Религия в Армении читать ~7 мин.
После распада Советского Союза Армения стала независимой республикой в 1991 году. В то время она занимала менее 18 641 квадратных миль южного Кавказа – десятую часть территории, известной в древности как Великая Армения. Республика граничит с Турцией на западе, Ираном на юге, Азербайджаном на востоке и Грузией на севере. Столица – Ереван, а древняя духовная столица Эчмиадзин находится в 12 милях к западу от него. Из обоих городов открывается прекрасный вид на гору Арарат, которая, хотя и находится на территории современной Турции, на протяжении веков служила мощным символом армянской идентичности.
Как и географические границы, численность населения (по оценкам, в 2020 году она составила чуть более 3 миллионов человек) менялась на протяжении истории в результате войн, завоеваний, землетрясений, миграций, депортаций и геноцида. В результате политических, военных и экономических потрясений и катастроф более 8 миллионов армян живут в заграничных диаспорах (в основном в США, России, Франции и на Ближнем Востоке), значительно превышая число тех, кто живёт в республике.
Армянский народ на Кавказе остаётся удивительно однородным, одной из причин чего является уникальный армянский язык и его не менее уникальная письменность, но, возможно, самым важным объединяющим фактором является сохранение в течение 1 700 лет Армянской Апостольской Церкви (Армения была первым христианским государством), членами которой 92,6% населения считают себя по праву рождения, даже если они редко заходят в здание церкви.
Альтернативные религии, распространённые в республике, почти полностью христианские (в основном русская православная, армянская католическая и протестантская церкви), с несколькими тысячами (1,2%) езидов и небольшим количеством мусульман, иудеев, язычников и других конфессий. С 1962 года Армянская апостольская церковь является активным членом Всемирного совета церквей.
Дохристианская Армения
О религии (религиях) дохристианской Армении известно немного, но, по-видимому, поклонялись стихиям и некоторым богам природы. Затем появились различные легендарные герои, которых сравнивали с богами хеттов и ассирийцев. Позже ряд персидских и, ещё позже, греческих божеств были включены в синкретический армянский пантеон с собственными, специфически армянскими именами: Арамазд, творец, имел своё главное святилище в Ани; Анаит, богиня плодородия и покровительница армян, имела один из своих главных храмов в Эрезе.
Развитие христианства в Армении
Считается, что христианство было впервые представлено в Армении во второй половине первого века двумя учениками Иисуса, Фаддеем и Варфоломеем (отсюда и претензии церкви на апостольское происхождение).
Как и в других местах, первые христиане подвергались гонениям, но около 301 года царь Трдат III, обращённый святым Григорием Просветителем (которого он держал в тюрьме 13 лет), объявил Армению христианской страной. Григорий был посвящён в первые католикосы (так называют примасов Армянской апостольской церкви и некоторых других восточных церквей), а на месте языческого храма в Эчмиадзине был воздвигнут кафедральный собор – нынешнее место расположения Католикосата всех армян). Язычество было официально отменено, и большинство его храмов и статуй были разрушены; но оно продолжало существовать в течение многих веков, и его остатки все ещё сохранились в фольклоре и местных обычаях.
Однородный характер церкви и народа значительно укрепился в 406 году, когда Месроб Маштоц изобрёл специальный алфавит, что позволило перевести Библию и другую христианскую литературу на армянский язык, но церковь оказалась под растущим натиском персов, которые пытались обратить армян в зороастризм. В 451 году национальный герой, Вартан Мамиконян, был разбит превосходящими силами персов. Однако армяне продолжали исповедовать христианство, и в 485 году им была предоставлена свобода вероисповедания.
Ещё одним событием 451 года, которое должно было способствовать сегрегации армянских христиан, стал Халкидонский собор, который пришёл к выводу, что единая Личность Христа состоит из двух естеств (божественного и человеческого). Армяне, занятые борьбой за то, чтобы быть христианами, а не зороастрийцами, не присутствовали на Соборе. Они считали, что резкое разделение между двумя природами запятнано несторианской ересью, против которой они выступали. Однако они также выступали против монофизитской доктрины (согласно которой Христос имел только божественную природу), считая, что во Христе божественная и человеческая природы были «единой природой, соединённой в воплощённом Слове». Хотя тот факт, что исторически Армянская церковь отличалась в своей христологии как от Восточного православия, так и от Римско-католической церкви, послужил сохранению обособленности Армянской церкви, это также означало, что другие христианские церкви не всегда были готовы защищать её, как это могло бы быть в противном случае.
