Романовы читать ~4 мин.
Романовы были русскими православными правителями. Последние правители России – Николай и Александра и их пятеро детей (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей) были убиты 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, Россия, по приказу местных большевистских партийных властей и, в конечном итоге, по приказу самого Владимира Ильича Ленина.
Они неофициально почитались в России и среди эмигрантов в течение десятилетий, прежде чем Русская православная церковь за рубежом канонизировала их в 1981 году. Московский патриархат последовал за ними в 2000 году. Отнесённые Зарубежной церковью к категории «царственных мучеников», а Московской церковью – к категории «страстотерпцев», Романовы относятся к особой категории святых, почитаемых не столько за то, как они жили, сколько за то, как они умерли.
Как и первые святые в русской истории – Борис и Глеб, умершие в 1015 году, – Николай и Александра были почитаемы за христоподобный образ жизни, который они вели после отречения от престола в марте 1917 года. Их письма, дневники и свидетельства слуг говорят о спокойном принятии ими своей судьбы. Их «фатализм» проявился ещё до революции.
Многие наблюдатели считали, что, столкнувшись с революционными волнениями в своей столице и по всей России в 1905 и 1917 годах, Николай не смог конструктивно отреагировать на них из убеждения, что судьба России и его собственная предначертана только Богом. Этот по сути мистический подход к правлению, уникальный для Европы 20-го века, вероятно, зародился во время коронации Николая. Источники того времени, включая размышления самого царя об этом событии, говорят о том, что он воспринимал свою коронацию как таинство, и с этого момента считал своё правление священным доверием небес.
Аналогичным образом, последняя императрица России имела явно мистический, а некоторые даже утверждают, что истерический, подход к православному богослужению и практике. Урождённая лютеранка, Александра (урождённая Аликс) перешла в православие в 1894 году и, по общему мнению, ревностно приняла свою новую религию, регулярно посещая богослужения, соблюдая пост и строгий молитвенный режим.
И Александра, и Николай стали ещё более набожными после рождения в 1904 году их сына Алексея, который был болен гемофилией. Это обернулось катастрофой для царской четы и для России, когда поиски лекарства привели к тому, что они стали обращаться к «святым людям» – некоторые из них были не более чем шарлатанами, – чтобы найти лекарство для своего наследника. Оба соглашались давать аудиенции всевозможным целителям и даже проводить спиритические сеансы.
Их одержимость гемофилией Алексея лучше всего объясняет появление Григория Распутина в ближайшем окружении императорской семьи. Его очевидная способность контролировать приступы кровотечения у Алексея – возможно, с помощью гипноза, возможно, посоветовав императрице не давать мальчику аспирин для облегчения боли во время приступов болезни (в то время ещё не были известны разжижающие кровь свойства аспирина) – обеспечила ему место при дворе и покровительство императрицы (а в какой-то степени и императора), несмотря на его развратный образ жизни и вмешательство во внутреннюю политику, особенно во время Первой мировой войны, когда Николай был на фронте.
Несмотря на то, что они были противоречивы и как правители, и как «святые», большинство наблюдателей согласились с тем, что их благочестие было искренним, и что, независимо от того, насколько плохо правил император, поведение его и его жены после отречения от престола было достойным и милосердным. Даже их охранники отмечали их доброту. Их спокойное принятие тюремного заключения, похоже, было порождено православными представлениями о смирении и духовности; более того, кажется, что оно было создано по их образцу.
Высмеиваемый как правитель за свою слабость и анахронизм, Николай II был современным образцом смирения и самопожертвования, редких для царственных особ. В этом смысле недавнее признание царской семьи страстотерпцами и мучениками кажется не столько политическим решением русской церкви, стремящейся помочь России откреститься от своего кровавого прошлого, сколько соответствующим причислением Романовых к законной и древней категории православных святых.
Другие Романовы были убиты в период с февраля 1918 года по январь 1919 года и также причислены к лику мучеников. Среди них – великая княгиня Елизавета, сестра императрицы Александры. Овдовев в 1905 году, она стала монахиней и основала орден монахинь, занимавшихся благотворительностью и социальной работой. Ее тело было найдено и сегодня покоится в монастыре Святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. Одна из первых новых церквей, построенных в России после падения советской власти, была посвящена Царственной мученице Елизавете.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?