Сирийская православная Маланкарская церковь Малабара читать ~3 мин.
История Маланкарской церкви (или Церкви Малабара), общины христиан апостола Фомы в Индии, восходит к I – III векам нашей эры. Ключевым событием, сформировавшим её современный облик, стала так называемая «клятва у Креста Кунан» в 1653 году.
Маланкарская церковь (малаял. മലങ്കര സഭ) ведёт своё происхождение от миссионерской деятельности апостола Фомы в Индии. Изначально индийские христиане были частью Ассирийской церкви Востока и придерживались восточно-сирийского обряда. Их связь с Антиохийским патриархатом сиро-яковитской традиции установилась значительно позже.
В 1599 году на соборе в Диампере португальские колониальные власти под руководством архиепископа Алексиша де Менезеша насильно подчинили индийских христиан Римско-католической церкви. Это вызвало широкое недовольство, которое привело к восстанию в 1653 году. Во главе оппозиции стоял архидиакон Фома Парамбил (также известный как Мар Фома I). Когда сирийский епископ Мар Аталла, прибывший на помощь, был схвачен португальцами, христиане святого Фомы принесли клятву никогда не подчиняться иезуитам, после чего двенадцать священников рукоположили архидиакона Фому в епископы. Эта группа верующих стала известна как маланкарские христиане.
Для подтверждения апостольского преемства Мар Фома I обратился за помощью к Сиро-яковитскому патриархату Антиохии. В 1665 году в Индию прибыл митрополит Иерусалимский Григориос Абдал-Джалил, который совершил каноническое посвящение Фомы I. С этого момента Маланкарская церковь приняла западно-сирийский обряд и миафизитскую христологию, признав решения первых трёх Вселенских соборов (Никейского, Константинопольского и Эфесского).
В середине XVIII века церковь столкнулась с внутренними спорами о преемственности власти, однако с помощью сирийских православных епископов эти конфликты удалось разрешить. В 1876 году на соборе в Мулантурути патриарх Петрос IV провёл реорганизацию церкви, укрепив связи с Антиохией. Несогласные с этими реформами отделились, образовав современную Сирийскую церковь Мар-Фомы в Малабаре.
Раскол 1912 года и формирование двух юрисдикций
В начале XX века возник новый конфликт между митрополитом Маланкарским Дионисием VI, стремившимся к большей автономии, и сирийским патриархом Абдаллой II. В 1912 году при поддержке отстранённого патриарха Абдул-Масиха II сторонники автономии учредили в Индии католикосат Востока. Это привело к расколу Маланкарской церкви на две фракции: «патриаршую» и «католикосную».
В результате сформировались две основные церкви:
Маланкарская православная сирийская церковь (малаял. മലങ്കര ഓർത്തഡോക്സ് സുറിയാനി സഭ), также известная как Индийская православная церковь. Она является автокефальной, её возглавляет Католикос Востока и Митрополит Маланкарский. Численность верующих составляет около 2,5 млн человек.
Яковитская сирийская христианская церковь (малаял. യാക്കോബായ സുറിയാനി ക്രിസ്ത്യാനി സഭ), которая сохраняет статус автономии в составе Сиро-яковитского патриархата Антиохии. Её местный глава носит титул Католикоса Индии и подчиняется Патриарху. Число последователей — около 1,2 млн человек.
В 1975 году синод Сиро-яковитской церкви в Дамаске отстранил автокефального католикоса Аугена I, назначив для своей фракции в Индии католикоса Базелиоса Паулоса II. Несмотря на многочисленные попытки примирения, включая решение Верховного суда Индии в 1995 году, раскол между двумя церквями сохраняется.
Вероучение и литургические традиции обеих церквей идентичны и соответствуют доктрине Древневосточных православных церквей. Они отвергают добавление Filioque в Символ веры и догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Богослужебными языками являются сирийский и малаялам.
Современное состояние и экуменическая деятельность
Обе церкви имеют свои епархии за пределами Индии, преимущественно в странах Европы, Северной Америки и Персидского залива. Например, за епархии Яковитской церкви за пределами штата Керала отвечает митрополит Фома Мор Тимотеос.
Каждая церковь имеет собственные духовные учебные заведения. Главная семинария Маланкарской православной сирийской церкви находится в Коттаяме. Яковитская сирийская христианская церковь располагает богословской семинарией в Удаягири (недалеко от Мулантурути), которая также служит центром её экуменической деятельности.
Обе Маланкарские церкви активно участвуют в экуменическом движении, являясь членами Всемирного совета церквей, Христианской конференции Азии и Национального совета церквей Индии. Ведётся богословский диалог с Католической церковью, основанный на совместной декларации патриарха Якуба III и папы Павла VI от 1971 года, в рамках которого обсуждается, в частности, вопрос о допустимости смешанных браков.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Ассирийское искусство
- Эксклюзивная реплика Memovox Deep Sea продана на благотворительном аукционе за £16 208
- «Сирано де Бержерак» с французским шармом показал зрителям Малый театр
- Происхождение древней каббалы
- Впервые в Иркутске премьера пьесы «Сирано де Бержерак» в виде мюзикла
- «Пространство Lucida» как фокусирующая световая камера искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?