Ревнители благочестия читать ~4 мин.
«Ревнители благочестия» — это кружок церковных и светских деятелей в Русском государстве XVII века. Состоя в основном из представителей белого духовенства и придворных, они стремились укрепить роль православия в жизни народа через исправление церковных порядков и нравов. На их взгляды оказали влияние идеи, проникавшие с запада, в том числе через православные братства Речи Посполитой.
Деятельность ревнителей была направлена на возрождение религиозного усердия в Русской православной церкви. Однако реформы, которые они инициировали, привели к церковному расколу, разделившему верующих на сторонников нововведений и старообрядцев.
Истоки движения
XVI и начало XVII веков стали для России Смутным временем. После преодоления кризиса и восшествия на престол в 1613 году Михаила Фёдоровича Романова в обществе возникла потребность в стабилизации и восстановлении контактов с внешним миром. В это время западные границы страны оспаривались Речью Посполитой.
В ходе войн за украинские земли, находившиеся под сильным польско-литовским влиянием, происходил культурный обмен. Хотя население этих территорий было преимущественно православным, в его религиозную практику проникли некоторые элементы католицизма. Русские духовные и светские лица, знакомясь с культурой Киева, способствовали её распространению в России.
Программа реформ
К 1640-м годам вокруг духовника молодого царя Алексея Михайловича, протопопа Стефана Вонифатьева, сформировался кружок реформаторов. Его участники, среди которых были будущий патриарх Никон, протопопы Аввакум и Иван Неронов, стремились обновить религиозную жизнь. Они были недовольны формализмом и падением нравов как среди духовенства, так и среди мирян. Реформаторы стали известны как «ревнители благочестия».
Одной из главных проблем они считали «многогласие» — практику, при которой для сокращения времени службы несколько её частей читались и пелись одновременно. Это делало богослужение непонятным для прихожан. Ревнители также осуждали священников за самовольное искажение церковных обрядов и неспособность поддерживать порядок в храмах, где во время службы могли находиться нищие, отвлекая верующих.
В своих прошениях к церковным властям ревнители протестовали против светского характера народных праздников, которые часто сопровождались играми и скоморошьими представлениями вместо благочестивых обрядов. В ответ на это патриарх Иосиф издал указ, призывавший духовенство поддерживать благочиние в церквях, а Московский печатный двор увеличил выпуск проповеднической литературы.
Союз с властью и первые шаги
Ревнители совмещали религиозные цели с национальными. Они верили в превосходство православия и считали Россию его хранительницей. По их мнению, только нравственно очищенный народ мог исполнить своё предназначение. Неформальный лидер кружка, Стефан Вонифатьев, пользовался большим влиянием на набожного царя Алексея Михайловича, взошедшего на престол в 1645 году.
Благодаря царской поддержке члены кружка получили назначения в ведущие московские соборы, что позволило им продвигать свои идеи. Церковный собор 1649 года рассмотрел их предложения. Хотя собор не стал унифицировать местные службы, царь поддержал ревнителей, издав указ о запрете нерелигиозных обрядов и светских занятий в праздничные и воскресные дни.
Патриарх Никон и Раскол
После смерти патриарха Иосифа в 1652 году царём был избран новгородский митрополит Никон, также входивший в кружок ревнителей. Став патриархом, Никон начал масштабные церковные реформы. Он ввёл «единогласие» в богослужении, требовал от священников обязательного произнесения проповедей и вёл борьбу за нравственность духовенства.
Однако пути Никона и многих ревнителей разошлись. Патриарх решил проводить исправление богослужебных книг и обрядов по современным ему греческим образцам, которые он считал наиболее достоверными. Это вызвало резкое неприятие у части его бывших соратников, включая Аввакума и Ивана Неронова. Они настаивали на древнерусских традициях, видя в греческих новшествах порчу веры.
Властный характер Никона и его методы насаждения реформ «сверху» оттолкнули многих. Значительная часть церкви, как духовенства, так и мирян, отказалась принять нововведения. Этих людей стали называть старообрядцами. Они подвергались жестоким гонениям, но сохранили свои убеждения. Так начался трагический раскол в Русской православной церкви, не преодолённый до сих пор. Сам Никон впоследствии из-за конфликта с царём был лишён сана и сослан в монастырь, но его реформы были утверждены и приняты основной частью церкви.
Наследие
«Ревнители благочестия» стремились сделать веру и благочестие центральной частью жизни каждого человека. Они добивались этого через проповедь, просвещение и повышение авторитета духовенства. В некоторых аспектах их цели были достигнуты, но цена этого оказалась огромной — было нарушено единство Русской православной церкви.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?