Религия в Черногории читать ~6 мин.
Черногория – небольшая страна в юго-восточной Европе на берегу Адриатического моря. Она граничит с Албанией, Косово, Сербией, Боснией и Герцеговиной. Население страны составляет менее миллиона человек, проживающих на её территории площадью 14 тыс. км².
Этнически страна состоит в основном из черногорцев (43%) и сербов (32%). На сербском языке говорит вдвое больше людей, чем на черногорском. Славянские народы начали заселять территорию нынешней Черногории уже в шестом веке нашей эры. К девятому веку большая часть славян стала христианами (римскими католиками), и регион существовал как вассальное государство Дукля в составе Византийской империи. В 1042 году король Дукля Воислав выиграл решающую битву против Византии, и Дукля стала независимым государством. Падение династии Воиславлевичей в XII веке привело к периоду, когда страна, ставшая Черногорией, боролась за независимость сначала от соседней Сербии, а затем от Османской империи.
В XIV веке династия Црноевичей стремилась сохранить независимость, когда османские войска установили гегемонию над своими соседями. Сербия пала после Косовской битвы в 1389 году, Босния пала в 1463 году, а затем Герцеговина в 1483 году. Иван Црноевич (1465-1490) вступил в союз с городом-государством Венецией и смог остановить продвижение османов. В 1482 году он основал новую столицу в стратегически важном месте, которая превратилась в долгосрочную столицу Цетинье. Он также привёз на юг Балкан первый печатный станок, но его преемник и сын Джурадж Црноевич (р. 1490-1496) прославился тем, что напечатал первые книги, появившиеся в юго-восточной Европе.
Черногория смогла сохранить свою независимость в течение последующих столетий и вошла в 20-й век как Королевство Черногория. Она присоединилась к союзникам в Первой мировой войне, во время которой Черногория была оккупирована Австрией. Король Никола и его семья бежали в Италию. В 1918 году зять Николы и король Сербии Петр Карагеоргиевич приказал своей армии оккупировать Черногорию. Однако вместо того, чтобы восстановить трон своего тестя, он аннексировал Черногорию и запретил Николе возвращаться.
Хотя черногорцы подняли национальное восстание против сербской власти, в конечном итоге они были поглощены Королевством сербов, хорватов и словенцев, которое в 1929 году превратилось в Королевство Югославия. После Второй мировой войны она была включена в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия.
Югославия распалась в 1992 году. Черногория первоначально присоединилась к Сербии в Союзной Республике Югославия, которая становилась все более нестабильной и к 2003 году они превратились в Сербию и Черногорию. В мае 2006 года Черногория провела референдум о своих отношениях с Сербией, и более 55% жителей проголосовали за разрыв. Таким образом, 2 июня 2006 года Черногория официально объявила себя независимым государством.
Когда Черногория возникла как видимое государство в 11 веке, её население включало язычников, следовавших традиционным славянским религиям, богомилов – гностическую веру, возникшую на юге Балкан, и римско-католических христиан латинского обряда.
В XII веке, после падения династии Воиславлевичей, влияние Константинополя стало преобладающим, и на регион было оказано значительное давление с целью обращения его в восточное православие. После дальнейшего подавления язычников и богомилов восточное православие стало доминирующей религией к моменту возвышения Османской империи.
Во время правления династии Црноевичей, когда начали печатать книги, большинство из них были христианскими, предназначенными для православных верующих. После окончания династии Црноевичей место православной церкви было ещё более прочно закреплено. Страна обратилась к церкви, и в течение 180 лет (1516-1697) Черногорией управляли владыки (то есть епископы), которых выбирали народные собрания. В 1697 году новый владыка Данило Петрович установил правление Черногорией в одной семье – Петровичах. Правители, как православные епископы, были безбрачными, и поэтому должность правящего владыки переходила от дяди к племяннику. Так продолжалось до середины XIX века, когда новый правитель Данило Петрович, вместо того чтобы стремиться к рукоположению, заручился поддержкой российского царя, чтобы править как князь Черногории. Таким образом, страна плавно перешла к светскому правлению, которое сохранялось до Первой мировой войны.
