Религии в Ираке читать ~13 мин.
Ирак, страна, известная в древности как Месопотамия, был образован на руинах Османской империи. Этот процесс проходил в несколько этапов: во время Первой мировой войны территорию оккупировали британские войска, в 1920 году она получила статус британского мандата, а в 1932 году обрела независимость. Поскольку эти земли веками были частью Османской империи, формирование единой национальной идентичности столкнулось со значительными трудностями. Дальнейшая история страны и по сей день осложняется напряжённостью между шиитской и суннитской мусульманскими общинами, а также этническим разделением арабов и курдов.
География и древняя история
Географически Ирак расположен в долине рек Тигр и Евфрат. Он имеет протяжённые границы с Ираном на северо-востоке и Саудовской Аравией на юго-западе. На юго-востоке находится Персидский залив, но доступ Ирака к нему сильно ограничен из-за расположения Кувейта. На северо-западе страна граничит с Сирией, а на севере — с Турцией, где также проживает значительное курдское население. Современный Ирак занимает территорию площадью около 438 000 квадратных километров, а его население составляет примерно 44,5 миллиона человек.
На протяжении тысячелетий на территории Ирака сменяли друг друга великие цивилизации. Подробное описание этого периода выходит за рамки данной статьи, поэтому наш обзор начнётся с завоеваний Александра Македонского (334–323 годы до н.э.) и последовавшей за ними эпохи Селевкидов. В последующие века Месопотамия была пограничным регионом, где сталкивались интересы Парфянской, а затем и Сасанидской Персии с Римской империей. Римляне неоднократно вторгались на эти земли, но надолго подчинить их не смогли. Внутренние конфликты и постоянные войны ослабили регион, сделав его уязвимым для новых завоевателей.
Распространение ислама
В VII веке нашей эры ислам — новая монотеистическая религия, основанная на учении пророка Мухаммеда, — стремительно распространился с Аравийского полуострова. После смерти Мухаммеда начались споры о его преемнике — халифе, лидере мусульманской общины. Когда зять Мухаммеда, Али ибн Аби Талиб, был убит в 661 году, власть захватила династия Омейядов, правившая до 750 года.
Большинство последователей Али, считавших, что верховная власть должна принадлежать потомкам пророка, стали известны как шииты (от арабского «ши’ат Али» — «партия Али»). Другие же, полагавшие, что лидер должен избираться на основе согласия общины, стали суннитами. Омейяды, будучи суннитами, проявляли определённую религиозную терпимость как к шиитам, так и к христианам.
В 750 году династия Аббасидов свергла Омейядов. Использовав шиитов для захвата власти, Аббасиды затем обернулись против них и разрушили их святыни. Тем не менее, именно в этот период Ирак стал самой процветающей частью халифата. В середине X века власть ненадолго перешла к шиитской династии Буидов, но уже в XI веке регион оказался под контролем тюрок-сельджуков. Аббасидский халиф при этом сохранял номинальный титул, но фактически часто подчинялся новым правителям.
В 1253 году внук Чингисхана, Хулагу, вторгся в регион, а к 1258 году захватил Багдад, положив конец власти Аббасидов. Ирак находился под властью монгольских ильханов Персии до 1335 года, после чего власть захватили Джалаириды, правившие до начала XV века. В начале XVI века на востоке усилилось государство Сефевидов, сделавшее шиизм государственной религией. Османы, будучи суннитами, видели в них серьёзную угрозу. В 1534 году султан Сулейман Великолепный завоевал Багдад, на время установив османский контроль над Месопотамией.
Западное влияние и эскалация конфликта
Из-за своего географического положения Ирак довольно медленно впитывал западное влияние. К 1800 году в Басре появился британский резидент, а в 1802 году — британское консульство. В тот же период своих агентов направила Франция, а французские и итальянские религиозные ордены начали проповедовать католицизм.
К 1914 году Британская империя вступила в войну с Османской империей и после её распада получила мандат на управление Ираком. Британцы установили в стране монархию во главе с королём Фейсалом I из династии Хашимитов, который был суннитом. Однако сама администрация оставалась британской, что воспринималось местным населением как чуждое политическое и религиозное вмешательство. Арабские националистические настроения, проявившиеся в нескольких восстаниях, вынудили британцев пойти на уступки: был учреждён Арабский государственный совет, в котором Британия выступала в роли советника.
