Румынская православная церковь читать ~4 мин.
Христианство распространилось на территориях к западу от Чёрного моря, вдоль Дуная, уже во II веке нашей эры. Христианские общины, расположенные к северу от реки, на землях современной Румынии, поддерживали тесные связи, в том числе административные, с более организованными церквями на юге (современная Болгария). Эти церкви находились под пастырским руководством византийского патриарха.
В 535 году император Юстиниан I учредил вблизи своего родного города архиепископство Юстиниана Прима (ныне Царичин-Град в Сербии), под юрисдикцией которого находились и некоторые дако-романские христианские общины. Хотя письменные источники того периода редки, известно о существовании епископата в Томисе (IV – VI века). В 787 году епископ из Морисены (сегодня Ченад в уезде Тимиш) присутствовал на Втором Никейском соборе.
На распространение и укрепление христианства на румынских землях большое влияние оказало крещение соседних народов. В 973 году венгерский князь Гёза заключил союз с императором Священной Римской империи Оттоном I, после чего на смену византийским миссионерам в Венгрию прибыли представители Римско-католической церкви. Вследствие этого Балканы стали регионом, где прошла условная граница между восточным православием и католицизмом после Великого раскола 1054 года.
Завоевание Болгарии в 1018 году византийским императором Василием II Болгаробойцей усилило религиозное и политическое влияние Византии в регионе. В последующие века православная церковь пользовалась поддержкой местных правителей. Основатель Валахии, князь Басараб I, около 1330 года создал первое централизованное румынское государство со столицей в Куртя-де-Арджеш. Его сын, Николае Александру, для укрепления политической власти обратился в Константинополь с просьбой прислать митрополита.
В 1359 году митрополит Иакинф из Вичины был принят в Куртя-де-Арджеш, став первым митрополитом Унгро-Влахии. Его юрисдикция распространялась и на Трансильванию. В 1370 году была учреждена вторая митрополия в Северине.
В Молдавии религиозную жизнь организовали князья, пришедшие из Марамуреша в середине XIV века. Во время правления Александру чел Буна (Александра Доброго) Константинопольский патриархат в 1401 году признал митрополита Иосифа Сучавского. Позднее, в XVII веке, при господаре Василие Лупу, столица Молдавского княжества и митрополия были окончательно перенесены из Сучавы в Яссы.
В то время как в Валахии и Молдавии укреплялось православие, в Трансильвании его развитие было затруднено. После завоевания региона Венгерским королевством началось насаждение католицизма. Собор в Буде в 1279 году запретил православным верующим строить каменные церкви и проводить богослужения по своему обряду.
С распространением кальвинизма в Трансильвании в XVI веке давление на православных усилилось. Кальвинистские князья принуждали православное население принимать реформатскую веру, что привело к смещению некоторых епископов. После установления власти Габсбургов в 1687 году в регионе вновь активизировались католические миссионеры, стремившиеся обратить православных.
Давление со стороны австрийских властей привело к заключению унии части православного духовенства с Римом в 1698–1701 годах. Это событие положило начало Румынской греко-католической (униатской) церкви. Новообращённым было разрешено сохранить византийский литургический обряд при условии признания власти папы римского. Процесс обращения в унию, часто насильственный, продолжался в течение XVIII века.
С XV века румынские княжества — Валахия и Молдавия — постепенно попали в вассальную зависимость от Османской империи. Несмотря на это, они сохранили внутреннюю автономию, что позволило христианству уцелеть. В 1590-х годах господарю Михаю Храброму удалось на время свергнуть османское владычество. В XVIII веке в дела региона начала активно вмешиваться Российская империя. Борьба против османского и российского влияния завершилась обретением Румынией полной независимости в 1877 году.
После обретения независимости Румынская православная церковь провозгласила автокефалию, которая была признана Вселенским патриархатом в 1885 году. После Первой мировой войны и объединения Трансильвании с Румынией в 1918 году, православная церковь начала кампанию по возвращению греко-католиков в православие. Конституция 1923 года признавала и православную, и греко-католическую церковь, однако напряжённость между ними сохраняется и в наши дни.
В межвоенный период были предприняты шаги по унификации церковного управления. В 1925 году был принят новый «Устав организации Румынской православной церкви», а её предстоятель получил сан патриарха. Первым румынским патриархом стал Мирон Кристя (1925–1939). В XX веке церковь пережила тяжёлые испытания, включая период репрессивного коммунистического режима, правившего в стране с 1947 по 1989 год.
Сегодня Румынская православная церковь действует на основе собственного устава, принимаемого Священным Синодом. Сохраняя административную независимость, она находится в догматическом и литургическом единстве с другими поместными православными церквями. Возглавляет церковь патриарх, а её структура (Румынский Патриархат) включает митрополии, архиепископии и епископии.
По данным на 2006 год, Румынская православная церковь насчитывала около 18,8 миллиона прихожан, 13 500 приходов и 12 855 священников. Церковь также осуществляет канонический надзор над православным сербским викариатством в Румынии (26 000 верующих) и православным украинским викариатством (52 000 верующих).
За пределами Румынии существуют епархии для румынских православных общин в Западной Европе и Северной Америке, находящиеся в юрисдикции Румынского Патриархата. Церковь курирует 14 богословских учебных заведений, большинство из которых были открыты после 1989 года. Румынская православная церковь является членом Всемирного совета церквей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?