Религия в Армении читать ~6 мин.
После распада Советского Союза в 1991 году, Армения стала независимой республикой. Её современная площадь составляет 29 743 км², что является лишь частью исторической территории, известной как Великая Армения. Республика граничит с Турцией на западе, Ираном на юге, Азербайджаном на востоке и Грузией на севере. Столица страны — Ереван.
Древняя духовная столица, город Вагаршапат, более известный по названию расположенного в нём монастырского комплекса Эчмиадзин, находится примерно в 20 км к западу от Еревана. Из обоих городов открывается вид на гору Арарат, которая, хоть и расположена на территории современной Турции, остаётся мощным символом армянской идентичности.
Численность населения, как и границы, многократно менялась из-за войн, завоеваний, землетрясений и миграций. По оценкам 2020 года, в стране проживало чуть более 3 миллионов человек. При этом в результате политических и экономических потрясений сформировалась крупная диаспора — более 8 миллионов армян живут за границей, в основном в России, США, Франции и на Ближнем Востоке.
Армянский народ на Кавказе остаётся этнически однородным. Этому способствуют уникальный язык и самобытная письменность. Однако главным объединяющим фактором на протяжении более 1700 лет выступает Армянская Апостольская Церковь. Согласно переписи 2011 года, 92,6% населения относят себя к ней по рождению, даже если не являются активными прихожанами.
Армения стала первым в истории государством, принявшим христианство в качестве официальной религии.
Другие религии в республике представлены в основном христианскими течениями: Русской православной, Армянской католической и различными протестантскими церквями. Также в стране проживает несколько тысяч езидов (около 1,2% населения) и небольшое число мусульман, иудеев и последователей других верований. С 1962 года Армянская апостольская церковь является членом Всемирного совета церквей.
Дохристианская Армения
Сведения о религиях дохристианской Армении немногочисленны. По-видимому, существовали культы поклонения стихиям и силам природы. Позже в пантеон вошли легендарные герои, сопоставимые с божествами хеттов и ассирийцев. Со временем под персидским, а затем и греческим влиянием сформировался синкретический пантеон с божествами, носившими армянские имена. Главное святилище бога-творца Арамазда находилось в крепости Ани-Камах. Одним из основных центров поклонения Анаит, богине плодородия и покровительнице армян, был храм в городе Эрез (современный Эрзинджан в Турции).
Развитие христианства в Армении
Предание гласит, что христианство в Армении впервые проповедовали ученики Христа — Фаддей и Варфоломей — ещё в I веке. На этом основано утверждение церкви о её апостольском происхождении.
Первые христиане подвергались гонениям. Ключевое событие произошло около 301 года, когда царь Трдат III под влиянием святого Григория Просветителя (которого до этого держал в заточении 13 лет) провозгласил христианство государственной религией. Григорий стал первым католикосом — предстоятелем Армянской церкви. На месте языческого храма в Эчмиадзине возвели кафедральный собор, который и сегодня остаётся престолом Католикоса всех армян. Языческие храмы были разрушены, но отголоски древних верований сохранились в фольклоре.
Национальная идентичность и церковь укрепились в 406 году, когда учёный Месроп Маштоц создал армянский алфавит. Это позволило перевести Библию и другую духовную литературу на родной язык. Вскоре церковь столкнулась с давлением со стороны персов, пытавшихся насадить зороастризм. В 451 году в Аварайрской битве войско под предводительством национального героя Вартана Мамиконяна потерпело поражение от превосходящих сил персов. Однако армяне сохранили веру, и в 485 году по Нварсакскому договору им была дарована свобода вероисповедания.
В том же 451 году состоялся Халкидонский собор, который утвердил учение о двух природах во Христе — божественной и человеческой. Армянские иерархи не участвовали в соборе, так как были заняты борьбой с персами. Они отвергли его решения, усмотрев в них отголоски несторианства. При этом армянская церковь не приняла и монофизитство (учение о единственной, божественной природе Христа). Она придерживалась миафизитской христологии, согласно которой божественная и человеческая природы во Христе образовали “единую природу воплощённого Слова”. Это богословское различие способствовало обособленности Армянской церкви, но также лишало её поддержки со стороны других христианских церквей.