В 1921 году эмир Фейсал ибн Хусейн был коронован как король Ирака. После десятилетнего переходного периода, в октябре 1932 года, Ирак был принят в Лигу Наций как суверенное государство, свободное от британского мандата. Обретение независимости не принесло стабильности. Вскоре вспыхнули столкновения между суннитами и влиятельными шиитскими племенами долины Евфрата, а курдское меньшинство начало борьбу за создание собственного государства. В 1933 году иракская армия жестоко подавила ассирийское меньшинство, а с 1936 по 1941 год в стране произошло семь военных переворотов.
После Второй мировой войны в Ираке усилились антиевропейские настроения. Страна участвовала в арабо-израильской войне 1948 года. Большинство иракских евреев, чья история в регионе насчитывала тысячелетия, эмигрировали в период с 1948 по 1952 год. Сегодня от этой древней общины осталось менее ста человек.
Суэцкий кризис 1956 года и последовавшее за ним вторжение британских и французских войск в Египет глубоко затронули Ирак. Страна разорвала дипломатические отношения с Францией. Студенческие демонстрации были настолько бурными, что после беспорядков в Мосуле и Наджафе, приведших к жертвам, колледжи и школы закрыли, а в стране на полтора года ввели военное положение.
В 1958 году король Фейсал II вместе с наследным принцем был убит в ходе военного переворота, и Ирак был провозглашён республикой. Переворот организовала группа «Свободные офицеры». Вскоре в стране усилилось влияние социалистической партии «Баас» (основанной в Сирии в 1941 году). Правление генерала Абд аль-Карима Касема, возглавившего новое правительство, было отмечено продолжающейся борьбой курдов за независимость. В 1963 году Касем был свергнут и убит, и партия «Баас», выступавшая за социализм, арабское единство и свободу от иностранного вмешательства, установила полный контроль над страной.
Борьба с курдами продолжалась. Попытки урегулировать курдский вопрос подрывались Ираном, который, несмотря на религиозные различия (Иран — шиитский, а иракские курды — преимущественно сунниты), поддерживал стремление курдов к независимости в рамках своего геополитического противостояния с Ираком. В результате Ирак разорвал дипломатические отношения с Ираном. В августе 1974 года эскалация конфликта привела к тому, что 130 000 курдов бежали в Иран.
Очередная попытка мирного урегулирования провалилась, когда в 1975 году иракская армия провела опустошительную операцию в Курдистане. В её результате курды стали беженцами, а их дома и города были разрушены. Примечательно, что первые сообщения о применении Ираком химического оружия против иранцев и курдов относятся именно к этому периоду.
Взлёт и падение Саддама Хусейна
В 1979 году в Ираке появился новый лидер — Саддам Хусейн, ставший президентом и председателем Совета революционного командования. Он занимал высшие посты в государстве до 2003 года. Под его руководством в июле 1990 года была принята новая конституция, которая по иракским меркам считалась либеральной. Однако, несмотря на декларируемые свободы, реальная власть оставалась в руках Хусейна.
Он рассматривал вопрос о создании независимой курдской территории, но не предпринял реальных шагов, поскольку на этих землях находились богатые месторождения нефти. Он также опасался, что шииты могут выступить против его преимущественно суннитской администрации. В то же время, после Исламской революции в Иране, некоторые курдские группы стали видеть большую угрозу в режиме аятоллы Хомейни, чем в правлении Багдада.
В конце 1980-х годов Хусейн выражал всё большее недовольство соседним Кувейтом, который требовал возврата кредитов, выданных Ираку на восстановление экономики. В ответ Хусейн обвинил Кувейт в незаконной добыче нефти из приграничных месторождений. В августе 1990 года он ввёл войска в Кувейт. Президент США Джордж Буш-старший быстро отреагировал, и в январе 1991 года коалиция во главе с США начала операцию «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта. Война закончилась через несколько недель тяжёлыми потерями для иракской армии. Огромный ущерб Кувейту был нанесён, когда Хусейн приказал своей отступающей армии поджечь нефтяные скважины, что привело к масштабной экологической катастрофе.
После войны Ирак оказался в политической и экономической изоляции. Его положение усугубилось резолюцией 687 Совета Безопасности ООН, которая ввела жёсткие экономические санкции. Санкции могли быть сняты только после полного отчёта Ирака о своём оружии массового уничтожения. Хусейн отказался, ссылаясь на необходимость сдерживания возможной агрессии со стороны Израиля.
