Ревнители благочестия читать ~6 мин.
Ревнители благочестия – группа религиозных реформаторов XVII века в России. Являясь выходцами в основном из низшего духовенства, они стремились повысить роль православных учений и верований во внутренней жизни русского народа. Они находились под сильным влиянием западных идей, особенно в том виде, в каком они проникали через польскую и украинскую православные церкви.
Зилоты надеялись вызвать новую эру религиозной преданности в Русской православной церкви, но реформы, которые они поддерживали, вместо этого привели к расколу, разделив церковь на православных и старообрядцев. XVI и начало XVII века были для России временем смуты. Освободившись от татарского ига, русские пытались определить себя и защитить свою территорию.
К тому времени, когда в 1613 году Михаил Романов взошёл на трон в качестве царя Михаила I, многие русские были готовы к мирному времени, чтобы стабилизировать ситуацию в стране и наладить контакт с внешним миром. Однако вся западная граница страны оспаривалась Польским королевством, украинцами и казаками. Михаил втянул страну в войну с Польшей за контроль над Украиной. Эта большая территория со столицей в Киеве уже некоторое время подвергалась западному влиянию. Хотя люди были в основном православными, связанными религиозными узами с Русской православной церковью, многие католические аспекты смешались с их верованиями за годы обмена с поляками и литовцами. По мере того, как русские войска и чиновники все больше знакомились с украинской культурой, они помогали принести эту культуру и знания обратно в Россию.
К 1630 году среди низшего духовенства Русской православной церкви началось новое движение. Эти люди были заинтересованы в реформе способа распространения религиозных верований в России. Разочарованные традиционализмом патриарха, главы православной церкви, и его безразличием к поведению большинства священников, эти молодые священнослужители хотели возродить народное религиозное чувство, чтобы возобновить значение православия в личной жизни отдельных россиян. Изучив украинское религиозное возрождение, начавшееся в 1580-х годах, и ознакомившись с постренессансными представлениями о западном языке и культуре, а также с украинскими книгами и рукописями, реформаторы стремились вернуть народу народное благочестие и стали известны как «Ревнители благочестия».
Уже в 1630 году эта группа обратилась с петицией к Иоасафу, патриарху Московскому и главе Русской православной церкви. В своём прошении группа изложила платформу «Ревнителей благочестия». Они составили длинный список недостатков, которые они видели среди духовенства и религиозной жизни русских городов. На первом месте по важности стояло единогласие. Это практика священников в приходских церквях сокращать службу, распевая одновременно несколько её частей, что делало слова непонятными для прихожан.
Они также обвиняли многих священников в произвольных изменениях в службах, которые не имели обоснования в богослужебных книгах. Наконец, они обвинили священников в том, что они не смогли обеспечить надлежащую атмосферу в церкви. Прихожане не были тихими, уважительными и благоговейными, и многие нищие имели тенденцию вторгаться в церковь во время службы, чтобы беспокоить прихожан.
В петиции также выражался протест против того, как многие местные приходы отмечали праздники. Вместо благочестивого соблюдения праздника они отмечали его играми, эротическими или светскими выставками. Местные церкви также праздновали местные праздники и святых, не проводя почти никаких религиозных мероприятий. В ответ на петицию патриарх издал циркулярное письмо, формулировки которого были во многом заимствованы из петиции. Он призвал духовенство поддерживать в церквях соответствующую атмосферу и читать отрывки из Священного Писания, призванные повысить нравственность народа. Типография Русской православной церкви также ответила увеличением количества литературы, включая книги проповедей для духовенства.
Однако ревнители благочестия не были удовлетворены и продолжали добиваться реального возрождения Русской православной церкви. Они совмещали религиозные цели с националистическими. Они верили в истинность православия и считали, что Россия обязана донести эту истину до других. При этом они также чувствовали, что только нравственно очищенный и возрождённый народ может исполнить Божий замысел. Церковь имела всеохватывающую миссию, которая превосходила миссию светского правительства. Их неофициальным лидером стал царский капеллан, протоиерей Стефан Вонифатьев. Вонифатьев смог повлиять на очень набожного молодого царя Алексея I, который занял трон в 1645 году.
Члены «Ревнителей благочестия» были переведены в ведущие церкви Москвы, где они могли влиять на важных людей. Церковный собор, созванный в 1649 году, рассмотрел многие предложения ревнителей, но собор решил не реформировать местные службы, позволив местному духовенству продолжать праздновать так, как они хотят. Царь поддержал это решение, но объявил вне закона нерелигиозные ритуалы в дни праздников. Он также запретил торговлю и другую обычную деятельность по воскресеньям и праздничным дням. Другие попытки зилотов заставить священников проповедовать перед прихожанами и получать образование перед рукоположением были в основном проигнорированы.
Когда в 1652 году умер патриарх Московский, многие зилоты надеялись, что Алексий выберет Вонифатьева на его место. Вместо него Алексий выбрал Никиту Минова Никона, митрополита Новгородского, который впечатлил Алексия своей святостью. Никон ввёл ряд изменений в церкви, вдохновлённый ревнителями благочестия. Он начал с внесения изменений в литургию. Он также подчеркнул необходимость того, чтобы духовенство проповедовало перед прихожанами и наполняло свои проповеди нравственными уроками.
Как и зилоты, Никон отошёл от того, чтобы считать ритуал самой важной частью миссии церкви, и перестал верить, что ритуалы эффективны в обучающей роли. Никон поднял значение проповедей на один уровень с ритуалами. В типографии были изданы дополнительные книги, которые можно было использовать в качестве образцов для проповедей. Никон также был склонен преуменьшать роль святых и икон в Русской православной церкви. Как и зилоты, он подчёркивал важность нравственности и благочестия святых, а не чудес, которые приписывались отдельным святым.
Многие члены церкви, как духовенство, так и миряне, отказались принять реформы Никона. Его властная манера и то, как он навязывал реформы сверху, ценой местной автономии, оттолкнули многих. До 40% церкви отказались принять новые обряды, отдавая предпочтение старым. Эти люди в конечном итоге стали известны как старообрядцы. Они подвергались гонениям за свои убеждения, но так и не были уничтожены. Раскол между ними и Русской православной церковью продолжался в XX веке. Сам Никон ушёл в отставку после разногласий с Алексием и был отправлен в отдалённый монастырь. Тем не менее, его реформы были приняты большей частью Русской православной церкви, что позволило достичь многих целей «Ревнителей благочестия».
Ревнители благочестия пытались провести реформы в Русской православной церкви. Они хотели сделать веру и благочестие важной частью жизни каждого человека. Для этого, по их мнению, необходимо было привить каждому человеку настоящее чувство нравственности и помочь ему избежать таких грехов, как пьянство и разврат. Через образование и повышение статуса священников зилоты надеялись сделать духовенство настоящими лидерами Церкви. В некоторых областях они достигли этой цели, но большой ценой для единства Русской православной церкви.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?