После присоединения Черногории к Сербии в 1920 году Черногорская автокефальная православная церковь, к которой принадлежало подавляющее большинство населения, была упразднена, а Сербская православная церковь установила гегемонию над её имуществом и ассимилировала её руководство в свою иерархию.
Ещё в 1993 году группа православных верующих в Черногории объявила о восстановлении Черногорской православной церкви, провозглашённой законным представителем православия в Черногории. Хотя против этого действия выступил Вселенский патриархат, в 1997 году митрополит Михайло был избран главой церкви с титулом архиепископа Цетиньского.
В течение следующего десятилетия группа безуспешно пыталась отстоять свои права на собственность, все ещё находящуюся в руках Сербской православной церкви. Наконец, в 1997 году она была зарегистрирована как гражданская организация, а в 2001 году – как неправительственная организация, признанная Министерством внутренних дел Черногории в соответствии с положениями устаревшего закона о правовом положении религиозных общин из бывшей Социалистической Республики Югославии.
После провозглашения независимости Черногории Черногорская церковь попыталась зарегистрироваться в Сербии, и в 2007 году сербские суды поддержали её в этой попытке. Новая черногорская церковь пыталась взять на себя роль автономной церкви со времён до Второй мировой войны, но до сих пор (2009 год) получила отпор. Возможно, она предрешила свою судьбу, объединившись с Болгарской альтернативной православной церковью, раскольнической группой в Болгарии, которая безуспешно пытается противостоять Болгарской православной церкви. Епископы болгарской группы посвятили митрополита Михаила в сан. Черногорская церковь также остаётся отчуждённой от Вселенского патриархата.
По мере приближения первого десятилетия 21 века большинство черногорцев (включая меньшинство этнических сербов, проживающих в стране) придерживаются православной церкви, которая в настоящее время входит в юрисдикцию Сербской православной церкви. В 2003 году, по данным последней переписи населения, в стране насчитывалось 460 383 прихожан (74,24% населения). В настоящее время церковь возглавляет митрополит Амфилохий, архиепископ Цетинье и митрополит Черногории и Причерноморья. Сербские православные ведут свою черногорскую историю с 1219 года и основания первой епархии в старой столице святым Саввой (ок. 1175-1235). Сегодня существует вторая епархия (епархия), расположенная в Подгорице, нынешней столице страны.
Второй по величине христианской организацией в Черногории является Римско-католическая церковь. По данным переписи 2003 года, её членами являются 21 972 человека (или 3,54 процента населения). Католики в Черногории почти полностью придерживаются византийского или восточно-греческого обряда и по этническому происхождению являются хорватами или албанцами. В 2003 году Рим назначил Апостольский экзархат для греко-католиков Сербии и Черногории, который возглавил епископ Джура Девдудар (р. 1954), хотя большинство верующих, которых он курирует, находятся в регионе Воеводина, Сербия.
Ислам, вторая по величине религиозная община в Черногории, состоит в основном из последователей ханафитской школы суннитского ислама, которые проживают в крайнем северном углу страны, недалеко от боснийской границы, и в различных городах, где сгруппировались албанцы и боснийцы. В 2003 году перепись населения зафиксировала 110 034 мусульман, что составляет около 18% населения.
Есть небольшие группы протестантов (менее одного процента населения), в первую очередь это члены Реформатской христианской церкви в Сербии и Черногории и Словацкой евангелической церкви Аугсбургского исповедания в Сербии и Черногории.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Черногорская православная церковь
- Еpronto - сайт для удобного и быстрого бронирования
- Черногория или Хорватия?
- Черногория – приветливая и солнечная страна
- В Великом Новгороде на выставке «Частная территория» знакомятся с наследием художника Виктора Данилова
- «Метаморфозы» художника Александра Данилова в Нижнем Новгороде
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?