Пережив несколько попыток покушений и неудачных переворотов, Хусейн оставался у власти до 2003 года. В этот период его режим неоднократно обвиняли в связях с террористическими организациями, в том числе с теми, что стояли за атаками на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. Эти обвинения, наряду с заявлениями о наличии у Ирака оружия массового уничтожения, были использованы для оправдания вторжения в Ирак в 2003 году. Впоследствии оружие массового уничтожения так и не было найдено. Вскоре после начала военных действий режим Саддама Хусейна был свергнут. Позднее диктатор был схвачен и в 2006 году казнён по приговору иракского трибунала. В Багдаде было сформировано новое правительство. Несмотря на проведение выборов, страна остаётся нестабильной, а иностранные войска и местные силы безопасности продолжают борьбу с повстанческими группировками.
Ислам в Ираке
С VIII века ислам является доминирующей религией в Ираке. Шииты составляют около 60–65% населения, в основном это арабы. Их представительство в государственных структурах во времена Хусейна было незначительным, поскольку режим отдавал предпочтение суннитам. Курдское меньшинство, напротив, преимущественно исповедует суннизм. Большинство иракских суннитов придерживаются ханафитского или шафиитского мазхабов (школ исламского права), причём последний распространён среди курдов.
В шиизме также существуют различные школы, две основные из которых — усулиты и ахбариты. Ахбариты, составляющие меньшинство, распространены в основном на юге Ирака и в соседнем Иране. Усулиты, представляющие большинство, придерживаются более гибких подходов к интерпретации религиозных текстов. В Ираке находится несколько важнейших шиитских святынь, в том числе в Самарре, Кербеле, Наджафе и районе Аль-Казимия в Багдаде. В столице также действует Институт исламских исследований.
Христианство и другие религии
Курды исповедуют разные религии. Небольшое меньшинство придерживается христианства, также среди них есть езиды. Езидизм — это синкретическая религия, сочетающая элементы зороастризма, иудаизма, несторианского христианства и ислама. Езиды почитают две священные книги: «Чёрную книгу» и «Книгу Откровения». Они проживают в основном к западу от Мосула. Мандеи, живущие в Ираке, известны арабам как сабеи. Их религия представляет собой форму гностицизма, синтезированную с христианскими, иудейскими и иранскими элементами. Их главные книги — «Гинза Рабба» («Великое сокровище») и «Книга Иоанна». Большинство мандеев проживает на юге Ирака. Вера Бахаи, зародившаяся в соседнем Иране, также столкнулась в Ираке с враждебным отношением.
Христианские общины в Ираке ведут свою историю с I века и связывают её с миссией апостола Фомы. В IV веке здесь сложилась церковная иерархия под руководством Антиохийского патриарха. В следующем веке несториане, чьи взгляды на природу Христа разошлись с официальной доктриной, направили в регион своих миссионеров и объявили об отделении от Антиохии.
Древняя Ассирийская церковь Востока является старейшей христианской церковью в Ираке. В богословском отношении она несторианская. Её центр, Селевкия-Ктесифон, расположенный недалеко от Багдада, в определённый период был самым важным патриархатом за пределами Римской империи. С V по X век несторианские миссионеры распространяли своё учение по всему Ближнему Востоку.
Расколы XX века привели к разделению церкви. Её древняя резиденция на курдской территории пала жертвой турецкой экспансии в 1890-х годах. В 1940 году патриарх переехал в Америку, откуда в настоящее время возглавляет Ассирийскую церковь Востока. Однако с 1970-х годов фракция во главе с Мар Аддаи II, известная как Древняя церковь Востока, оспаривает этот статус. Иракское правительство при Хусейне поддерживало претензии Древней Церкви Востока.
Католицизм в Ираке
Армяне живут в Ираке на протяжении многих веков. Армянская апостольская церковь (епархия Багдада) подчиняется католикосу Эчмиадзина в Армении. Греческая православная церковь имеет одну церковь в Багдаде и находится под юрисдикцией Антиохийского патриархата; её епископ проживает в Кувейте.
Римско-католическая церковь присутствует в Ираке с 1553 года, когда была признана Халдейская католическая церковь восточного обряда. Большинство католиков в стране — халдеи; сегодня их насчитывается около 250 000 человек, объединённых в 10 епархий. Патриарх церкви проживает в Багдаде.
