Русская православная церковь (Московский патриархат) читать ~12 мин.
Русская православная церковь (Московский патриархат) является основным представителем восточного православия в России. Она является крупнейшей христианской общиной в России, а также имеет большое число последователей среди русской диаспоры за рубежом.
Православное христианство укоренилось на территории нынешней Российской Федерации задолго до возникновения России как единого государства. Первоначально православие стало государственной религией Киевской Руси в 988 году н.э., когда великий князь Киевский Владимир решил перейти от традиционных языческих верований к религии греков, христианству византийского обряда. С тех пор византийское христианство стало верой трёх народов, ведущих своё происхождение от Киевской Руси: русских, украинцев и белорусов.
Киевское княжество вступило в период упадка, кульминацией которого стал 1240 год, когда город был разрушен во время монгольского нашествия. К XIV веку вокруг Московского княжества вырос новый политический центр, в котором поселился глава церкви, митрополит Киевский. Позже Москва была объявлена самостоятельной митрополией. Постепенная централизация политической власти в Москве подготовила почву для окончательного формирования того, что стало Русской православной церковью (РПЦ).
Первоначально РПЦ находилась под титулярной юрисдикцией Вселенского патриархата в Константинополе, который назначал русского митрополита и епископов. Однако Россия приобретала все больше политической власти, в то время как Константинополь переживал постепенный упадок и в конце концов пал под ударами турок в 1453 году. В 1448 году великий князь Московский Василий повелел Собору русских епископов назначить епископа Иону митрополитом. Московская митрополия не только стала независимой, но отныне царь (а позже император) будет считаться защитником и покровителем православной веры в России. В 1589 году РПЦ достигла своей полной канонической независимости (так называемой автокефалии), когда митрополит Иов (был возведён на престол Вселенским патриархом Иеремией II как первый Патриарх Московский и всея Руси.
В начале XVI века РПЦ разделилась на два разных лагеря: монашеские движения «захватчиков» (стяжателей) во главе с Иосифом Волоцким и «не захватчиков» (нестяжателей) во главе с Нилом Сорским. Нестяжатели критиковали практику обширного землевладения монастырей. В отличие от них, стяжатели утверждали, что земли (и другая собственность), принадлежащие церкви, служат благотворительным целям. И те и другие также занимали разные позиции в отношении взаимоотношений между церковью и государством. Нестяжатели верили в чёткое разделение между тем, что «принадлежит кесарю и Богу». Стяжатели же выступали за прочный союз между церковью и государством. В то время как нестяжатели придерживались концепции вселенской православной церкви, стяжатели отстаивали национальный характер РПЦ. В конечном счёте, партия стяжателей победила, и был установлен тесный союз между православной церковью и российским государством.
В середине 17 века в РПЦ произошёл раскол, когда патриарх Никон инициировал и решительно провёл ряд церковных реформ. Он ввёл в РПЦ многие элементы и традиции греческого православия и изменил молитвенники так, чтобы они соответствовали оригинальным греческим текстам. Его действия привели к расколу РПЦ и появлению диссидентского движения православных старообрядцев, сопротивлявшихся реформам. Первоначально патриарха Никона поддерживал царь Алексей, но, учреждая в РПЦ «греческие ордена», Никон преследовал и политическую цель – добиться верховенства церкви над государством. Противостояние патриарха и монарха завершилось решениями Церковного собора 1666-1667 годов. Собор одобрил реформы Никона, но сместил его с поста патриарха и отправил в ссылку.
Период гармонии и взаимной независимости в отношениях церкви и государства завершился в правление императора Петра Великого. В 1721 году он упразднил должность патриарха как главы РПЦ и учредил вместо него Святейший Синод. Все 12 членов Священного Синода (3 епископа и 9 монашествующих или женатых священнослужителей) назначались или увольнялись по усмотрению императора. Председателем Святейшего Синода был светский чиновник.
Коренные церковные реформы, начатые Петром I, продолжились при императрицах Елизавете и Екатерине II, которые конфисковали большую часть церковных земель и предприятий (лишив тем самым церковь экономической независимости) и закрыли более половины монастырей. Отныне духовенство РПЦ рассматривалось как государственные служащие.
В Российской империи РПЦ действовала как исключительная государственная церковь, и православие стало считаться символом российской государственности. Православие также сыграло важную роль в географическом расширении российского государства. Фактически, культурное единство и целостность государства основывались на трёх основных предпосылках: приток этнически русских колонистов, насильственная культурно-языковая русификация и включение новых земель в каноническую территорию РПЦ.
Территориальный рост Российской империи привёл к росту религиозного разнообразия населения России. РПЦ мало что делала для обращения представителей других религий в православную веру. Однако добровольный переход в православную веру социально поощрялся государством в виде гораздо лучших карьерных возможностей в любых государственных учреждениях, включая армию, образование и администрацию. Напротив, переход православного христианина в любую другую религию считался преступлением. Браки между христианами и нехристианами были запрещены. Хотя последователи большинства неправославных христианских церквей были терпимы в плане личной свободы исповедовать свои убеждения, только РПЦ имела право на миссионерскую деятельность, и только РПЦ присутствовала в системе школьного образования (уроки «Божьего порядка» были обязательными).
