Русская православная церковь (Московский патриархат) читать ~9 мин.
Русская православная церковь (Московский патриархат) является главным представителем восточного православия в России. Она представляет собой крупнейшую христианскую общину в стране и имеет значительное число последователей среди русской диаспоры за рубежом.
Православное христианство укоренилось на территории современной Российской Федерации задолго до формирования единого российского государства. Государственной религией Киевской Руси православие стало в 988 году н.э., когда великий князь Владимир Святославич принял решение перейти от традиционных языческих верований к христианству византийского обряда. С тех пор византийское христианство стало верой трёх народов, ведущих своё происхождение от Киевской Руси: русских, украинцев и белорусов.
Киевское княжество вступило в период упадка, кульминацией которого стал 1240 год — разрушение города во время монгольского нашествия. К XIV веку вокруг Московского княжества сформировался новый политический центр, где поселился глава церкви — митрополит Киевский. Позже Москва была объявлена самостоятельной митрополией. Постепенная централизация политической власти в Москве создала основу для окончательного формирования Русской православной церкви (РПЦ).
Первоначально РПЦ находилась под титулярной юрисдикцией Вселенского патриархата в Константинополе, который назначал русского митрополита и епископов. Однако Россия приобретала всё большую политическую самостоятельность, в то время как Константинополь переживал упадок и в 1453 году пал под ударами турок. В 1448 году великий князь Московский Василий II повелел Собору русских епископов назначить Иону митрополитом без согласия Константинополя. Московская митрополия стала фактически независимой, а царь (а затем император) стал считаться защитником и покровителем православной веры в России. В 1589 году РПЦ получила полную каноническую независимость (автокефалию), когда митрополит Иов был возведён на престол Вселенским патриархом Иеремией II как первый Патриарх Московский и всея Руси.
В начале XVI века РПЦ разделилась на два лагеря: монашеские движения «стяжателей» во главе с Иосифом Волоцким и «нестяжателей» во главе с Нилом Сорским. Нестяжатели критиковали обширное землевладение монастырей, считая его неправильным. Стяжатели же утверждали, что церковные земли и имущество служат благотворительным целям. Кроме того, эти группы имели разные взгляды на отношения церкви и государства: нестяжатели выступали за чёткое разделение власти, а стяжатели — за тесный союз церкви и государства. Нестяжатели придерживались концепции вселенской православной церкви, тогда как стяжатели отстаивали национальный характер РПЦ. В итоге победила партия стяжателей, установившая тесный союз между церковью и российским государством.
В середине XVII века в РПЦ произошёл раскол из-за реформ патриарха Никона. Он ввёл элементы греческого православия и изменил молитвенники в соответствии с оригинальными греческими текстами. Эти нововведения вызвали сопротивление старообрядцев — православных диссидентов, отказавшихся принимать реформы. Патриарх Никон, поддерживаемый царём Алексеем Михайловичем, стремился к верховенству церкви над государством, что вызвало конфликт с монархом. Итогом стали решения Церковного собора 1666–1667 годов, который одобрил реформы, но сместил Никона с поста патриарха и отправил его в ссылку.
Период гармонии и взаимной независимости церкви и государства завершился при Петре Великом. В 1721 году он упразднил патриаршество и учредил Святейший Синод — коллегиальный орган, члены которого назначались и увольнялись императором. Председателем Синода стал светский чиновник.
Реформы Петра I продолжились при императрицах Елизавете и Екатерине II, которые конфисковали большую часть церковных земель и предприятий, лишив церковь экономической независимости, и закрыли более половины монастырей. Духовенство стало рассматриваться как государственные служащие.
В Российской империи РПЦ была исключительной государственной церковью, а православие — символом российской государственности. Православие сыграло важную роль в территориальном расширении государства. Культурное единство и целостность империи основывались на трёх факторах: притоке этнических русских колонистов, насильственной русификации и включении новых земель в каноническую территорию РПЦ.
Рост территории империи привёл к увеличению религиозного разнообразия населения. РПЦ мало занималась обращением представителей других вероисповеданий, однако добровольный переход в православие поощрялся государством через лучшие карьерные возможности в армии, образовании и администрации. Обратный переход из православия в другую религию считался преступлением. Браки между христианами и нехристианами были запрещены. Хотя большинство неправославных христианских церквей проявляли терпимость, только РПЦ имела право на миссионерскую деятельность и присутствовала в системе школьного образования (уроки «Божьего порядка» были обязательными).
В августе 1917 года, в ходе первой фазы русской революции, синод епископов РПЦ восстановил патриаршую структуру и избрал митрополита Тихона патриархом. Однако Октябрьская революция 1917 года радикально изменила религиозную жизнь страны.
В январе 1918 года новые большевистские власти приняли «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Патриарх Тихон сначала критиковал коммунистическое правительство, но после заключения в тюрьму смягчил позицию. Его преемник, патриарх Сергий, выработал модель церковно-государственных отношений, при которой РПЦ публично поддерживала власть, а государство ограничивало деятельность церкви только богослужением.
В Советском Союзе, объявленном атеистическим государством, религия была маргинализирована, несмотря на формальное законодательство о свободе совести. Основной мишенью антирелигиозной политики стала РПЦ, связанная с российской монархией.