Вызовы монолитности армян и ранней жизни армянской церкви в течение первого тысячелетия исходили от многочисленных еретиков, таких как манихеи, мессалиане (евхиты), энкратиты, монтанисты и новицианисты, а также более специфически армянские борбориты, макониты, иконоборцы и павликиане, все из которых подверглись значительным гонениям.
Примерно в девятом веке значительную поддержку получило движение тондракийцев как мессианское социальное реформаторское движение, выступавшее за аскетизм и отказ от материальных богатств; оно отстаивало интересы крестьян и бедных слоёв населения, вызывая серьёзные волнения на протяжении почти двух столетий. Неудивительно, что оно также подвергалось гонениям со стороны армянской аристократии и иерархии Апостольской церкви.
С начала 11 века Армения пережила 400 лет нашествий и войн. Некоторые армяне бежали в Персию, Европу или Индию; многие отправились на северо-восточный край Средиземноморья, где с помощью крестоносцев основали Киликийское королевство. Престол Католикоса всех армян был восстановлен в Сисе, столице королевства. Но когда в 1441 году Святой Престол вернулся в Эчмиадзин, параллельный Киликийский католикосат продолжал существовать, что привело к организационному расколу в Апостольской церкви.
В Киликии католицизм завоевал верность ряда армян из высшего класса благодаря межнациональным бракам, учебным заведениям и обращению. В 1701 году был основан армянский униатский орден (использующий восточную литургию) – Мхитаристы. Хотя они составляют менее 1% армян, они содержат важные монастырские центры обучения на венецианском острове Сан-Лаццаро, в Вене и других местах.
В 1828 году османы уступили восточную часть Армении России; эта часть, которая приблизительно составляла современную Армению, пользовалась недолгой независимостью с 1918 по 1920 год, прежде чем была завоёвана Красной Армией и стала частью Советского Союза. Церковь в Советской Армении страдала от преследований и многих лишений, которые испытывали другие советские республики, но продолжала играть важную роль в жизни общества (хотя обвинения в том, что она является коммунистической марионеткой, привели к расколу между Эчмиадзинским и Киликийским католикосатами).
Церковь сегодня
По сравнению со своими ближайшими соседями, Армения имеет относительно высокий уровень прав человека. Закон «О свободе совести и религиозных организациях» 1991 года гарантирует свободу мысли, совести и религии каждому, при условии защиты общественного порядка, здоровья и нравственности, а также прав и свобод других граждан. Хотя закон подтверждает отделение церкви от государства и утверждает, что все граждане и зарегистрированные религиозные общины имеют одинаковые права, Апостольской церкви (определяемой как национальная церковь) предоставляются определённые привилегии.
Прозелитизм запрещён, за исключением Апостольской церкви, а религиозные организации обязаны регистрироваться. Армянская церковь имеет исключительное право иметь капелланов в больницах, тюрьмах и армии. С 2004 года «История Армянской церкви» является обязательным предметом в школах. Но хотя большинство населения, казалось бы, одобряет правоту восприятия Армянской Апостольской Церкви как национальной церкви, на рубеже веков только 8% посещали церковные службы хотя бы раз в неделю.
Сегодня в Армении действует множество религиозных институтов, в том числе Армянская католическая церковь, несколько армянских евангелических баптистских церквей и евангелических протестантов, Русская православная церковь, Церковь адвентистов седьмого дня, харизматы, Апостольская католическая ассирийская церковь Востока, Новоапостольская церковь, «Слово жизни», Церковь памяти Сторожа Ни, иудаизм, вера Бахаи, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и языческий орден Арорди («дети Ара», Ара – главный бог в армянском неоязыческом пантеоне).
Существует также ряд этнически аффилированных православных церквей (грузинская, греческая, румынская, болгарская), а также несколько других религий. Некоторые религии функционируют открыто, без официальной санкции, в то время как представители других религий, таких как движение «Объединение», действуют более или менее тайно, как отдельные люди или небольшие общины.
Как и на всей территории бывшего Советского Союза, традиционные религии новых республик продолжают ощущать последствия многолетнего угнетения. Навязанный государством секуляризм, конфискация имущества, нехватка духовенства, атеистически социализированное население, отсутствие опыта преподавания и пастырских навыков, а также другие лишения – все это накладывало свой отпечаток.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Армянская апостольская церковь, Святой престол Эчмиадзина
- Женский взгляд на проблемы, понятные в любой точке Земли
- В Ереване завершился 12-й кинофестиваль «Золотой абрикос»
- В столице Армении начал свою работу кинофестиваль «Золотой абрикос»
- Уникальное искусство армянского художника А. Аветяна на выставке в Ростове
- Картины молодой художницы Каринэ Бабаян покажут красоту Армении
- Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669)
- В театре им. Натальи Сац опера «Кармен» будет звучать на русском языке
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?