В первом тысячелетии единству армянской церкви угрожали различные еретические движения: манихеи, мессалиане, энкратиты, монтанисты, а также более специфические местные течения, такие как павликиане. Все они подвергались гонениям.
В IX веке широкое распространение получило движение тондракийцев. Оно имело социальную направленность, выступало за аскетизм и отказ от богатств, отстаивая интересы крестьян. Это движение вызывало серьёзные волнения на протяжении почти двух столетий и жестоко подавлялось аристократией и церковной иерархией.
С XI века Армения на 400 лет стала ареной иноземных нашествий. Спасаясь от них, многие армяне бежали в Персию, Европу и Индию. Значительная часть переселилась на северо-восточное побережье Средиземного моря, где с помощью крестоносцев было основано Киликийское армянское царство. Престол католикоса переместился в его столицу — город Сис. Когда в 1441 году католикосат вернулся в Эчмиадзин, в Киликии сохранился свой престол. Это привело к организационному расколу в Апостольской церкви, который существует до сих пор.
В Киликии часть армянской знати под влиянием смешанных браков и деятельности миссионеров перешла в католицизм. В 1701 году был основан орден «мхитаристов» — армянских католиков восточного обряда. Хотя их число невелико (менее 1% армян), они создали важные научные и культурные центры на острове Сан-Ладзаро в Венеции и в Вене.
В 1828 году по Туркманчайскому мирному договору Восточная Армения отошла к Российской империи. Эта территория, примерно соответствующая современной республике, обрела независимость в 1918–1920 годах, но затем была завоёвана Красной Армией и вошла в состав СССР. В советский период церковь подвергалась гонениям, но сохраняла важную роль в жизни нации. Политические разногласия и обвинения в сотрудничестве с властью углубили раскол между Эчмиадзинским и Киликийским католикосатами.
Церковь сегодня
По сравнению с соседями, Армения имеет относительно высокий уровень защиты прав человека. Закон 1991 года «О свободе совести и религиозных организациях» гарантирует свободу вероисповедания, если она не нарушает общественный порядок и права других граждан. Закон подтверждает отделение церкви от государства, но предоставляет Армянской Апостольской Церкви, как национальной, особые привилегии.
Прозелитизм (обращение в свою веру) разрешён только Апостольской церкви. Другие религиозные организации обязаны проходить регистрацию. Только священники Армянской церкви могут служить капелланами в больницах, тюрьмах и армии. С 2004 года «История Армянской церкви» является обязательным школьным предметом. Несмотря на то что большинство граждан одобряет особое положение национальной церкви, на рубеже веков лишь около 8% населения посещали службы еженедельно.
Сегодня в Армении действуют различные религиозные организации: Армянская католическая церковь, евангельские баптисты, протестанты-харизматы, Русская православная церковь, адвентисты седьмого дня, Ассирийская церковь Востока, «Местные церкви» и другие. Существуют общины иудеев, бахаи, езидов и последователей армянского неоязычества («Арорди»).
Некоторые религиозные группы действуют открыто, но без официальной регистрации. Представители других, например, «Церкви Объединения», ведут свою деятельность непублично. Как и в других постсоветских странах, традиционные религии до сих пор ощущают последствия многолетнего государственного атеизма: нехватку духовенства, отсутствие опыта пастырской работы и секуляризацию общества.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Армянская апостольская церковь, Святой престол Эчмиадзина
- Исаак Армянский
- Женский взгляд на проблемы, понятные в любой точке Земли
- В Ереване завершился 12-й кинофестиваль «Золотой абрикос»
- В столице Армении начал свою работу кинофестиваль «Золотой абрикос»
- Уникальное искусство армянского художника А. Аветяна на выставке в Ростове
- «Похвала глупости» Дезидерия Эразма, краткое содержание
- Дмитрий Анатольевич Медведев: кратко о главном в жизни премьера
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?