Реликвии, разграбленные в Константинополе в начале 13 века читать ~3 мин.
Обширная коллекция реликвий в Константинополе, столице Византийской империи, делала город главным центром паломничества. В 1204 году, во время Четвёртого крестового похода (1202–1204), многие из этих святынь были вывезены в качестве военной добычи. Богатство Константинополя было хорошо известно на Западе, о чём свидетельствует французский эпос XII века «Путешествие Карла Великого в Иерусалим и Константинополь». Однако нет доказательств того, что крестоносцы изначально планировали штурм города ради его реликвий. Тем не менее после взятия Константинополя солдаты и священнослужители приняли участие в массовом разграблении византийских церквей.
В средневековом христианстве реликвии почитались не просто как памятные предметы, а как физические проводники божественной силы. Считалось, что они способны творить чудеса, исцелять больных и обеспечивать небесное покровительство городам и армиям. Обладание значимыми святынями приносило их владельцам — будь то монастырь, собор или монарх — огромный духовный авторитет и политическое влияние. Кроме того, реликвии стимулировали экономику, привлекая паломников, что делало их объектом желания для многих европейских правителей и церковных иерархов.
Среди мародёров был рыцарь Робер де Клари, который в своей хронике «Завоевание Константинополя» оставил восторженный рассказ о городских святынях. Робер утверждает, что в марте 1204 года, когда крестоносцы готовились к решающему штурму, они поклялись на реликвиях не грабить церкви и монастыри. Однако многочисленные свидетельства показывают, что эти клятвы не остановили их. Сам Робер де Клари отправил в аббатство Корби реликварий с хрустальным крестом, вывезенный из разграбленной столицы.
Хищения, совершённые рядовыми участниками похода, были незначительны по сравнению с добычей высокопоставленных священнослужителей. Главный прелат крестоносцев, епископ Суассонский Нивелон, вывез главы семи святых: Иоанна Крестителя, апостолов Фомы, Фаддея и Иакова, первомученика Стефана, Власия Севастийского и Дионисия Ареопагита, а также реликварий с главой святого Марка. Епископ Хальберштадтский Конрад завладел частью черепа Иоанна Крестителя, главой апостола Иакова, брата Господня, и значительными частями мощей апостолов Петра, Павла, Андрея, Симона, Филиппа и Варнавы. Ещё одна часть главы Иоанна Крестителя досталась венецианскому дожу Энрико Дандоло, который передал её в собор Святого Марка.
Хотя похитители гордились своими сокровищами, лишь немногие открыто признавались в краже. Греческие источники прямо обвиняли епископа Конрада, однако на родине тот заявлял, что все реликвии были дарами императора Алексея IV Ангела и византийских церковных иерархов. Возможно, Конрад действительно получил некоторые святыни от Алексея IV до января 1204 года, но это не исключает его участия в общем грабеже после падения города. Исключением стал аббат Мартин из Пайриса. Его капеллан Гунтер из Пайриса в прозе и стихах прославлял похищение реликвий, оправдывая это тем, что «грешные» греки недостойны владеть священными сокровищами.
Действия Мартина и других похитителей оправдывались теологической концепцией «священной кражи» (translatio furta). Согласно этой доктрине, перенос реликвий из рук «недостойных» (в данном случае — греков-схизматиков) к «благочестивым» католикам был богоугодным делом. Считалось, что сам факт того, что святыня позволила себя похитить, был знаком Божьей воли. Таким образом, грабёж представлялся не грехом, а актом восстановления справедливости и переноса божественной благодати с Востока на Запад.
Несмотря на масштабное разграбление, в Константинополе всё ещё оставались ценные реликвии, которые продолжали привлекать внимание. В 1238–1241 годах латинский император Балдуин II, испытывая острую нехватку средств, продал самые почитаемые святыни христианского мира. Терновый венец, частицы Животворящего Креста и другие реликвии, связанные со Страстями Христовыми, были выкуплены королём Франции Людовиком IX Святым. Специально для хранения этих сокровищ в Париже была построена королевская часовня — готический шедевр, известный как Сент-Шапель.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Христианские реликвии
- Концептуализм и постмодернизм
- Вандалы нанесли ущерб синагоге в Тверии, власти подозревают харедим
- Немецкие власти решились пролить свет на найденный два года назад клад
- Первые итоги Международной конференции «Музеи и Власть».
- Выставка творчества Арсения Власова в ЦДХ посвящается столетию художника
- «Экклезиаст» Аристофана, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?