В августе 1917 года, во время первого этапа русской революции, синод епископов РПЦ восстановил патриаршую структуру РПЦ и избрал митрополита Тихона на должность патриарха. Коммунистическая революция в октябре 1917 года, однако, принесла радикальные изменения в религиозную жизнь российского общества.
Среди первых законов, принятых новыми большевистскими властями в январе 1918 года, был «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Первоначально патриарх Тихон был откровенным критиком нового коммунистического правительства, но после проведённого в тюрьме времени он смягчил свою позицию. Его преемник, патриарх Сергий, создал модель церковно-государственных отношений, которая сохранялась на протяжении почти 70 лет коммунистического правления в России: РПЦ публично поддерживала правительство по всем вопросам, а государство согласилось разрешить РПЦ очень ограниченную сферу деятельности, ограничивающуюся исключительно богослужением.
В целом, в Советском Союзе – государстве, которое было объявлено атеистическим – религия была фактически маргинализирована и вытеснена из общественной жизни, несмотря на то, что законодательство Советского Союза формально всегда предусматривало свободу совести. Основной мишенью антирелигиозной политики коммунистического государства стала РПЦ, поскольку она была напрямую связана с разрушенной российской монархией.
К середине 1930-х годов, в период диктаторского правления Иосифа Сталина, любые формы организованной религиозной деятельности стали фактически незаконными. Тысячи священнослужителей были арестованы, помещены в концентрационные лагеря, высланы или расстреляны. Число действующих приходов РПЦ сократилось с 54 000 в 1914 году до всего лишь 200-300 к началу Второй мировой войны. Большинство уцелевших приходов находилось в Молдове, Западной Украине и Западной Беларуси – территориях, присоединённых к Советскому Союзу только в 1939-1940 годах. К 1939 году только четыре из оставшихся православных епископов были свободны от ареста и продолжали служить.
Политика откровенных гонений РПЦ существенно изменилась в разгар войны. В сентябре 1943 года по личной инициативе Иосифа Сталина был созван Архиерейский собор РПЦ, который избрал нового патриарха. Изменению государственной политики в отношении РПЦ способствовало несколько причин: использование социального авторитета церкви в политической мобилизации населения во Второй мировой войне; демонстрация западным союзникам, прежде всего Великобритании и США, существования религиозной свободы в Советском Союзе. Следует также отметить, что немецкие военные власти разрешили и даже поощряли восстановление церковной жизни на оккупированных российских территориях, что побудило Сталина предпринять некоторые шаги к завоеванию симпатий верующих.
Легализация и некоторое восстановление РПЦ в конце 1940-х годов не сделали церковь свободной от коммунистического правления. Фактически, Сталин в значительной степени скопировал и восстановил систему государственного религиозного контроля, существовавшую в Российской империи. В 1943 году был создан Совет по делам Русской православной церкви, который являлся частью советского правительства.
Совет по делам Русской православной церкви и его преемник (с 1965 года), Совет по делам религий, не только контролировали, но во многих случаях и управляли внутренними делами РПЦ. Хотя православные священники назначались епископами для служения в местных приходах, они также должны были получить разрешение от Совета по делам религий. Аналогичным образом, хиротония новых православных епископов требовала одобрения Совета.
РПЦ было разрешено заниматься только одним видом деятельности: проведением богослужений. Не разрешалась ни церковная социальная работа, ни религиозное воспитание детей. В обмен на терпимость со стороны государства от лидеров РПЦ ожидалось, что они будут публично поддерживать и восхвалять коммунистический режим как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, ожидалось, что РПЦ будет регулярно делать финансовые «пожертвования» в государственный «Фонд мира».
В социальном плане как духовенство, так и открыто практикующие миряне продолжали подвергаться значительной гражданской дискриминации. Совет по делам религий прекратил своё существование только в 1991 году, в год распада Советского Союза.
Начиная с середины 1980-х годов, политика политической либерализации Михаила Горбачева (широко известная как «перестройка») сопровождалась постепенным снятием ограничений на религиозную деятельность. В 1988 году празднование тысячелетия Крещения Руси было объявлено национальным праздником и спонсировалось государством. Горбачевские реформы создали условия для динамичного развития РПЦ. К 1988 году в ней насчитывалось 6 893 действующих прихода, разделённых на 67 епархий, которые обслуживали 6 700 священников. Также действовал 21 монастырь, 2 богословские академии и 3 богословские семинарии. По состоянию на декабрь 2008 года РПЦ насчитывала 29 263 прихода, разделённых на 157 епархий, в которых служат 27 216 священников. Церковь также имела 804 монастыря и 87 учебных заведений (в том числе 5 духовных академий, 38 духовных семинарий, 39 богословских школ, 3 православных университета и 2 богословских института).
