Религия в Марокко читать ~6 мин.
Королевство Марокко расположено на северо-востоке Африки, непосредственно к югу от Испании и острова Гибралтар. Оно граничит со спорной территорией Западной Сахары и Алжиром. Западная граница его территории выходит на Атлантический океан; центральная часть страны гористая, а крайний запад упирается в край пустыни Сахара. Основная часть 34 млн граждан Марокко проживает в северо-восточной части страны между горами и морем.
Изначально Марокко было домом для различных берберов. Они были включены в состав Римской империи, а затем, после падения Рима, эти земли захватили мусульмане-арабы, которые в восьмом веке нахлынули на эту территорию по пути в Испанию. В 11 веке исламское движение среди берберов, обосновавшихся на территории современного Сенегала, установило контроль над всеми землями между Сенегалом и Гибралтаром. Их империя Альморавидов просуществовала столетие (1062-1147 гг.), а затем была заменена империей Альмохадов (1147-1258 гг.). Альморавиды взяли под контроль южную Испанию и помогли создать богатую культуру, которая обычно ассоциируется с Гранадой и Кордовой. Современное Марокко во многом сформировалось в результате завоевания Испанией Пиренейского полуострова в 15 веке и аннексии Алжира Османской империей столетием позже.
Марокко оставалось независимым государством в 20 веке, но в десятилетия, предшествовавшие Первой мировой войне, оно стало заманчивой целью для колонизации различными европейскими странами. В 1912 году Марокко стало французским протекторатом, а Испания сохранила за собой Сахару, расположенную к югу от Марокко, и небольшой участок земли к югу от Гибралтара. Танжер был объявлен международным городом. Однако французское правление так и не было принято, и националистическая оппозиция росла в течение следующих четырёх десятилетий, пока французы, наконец, не признали независимость Марокко в 1956 году. Постепенно страна получила контроль над Танжером и оставшейся испанской территорией на севере.
Мухаммед V (1909-1961) взошёл на трон независимого Марокко в 1957 году. В 1961 году его сменил Хасан II, который правил до своей смерти в 1999 году. Правление Хасана было отмечено его попыткой претендовать на Сахару, бывшую испанскую территорию на юге страны. Он вторгся в Сахару и, вместе с Мавританией, оккупировал регион. В 1976 году Испания отказалась от своих притязаний в пользу Марокко и Мавритании, но сахарцы провозгласили свою независимость. Граница между двумя странами остаётся спорной. После смерти короля Хасана 23 июля 1999 года на престол взошёл его сын, Мухаммед VI.
Ислам стал доминирующей религией в Марокко в конце первого тысячелетия нашей эры, и сегодня большинство марокканцев – мусульмане-сунниты маликитской школы. Братства суфиев также представлены в значительном количестве, особенно Кадирийя и Каттанийя.
Король, известный как «Командующий верными», считается центром мусульманской общины. Среди его обязанностей – обеспечение должного уважения к исламу. Мусульманскому сообществу уделяется особое внимание в Университете Бен Юссефа в Марракеше и Университете аль-Карауин с кампусами в Рабате, Фесе и Марракеше, оба из которых посвящены изучению арабского языка и ислама. Последнее учебное заведение датируется девятым веком.
Еврейская община в Марокко существовала ещё до принятия ислама, и на протяжении веков она развивалась в условиях толерантности, хотя были и времена преследований. Община заметно выросла в конце XV века, после изгнания евреев из Испании и Португалии. Во время перехода к независимости подавляющее большинство евреев мигрировало в Израиль, Канаду, Францию и Испанию. Община сократилась с 250 000 до 30 000 членов. Она продолжала сокращаться в течение последней четверти 20-го века и в начале нового тысячелетия насчитывала всего 13 000 человек. Еврейская община сосредоточена в Касабланке, хотя есть небольшие группы в Танжере, Фесе и других городах.
Христиане пришли в Марокко во времена Римской империи. Христианские церкви процветали в северной части территории (Танжер, Рабат и Фес). На протяжении веков эти церкви подвергались аренде в результате донатистских и арианских споров и в конце концов были побеждены исламом. Попытка восстановить христианство была предпринята священниками ордена францисканцев в 1220 году, которые фактически создали последователей, что оправдало образование епархии в Марракеше в 1234 году. Епархия была подавлена в 1566 году, и Римско-католическая церковь едва выжила. К началу XIX века во всей стране был только один священник.
Когда французы начали хозяйничать в стране, была предпринята новая попытка развития церкви, и в 1859 году была создана префектура. В течение 20-го века наблюдался устойчивый рост. Викариат Рабата, созданный в 1923 году, в 1955 году стал архиепархией. В период перехода к независимости церковь сильно пострадала от миграции многих своих прихожан-эмигрантов. Число прихожан сократилось с 420 000 в 1955 году до 100 000 в 1970 году. Однако церковные лидеры поддержали независимость, и, следовательно, новое правительство благосклонно смотрело на христианство.
Протестанты впервые пришли в Марокко в 1884 году с миссионерами из Северо-Африканской миссии, межконфессионального миссионерского агентства. В 1894 году к ним присоединился Евангельский миссионерский союз, а в 1926 году – Миссия Эммануила в Сахаре. Эти две группы были изгнаны в 1969 году. После объявления французского протектората, Реформатская церковь Франции вошла в страну и образовала Евангелическую церковь Марокко (Eglise Evangélique au Maroc), которая в настоящее время является крупнейшей из нескольких протестантских организаций.
Некоторые другие группы, такие как Ассамблеи Бога, Церковь адвентистов седьмого дня, Христианские братья и Свидетели Иеговы, пытались завести в стране своих последователей, но их усилия были ограничены. Не имея возможности заниматься прямым евангелизмом, несколько групп поддерживают христианское служение через реализацию различных гуманитарных проектов, наиболее известными из которых являются Мемориальный госпиталь Туллока и школа подготовки медсестёр в Танжере, управляемые Северо-Африканской миссией.
Англикане начали работу в 1929 году благодаря усилиям Миссионерского общества библейских церковников. Начавшись как продолжение епархии Сьерра-Леоне, англиканские приходы теперь являются частью епархии Египта под юрисдикцией Епископальной церкви в Иерусалиме и на Ближнем Востоке. В Марокко также существует ряд православных церквей, которые возникли в течение столетия, когда в стране поселились группы эмигрантов из России, Белоруссии и стран Северной Африки. Эти церкви входят в состав Греческого православного патриархата Александрии и всей Африки.
Конституция Марокко гарантирует свободу религии для всех, но эта свобода не включает свободу прозелитизма среди мусульман. Немусульманским религиозным группам разрешено действовать свободно, если они ограничивают свою деятельность обслуживанием своих собственных нынешних избирателей. Переход из ислама запрещён законом. Совет церквей Марокко включает в себя несколько более старых и крупных христианских организаций и является членом Всемирного совета церквей.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Размышления о полевой работе в Марокко» Пола Рабиноу, краткое содержание
- Украденная 2 года назад и найденная в Марокко Мадонна Гверчино оказалась в ужасном состоянии
- «Класс коррекции» Твердовского завоевал «Золотую звезду»
- Выставка Джанан Бербер (Турция) под названием «Алаимисема» («Радуга»)
- В Театре сатиры анонсировали «Весну премьер»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?