески изображают сцены из Священного Писания и отличаются особенно хорошим качеством.
Церковь Святого Георгия из бывшего монастыря Воронец (1488) многие считают самой красивой. Она была основана в благодарность за победу короля Святого Стефана чел Маре над турками-османами, одно из самых больших поражений, которое они потерпели в своей попытке завоевать Восточную Европу. Стефан, человек глубокой личной набожности, отпраздновал победу сорокадневным постом и молитвой, а затем приказал возвести монастырь. Главная церковь, чудо искусства, посвящена Святому Георгию, покровителю воинов. Король Стефан пообещал церковь своему духовному наставнику, святому Даниилу Отшельнику. Даниил стал первым настоятелем монастыря, и его гробница находится в монастыре. Также можно посетить пещеру отшельника Даниила – хижину из камня и кирпича, которая хорошо сохранилась. Воронец оставался монастырём, пока австрийцы не изгнали монахов в 18 веке, но в 1991 году монахини вернулись. Они служат паломникам и посетителям и проводят экскурсии.
Фасады церкви защищены линией крыши, которая выступает над стенами, несколько защищая их от воздействия солнечного света. Фрески отличаются насыщенным лазурным цветом, известным как «Воронецкий синий» – яркий лазурный цвет, изготовленный из толчёного лазурита.
«Страшный суд» – это потрясающее представление проклятых, низвергнутых в вечный ад, и спасённых, вознесённых вместе со святыми. Он занимает всю западную стену и был назван «Сикстинской капеллой Востока» в знак признания его художественного величия и непреходящих библейских тем. Моисей стоит рядом с величественным Христом, призывая народ к спасению, а евреи и турки стоят внизу, не решаясь.
К ним обычно добавляют монастырь Сучевица и его церковь Воскресения (1583), но он не входит в список ЮНЕСКО (хотя находится в списке ожидания). Он был возрождён после окончания коммунистического режима, и в нём работает несколько десятков монахинь. Он был построен с учётом конфликтов эпохи и имеет вид крепости с оборонительными стенами и башнями. Фрески встречаются как внутри, так и снаружи и выполнены в красновато-фиолетовых и насыщенно-синих тонах на изумрудно-зелёном фоне. Кроме обычных религиозных и библейских сцен, в Сучевице есть фрески повседневной жизни региона – один из немногих светских наборов фресок среди расписанных церквей и монастырей. Однако религиозные фрески преобладают.
На «Страшном суде» изображены традиционные враги Румынии – турки (и собрание евреев, также считавшихся неверными), которые вот-вот будут осуждены за свою ересь и неприятие Христа. Лестница добродетели показывает ангелов, помогающих добрым людям подняться на небеса, в то время как грешников ожидает ухмыляющийся и мерзкий демон. Именно качество искусства спасает эти сцены от того, чтобы быть просто карикатурой, и даже сегодня они способны вдохновить и тронуть наблюдателя».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?