К середине 1930-х годов, в период правления Иосифа Сталина, организованная религиозная деятельность стала фактически запрещённой. Тысячи священнослужителей были арестованы, сосланы или расстреляны. Количество приходов РПЦ сократилось с 54 000 в 1914 году до 200–300 к началу Великой отечественной войны. Большинство уцелевших приходов находилось в Молдове, Западной Украине и Западной Беларуси — территориях, присоединённых к СССР в 1939–1940 годах. К 1939 году только четыре православных епископа оставались на свободе.
Политика гонений изменилась во время войны. В сентябре 1943 года по инициативе Сталина был созван Архиерейский собор РПЦ, избравший нового патриарха. Это было вызвано необходимостью мобилизовать население и показать западным союзникам наличие религиозной свободы в СССР. Немецкие оккупанты также содействовали восстановлению церковной жизни на занятых территориях.
Легализация и восстановление РПЦ в конце 1940-х не сделали церковь свободной от контроля. В 1943 году был создан Совет по делам Русской православной церкви, входивший в состав советского правительства.
Этот совет и его преемник — Совет по делам религий (с 1965 года) — контролировали внутренние дела РПЦ. Назначение священников и хиротония епископов требовали разрешения Совета. РПЦ разрешалось заниматься только богослужениями, без социальной работы и религиозного воспитания детей. В обмен на терпимость от церкви требовалась публичная поддержка коммунистического режима и регулярные финансовые пожертвования в государственный «Фонд мира».
Совет по делам религий прекратил существование в 1991 году, с распадом СССР.
С середины 1980-х годов политика «перестройки» Михаила Горбачёва способствовала снятию ограничений на религиозную деятельность. В 1988 году тысячелетие Крещения Руси было объявлено национальным праздником и поддержано государством. К тому времени в РПЦ насчитывалось 6 893 прихода, 67 епархий, 6 700 священников, 21 монастырь, 2 богословские академии и 3 семинарии. По состоянию на декабрь 2008 года церковь имела 29 263 прихода, 157 епархий, 27 216 священников, 804 монастыря и 87 учебных заведений, включая 5 духовных академий, 38 семинарий, 39 богословских школ, 3 православных университета и 2 богословских института.
Архиерейский собор 2000 года принял «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к другим христианским конфессиям». В них утверждается, что христианское единство возможно только в «лоне Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви», поэтому равенство различных конфессий, особенно протестантских, не признаётся. Тем не менее, РПЦ остаётся членом Всемирного совета церквей (ВСЦ). В 2002 году между РПЦ и ВСЦ было достигнуто соглашение о переходе к консенсусной модели принятия решений, разграничении конфессионального и межконфессионального богослужения, а также создании двух моделей участия: «члены» и «церкви в ассоциации».
В 2000-х годах отношения между РПЦ и Римско-католической церковью резко ухудшились. В 2002 году создание Ватиканом четырёх католических епархий в России было воспринято РПЦ как агрессивный католический прозелитизм. Полугодовые встречи между представителями РПЦ и Ватикана прекратились.
Распад СССР в 1991 году изменил статус РПЦ. Если ранее церковь была преимущественно национальной, то после распада стала транснациональной организацией, выходящей за пределы России. Штаб-квартира остаётся в Москве, но 70 из 157 епархий и более половины приходов и духовенства находятся в других бывших советских республиках. Филиалы РПЦ за пределами России имеют разную степень автономии.
Новое положение РПЦ способствовало примирению с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ), отделившейся после революции 1917 года. В 1920 году в Стамбуле более 20 русских православных епископов создали автономную церковь для служения эмигрантам. В 1928 году РПЦЗ отказалась подчиниться призыву митрополита Сергия воздерживаться от политической деятельности. К середине 1930-х годов отношения между РПЦ и РПЦЗ были разорваны. Штаб-квартира РПЦЗ переехала из Карловцев (Югославия) в Нью-Йорк в 1950 году. После Второй мировой войны РПЦЗ усилилась новой волной эмигрантов, включая перемещённых лиц и бывших сотрудников нацистских оккупационных властей.
К середине 1990-х годов были предприняты инициативы по примирению РПЦ и РПЦЗ. В мае 2007 года было восстановлено полное общение между ними. РПЦЗ остаётся внутренне независимой, но считается неразрывной частью РПЦ, а избрание её епископов и главы утверждается патриархом и Священным Синодом РПЦ. Воссоединение расширило глобальное присутствие и влияние РПЦ, особенно в Северной Америке и Западной Европе.
Точное число членов РПЦ затруднительно определить из-за сложного состава. Оценки варьируются от 90 до 120 миллионов по всему миру, что делает её крупнейшей православной церковью.
Архиерейский собор включает всех епархиальных архиереев и глав синодальных отделов и богословских академий. Собор собирается не реже одного раза в четыре года. Его задачи — подготовка к Поместному собору, контроль за исполнением его решений, принятие и изменение Устава РПЦ, решение основных богословских, канонических, литургических и пастырских вопросов, определение отношений с государственными органами, поддержание связей с другими национальными православными церквями, учреждение, реорганизация и упразднение епархий и синодальных учреждений.
Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси является руководящим органом РПЦ между Архиерейскими соборами. В состав входят патриарх и шесть епархиальных архиереев: три постоянных и три временных члена. Патриарх — первый по чести среди епископов РПЦ. Он управляет церковью совместно с Синодом и избирается Поместным собором пожизненно.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?