Религия в Болгарии читать ~7 мин.
Болгария, страна на юго-востоке Европы, расположена на берегу Чёрного моря между Турцией и Румынией. Она также граничит с Грецией, Македонией и Сербией. Подавляющее большинство населения, проживающего на территории, составляющей нынешнюю Болгарию, разделяют наследие булгар.
Болгария была заселена славянскими народами ещё в седьмом веке до нашей эры. Они нашли эту территорию занятой трако-иллирийским народом, часть которого была вытеснена, а часть поглощена новым доминирующим славянским сообществом. После прихода Аттилы и его гуннов в регион, булгары, среднеазиатский народ, известный своим воинственным характером, поселились к северу от Чёрного моря (пятый век н.э.). Несколько столетий спустя они были вытеснены на территорию нынешней Болгарии казарами. Византийский император признал их существование в качестве автономного государства в 681 году. Обосновавшись на территории между византийцами на юге и мадьярами (венграми) на севере, они приняли славянский язык и, в конце концов, христианство. Болгарский царь был крещён в 870 году.
Границы Болгарии часто менялись. В 10 веке во время правления царя Симеона она значительно расширилась и простиралась через Балканы до Адриатики. В 1014 году царство было включено в состав Византийской империи.
Во время экспансии X века войска Симеона захватили территорию Македонии, которая стала родиной нового гностического религиозного движения – богомилов, последователей крестьянина по имени Богомил. Он учил дуализму, похожему на манихейство, который рассматривал мир как поле битвы между добрым божеством, создавшим небеса, и злым, создавшим землю.
Руководство богомилами было возложено на аскетичное безбрачное священство. Движение распространилось через Болгарию и далее в Константинополь. Хотя движение часто становилось объектом гонений, оно сохранилось как популярная форма религиозной жизни до вторжения мусульман и захвата Болгарии турками-османами в 1393 году. Болгария оставалась частью османских земель на протяжении упадка империи в XVII и XVIII веках.
В 19 веке в Болгарии появился дух независимости, и болгары присоединились к России в их продолжающихся сражениях с турками. В 1878 году Берлинский конгресс выделил полунезависимое болгарское государство. Была установлена конституционная монархия, правителем которой стал внук царя. Государство продолжало менять границы в ходе серии балканских войн, которые происходили в течение следующего поколения. В обеих мировых войнах Болгария выступала на стороне Германии. В 1944 году она попала под влияние Советского Союза.
В 1989-1990 годах, когда Советский Союз распался, марксистская власть в Болгарии уступила место новому демократическому правительству, которое начало новые отношения с остальной Европой.
Христианство пришло на территорию нынешней Болгарии во втором веке. Когда христианство стало доминировать в Средиземноморском бассейне, римские и греческие миссионеры основали церкви. Их почти равная сила была продемонстрирована в девятом веке, когда царь Борис (булгар) сначала принял крещение от греков, затем стал римским католиком, а ещё позже вернулся к греческой церкви, которая в 870 году назначила булгарского священника архиепископом Болгарии.
Впоследствии священники были отправлены в Константинополь (Стамбул) для обучения. В 889 году Борис отрёкся от престола в пользу своего сына Владимира, который попытался восстановить язычество и был свергнут в 893 году в пользу своего брата Симеона. В рамках создания своей империи Симеон поддержал создание болгарского патриархата, независимого от Константинополя. Так возникла Болгарская православная церковь.
Когда в 1186 году Болгария пала перед Византией, патриаршество было подавлено. Он вновь появился на короткое время в 1235 году, но снова был подавлен во времена Османской империи, когда его снова подчинили патриарху в Константинополе. Она вновь появилась только в 1870 году, и была примирена со Вселенским патриархатом только в 1945 году. В начале XX века церковь требовала верности 85 процентов болгарского народа. Она сильно пострадала во время и после Второй мировой войны и начала восстанавливаться только после падения марксизма в 1990 году.
Нехалкидонское православие представлено в Болгарии Армянской апостольской церковью, которая возникла в результате переселения армян в Болгарию ещё в пятом веке, хотя первая церковь была построена только в середине 11 века. На протяжении веков армянам удавалось не только оставаться, но и противостоять ассимиляции.
Римско-католическая церковь продолжала своё присутствие в Болгарии даже после того, как страна присоединилась к греческому православию. Миссионеры пришли вместе с крестоносцами, а священники различных орденов прибывали в разное время. В 17 веке францисканцы прибыли в большом количестве и имели наибольший успех, большинство нынешних католиков являются потомками людей, обращённых в этот период. В 1758 году в Софии был учреждён викариат. Епархия Никополи была создана в 1789 году.