Архиерейский собор 2000 года также принял «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к другим христианским конфессиям». В них утверждалось, что христианское единство возможно только в «лоне Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви». Поэтому она не могла признать равенство различных (особенно протестантских) конфессий. Несмотря на такую позицию, РПЦ осталась членом Всемирного совета церквей (ВСЦ). В 2002 году между РПЦ и ВСЦ было достигнуто соглашение о замене процедуры парламентского голосования ВСЦ на консенсусную модель принятия решений, о более чётком разграничении «конфессионального» и «межконфессионального» богослужения, а также о создании двух моделей участия в ВСЦ: «члены» и «церкви в ассоциации».
Десятилетие после 2000-го года стало свидетелем резкого ухудшения отношений между РПЦ и Римско-католической церковью. В 2002 году создание Святым Престолом четырёх католических епархий в России было воспринято РПЦ как агрессивный католический прозелитизм среди русских православных. Регулярные полугодовые встречи между представителями РПЦ и официальными лицами Ватикана были прерваны. РПЦ продолжает возражать против визита Папы Римского в Россию, настаивая на том, что любой такой визит должен состояться только после достижения соглашения между РПЦ и Католической церковью по вопросам, связанным с католическим прозелитизмом в России и отношениями между русскими православными и греко-католиками («униатами») на Западной Украине.
Распад Советского Союза в 1991 году имел значительные последствия для РПЦ. Действительно, в Российской империи и в Советском Союзе РПЦ была преимущественно национальной церковью, границы которой в основном соответствовали государственным границам. Совсем другое дело, что после распада Советского Союза РПЦ стала транснациональной религиозной организацией, выходящей далеко за пределы нынешнего российского государства. Штаб-квартира РПЦ по-прежнему находится в Москве, но 70 из 157 епархий и более половины приходов и духовенства оказались не в России, а в других бывших советских республиках, которые сегодня существуют как независимые государства. Филиалы РПЦ за пределами Российской Федерации наделены разной степенью автономии.
Новое положение РПЦ в современной России создало условия для примирения с так называемой Русской православной церковью за границей (РПЦЗ), отколовшейся от РПЦ после большевистской революции 1917 года. В то время более миллиона русских оказались в эмиграции во многих странах, и значительное число русских православных священников приехало вместе с ними.
В 1920 году на встрече более 20 русских православных епископов в Стамбуле была создана автономная церковь, целью которой было служение русским эмигрантам. В 1928 году Архиерейский Синод РПЦЗ отказался принять призыв митрополита Сергия, временного главы РПЦ, ко всем русским православным епископам воздерживаться от политической деятельности. Сергий также приказал распустить РПЦЗ. К середине 1930-х годов РПЦ и РПЦЗ окончательно разорвали все отношения. Штаб-квартира РПЦЗ, первоначально располагавшаяся в Карловцах (Югославия), в 1950 году переехала в Нью-Йорк в США. После Второй мировой войны РПЦЗ, как миряне, так и духовенство, была усилена новой волной русских эмигрантов – в основном перемещённых лиц и тех, кто сотрудничал с нацистами в оккупированных регионах Советского Союза и впоследствии бежал из страны.
К середине 1990-х годов несколько предложений и инициатив по примирению между РПЦЗ и РПЦ привели к созданию официальной двусторонней комиссии для изучения путей воссоединения двух церквей. В мае 2007 года было восстановлено полное общение между РПЦ и РПЦЗ (которая на тот момент насчитывала около 400 приходов и несколько монастырей, разбросанных по всему миру).
Хотя РПЦЗ остаётся независимой в своих внутренних делах, она также считается неразрывной частью РПЦ, и избрание новых епископов РПЦЗ и её главы должно быть утверждено патриархом и Священным Синодом РПЦ. Воссоединение РПЦЗ и РПЦ ещё больше расширило глобальное присутствие и влияние РПЦ (особенно в Северной Америке и Западной Европе).
Сложный состав РПЦ затрудняет точное перечисление её общего числа членов. Оценки сильно варьируются между 90 и 120 миллионами последователей по всему миру, что делает РПЦ крупнейшей из всех православных церквей мира.
Архиерейский собор состоит из всех епархиальных архиереев и архиереев, возглавляющих Синодальные отделы и богословские академии. Архиерейский Собор должен собираться не реже одного раза в четыре года. В его обязанности входит, в частности, подготовка к Поместному Собору и контроль за исполнением его решений. Он также принимает и изменяет Устав Русской Православной Церкви; решает основные богословские, канонические, литургические и пастырские вопросы; определяет характер отношений с государственными органами; поддерживает отношения с другими национальными православными церквями; учреждает, реорганизует и упраздняет епархии и синодальные учреждения.
Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси является руководящим органом РПЦ в период между Архиерейскими соборами. В его состав входят патриарх и шесть епархиальных архиереев: три постоянных и три временных члена. Святейший Патриарх Московский и всея Руси является первым по чести среди епископов РПЦ. Он управляет церковью вместе со Священным Синодом в качестве его председателя. Патриарх избирается Поместным собором пожизненно.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?