Папская семинария в Мосуле является совместным проектом сирийской и халдейской католических общин. Сиро-католическая церковь насчитывает около 50 000 верующих в двух епархиях. Общины Армянской католической церкви, насчитывающие примерно 2 150 членов, были организованы в епархию Багдада в 1954 году. Общину греко-католиков (мелькитов), состоящую из 300 прихожан, окормляет священник из Багдада.
Епархия латинского обряда была образована в 1632 году, однако постоянный епископ появился здесь только в 1920 году. Сегодня число католиков латинского обряда составляет около 3 200 человек.
Сегодня христиане, использующие сирийскую литургию, делятся на халдеев-католиков, несториан (Ассирийская церковь Востока), сиро-католиков и сиро-яковитов (Сирийская ортодоксальная церковь). Последние проникли в Ирак в VI веке и считают себя коренными иракцами. В Мар-Матта близ Мосула находится один из древнейших действующих христианских монастырей. Во время распада Османской империи в Ирак бежали армяне (последователи Армянской апостольской и Армянской католической церквей). Греко-православные и греко-католики являются иммигрантскими общинами и немногочисленны.
Миссионерская деятельность и евангельские церкви
Протестантизм появился в Ираке поздно, в XIX веке. Первые миссии были организованы британскими и американскими обществами в 1820–1880-х годах. В 1889 году свою программу в Басре начала Арабская миссия Реформатской церкви в Америке. Однако большинство новообращённых были из числа последователей других христианских течений, например, несториан.
Сегодня арабские евангельские церкви насчитывают около 10 общин в Багдаде, Киркуке и Басре, которые в основном окормляются священнослужителями из Египта. Две ассирийские евангелические церкви в Багдаде и Мосуле административно не связаны между собой. Армянская евангелическая церковь имеет одну небольшую общину в Багдаде. Единственная англиканская община принадлежит к епархии Кипра и Персидского залива.
Лютеранская Восточная миссия пыталась обращать курдов с 1911 года, но без особого успеха. Другие небольшие протестантские группы, такие как Ассамблеи Бога или Церковь адвентистов седьмого дня, более не активны в стране.
В 1969 году всем американским миссионерам было приказано покинуть Ирак, хотя некоторые из созданных ими миссий продолжили существовать под местным руководством. В 1990-х годах популярность приобрели пятидесятнические и харизматические движения. В настоящее время христиане составляют около 1% населения Ирака.
Признание христианства и неопределённое будущее
Ислам являлся государственной религией Ирака, но по закону все граждане считались равными. Культурные права сироязычных групп, включая ассирийских и халдейских христиан, были закреплены в конституции. Официально были признаны три христианских праздника (Рождество и два дня на Пасху), а также пять иудейских.
Религиозные судьи (кади) руководят мусульманской юриспруденцией. Официальным органом для мусульманских судов является Генеральное управление по делам вакуфов (религиозного имущества) в Багдаде. Дела немусульманских общин рассматриваются в гражданских судах.
После свержения режима Саддама Хусейна христианские и другие религиозные меньшинства оказались в крайне уязвимом положении. Составляя незначительную часть населения, они пострадали от хаоса, вызванного борьбой крупных мусульманских группировок за власть.
На фоне общего хаоса они стали подвергаться нападениям: убийствам, поджогам храмов, похищениям лидеров. Насилие достигло пика в феврале 2008 года после похищения и убийства Паулоса Фараджа Раххо, халдейского католического архиепископа Мосула. В ответ на нападения некоторые христиане мигрировали в более безопасные районы страны, тогда как многие тысячи покинули Ирак. Будущее всех религиозных меньшинств в стране остаётся неопределённым.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Таджикистане
- Религия в Молдове
- Религия в Беларуси
- Религия в Латвии
- Религия на Мальте
- Столичные театралы увидели «Мастера и Маргариту» в виде мюзикла
- Ираклий Квирикадзе: рассказы о жизни для сына и всех нас
- Выставка работ Врежа Киракосяна «Душа моя в стиле ню»
- В спектакле «Танго-квадрат» режиссёр лишил актрис лиц и рук
- Игорь Дрёмин: «Поле. Переход к абстрактному» в галерее «Открытый Клуб»
- Мировые звезды спели в Москве посвящение Дэвиду Боуи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?