В 1870-х годах Рим принял группу православных верующих, которым было разрешено сохранить свой болгарский православный обряд. Болгары восточного обряда, насчитывающие сегодня около 7 000 человек, составляют один из небольших восточно-обрядовых анклавов в Римской церкви.
Римская церковь понесла наибольший ущерб при марксистском правительстве после Второй мировой войны. Она потеряла все свои институты и большинство зданий. Все иностранное религиозное руководство было изгнано в 1948 году. Епископ Никополи был казнён в 1952 году, и в течение нескольких десятилетий церковь существовала без епископального руководства. Только в 1970-х годах был хиротонисан новый епископ.
Ислам пришёл в страну в 1393 году. Хотя попыток насильственного обращения в ислам не было, считается, что среди новообращённых было много богомилов и некоторые римо-католики. Многие цыгане также исповедуют ислам. За годы османского владычества в Болгарии поселилось много турок. Они создали большую мусульманскую общину, главным образом в восточной части страны. В середине 1960-х годов эта община насчитывала более 500 000 человек.
Турки жили в несколько обособленных общинах, и в 1989 году была предпринята явная попытка ассимилировать их в общество. Они сопротивлялись, и болгарское правительство стало подавлять их выступления силой. В июне 1989 года началась депортация турецких болгар в Турцию. За лето было выдворено около 300 000 человек, после чего Турция закрыла свои границы. Ситуация привела к тому, что мусульмане потребовали религиозной свободы, и это требование сейчас рассматривается как один из первых шагов к падению марксистского правительства. Болгарские мусульмане в основном принадлежат к ханафитской школе ислама. Общину возглавляет верховный муфтий.
Тем временем, в 1850-х годах миссионеры из Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям основали небольшую миссию в Болгарии. Коллеги из Методистской епископальной церкви (ныне входящей в состав Объединённой методистской церкви) последовали за ними в следующем году. Однако более крупное протестантское предприятие возникло в России.
Русские баптисты приехали в 1865 году, адвентисты седьмого дня – в 1891 году, а пятидесятники – в 1921 году. Пятидесятники, хотя и разделились на Евангелическую церковь пятидесятников и Свободную церковь пятидесятников, стали крупнейшим элементом в протестантском церковном сообществе.
Еврейская община в Болгарии появилась во втором веке нашей эры. Когда началась Вторая мировая война, в общине насчитывалось около 50 000 членов, но в десятилетие после войны подавляющее большинство мигрировало в Израиль. Сегодня их осталось всего около 6 500. Они организованы через Центральный еврейский религиозный совет и синагогу в Софии.
Ассоциированная организация евреев в Болгарии управляет еврейским музеем, издательством и ресурсным центром, также находящимися в Софии. Софийская синагога, напоминающая знаменитый сефардский молитвенный дом в Вене, была открыта в 1909 году.
В результате перемен в начале 1990-х годов в Болгарии появилось множество как восточных, так и западных религиозных групп, начиная с исконно болгарской эзотерической группы «Белое братство», которая смогла возродиться. Существует целый спектр индуистских групп и несколько новых религий, включая «Детей Бога» и Церковь Объединения. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней начала работу, которая привела к созданию в 1990 году Софийской миссии в Болгарии. Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых последних дней также имеет своих последователей.
Множество христианских евангелических групп начали миссионерскую деятельность, среди которых наиболее важными являются Campus Crusade for Christ, Миссия Большой Европы и SEND International. Очень консервативный Висконсинский евангелическо-лютеранский синод начал миссионерскую деятельность в 1992 году. Внезапное появление в Болгарии в 1990-х годах такого количества незнакомых групп стало новым вызовом для страны с небольшим опытом радикального религиозного плюрализма, который стал обычным образом жизни большинства стран мира в 20 веке.
В Болгарии нет совета церквей, и ни одна церковь, штаб-квартира которой находится в стране, не является членом Всемирного совета церквей. Однако евангельские группы сформировали Болгарский евангелический альянс, который сотрудничает с Всемирным евангелическим альянсом. Евангелические конгрегационные церкви в Болгарии, возникшие в результате деятельности миссии Американского совета, являются членом Всемирного альянса реформатских церквей.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Болгарская православная церковь
- Болгарская альтернативная православная церковь
- В Варне прошёл традиционный читательский марафон
- Выставка 100 лет обществу Южных болгарских художников
- Дни духовной культуры Болгарии в России 30 октября - 3 декабря
- Чудесный мир болгарского художника Чудомира на выставке в музее Тольятти
- Камерный оркестр «В-А-С-Н». Дирижер Диан Чобанов (Болгария - Австрия)
- Болгарская католическая церковь
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?