Религия в Словакии читать ~6 мин.
Словакия – относительно новое государство, образовавшееся в 1993 году в результате мирного раздела бывшей Чехословакии. Расположенная в Центральной Европе, эта страна, не имеющая выхода к морю, окружена Чешской Республикой, Австрией, Венгрией, Украиной и Польшей. На её территории площадью 18 860 квадратных миль проживает 5,5 миллионов человек.
Словакия была заселена славянскими племенами в пятом и шестом веках нашей эры. Их языческая религия принадлежала к западнославянской сфере и сохранилась до прихода христианства в девятом веке. Кроме того, в начале девятого века на территории Словакии распространилось независимое княжество с центром в Нитре. Во время правления графа Прибины, в 830 году, в Словакии была построена первая христианская церковь. В то время христианское влияние было обусловлено политической лояльностью к немецкому городу Зальцбургу, поэтому эта церковь была освящена Адальрамом, архиепископом Зальцбурга. Тем не менее, славяне в Нитре до сих пор не обратились в новую веру. Несмотря на работу миссионеров из Ирландии, Шотландии, Германии и Валахии, ни жители, ни правящая элита не перешли в христианскую веру.
После 833 года, во времена правления графа Моймира, территория Словакии стала частью первого государства западных славян под названием Великая Моравия. Стремясь противостоять политической экспансии своего могущественного соседа, Растислав, правитель Великой Моравии, обратился к папе римскому с просьбой о создании независимой церковной провинции. Папа отказал, поэтому в следующем году Растислав, руководствуясь, прежде всего, политическими соображениями и идеей независимости, попросил византийского императора Михала III прислать христианских учителей. В 863 году Михал III отправил миссионеров Константина и Мефодия из Салоников в Великую Моравию. Эти двое освоили местный диалект эгейских славян и затем сыграли важную роль в процессе христианизации, особенно в том, что касалось церковного управления и образования клерикальной элиты. Они также перевели на славянский язык важнейшие священные книги и ввели славянский язык в литургию.
Когда в 867 году Константин (или Кирилл) и Мефодий планировали посетить Константинополь, они получили приглашение от папы, который, несмотря на их приверженность восточному православию, хотел контролировать их деятельность в Великой Моравии. Впоследствии папа Адриан II дал миссионерам аудиенцию, освятил священные книги на славянском языке и рукоположил первых славянских священнослужителей.
Впервые в Европе папа дал согласие на проведение литургии на национальном языке, отличном от греческого или латинского. К сожалению, Константин умер в Риме, поэтому Мефодий вернулся на территорию Великой Моравии в качестве первого славянского архиепископа. Он привёз с собой копию папской буллы Gloria in altissimis Deo, которая подтверждала использование славянской литургии.
Вскоре после своего утверждения в Великой Моравии Мефодий снова отправился в Рим от имени графа Коцела. Там он получил постановление о создании независимой церковной провинции, Паннонской области (архиепископства), и был назначен официальным папским представителем (легатом). Положение Мефодия как архиепископа и использование славянской литургии было подтверждено папой в 880 году в булле Industriae tuae, изданной по случаю подтверждения Мефодием Никейского Символа веры и римской ортодоксии. Этот акт в конечном итоге привёл к прекращению использования славянской литургии по византийскому обряду в Великой Моравии.
Романизация славянской церкви усилилась благодаря действиям немецкого епископа Вичинга в Нитре, главного врага Мефодия. После смерти Мефодия в 885 году Вичинг взял на себя инициативу по расформированию его школы и изгнанию всех учеников. Впоследствии Словакия натурализовала немецкую клерикальную иерархию.
После битвы под Братиславой в 907 году, с которой начался период разрушения Великой Моравии мадьярами, на этой территории царил полный хаос. К концу X века восточная часть Великой Моравии (ныне большая часть территории Словакии) стала княжеством Венгерского королевства, а западная часть была преобразована в Чешское государство. Венгерский граф, Гейза I, принял христианство в 997 году под руководством епископа Войтеха Пражского.
Венгерское (мадьярское) государство организовало политическое и церковное управление в Словакии после падения Великой Моравии. Оно продолжало ориентироваться на западное (или католическое) христианство, но процесс христианизации венгерских кочевников, а также коренных славянских жителей шёл медленно.
За столетия политического хаоса многие славяне на юге были ассимилированы венграми, а на севере они искали безопасности в недоступных местах (например, в горах). При новом политическом порядке к 1115 году был восстановлен престол Нитры. Кроме того, была создана новая кафедра в Ягере, хотя главой иерархии Венгерского государства был архиепископ в Остергоме.
На протяжении Средних веков на территории Словакии утвердился западный римский католицизм. Было основано множество монастырей, увеличилось число действующих в Словакии святых орденов. Католицизм стал частью национальной культуры вплоть до эпохи протестантской Реформации.
Во второй половине XVI века в Словакии распространились реформатские и лютеранские доктрины, и к началу XVII века около 90% жителей Словакии стали протестантами. Этот факт объясняет, почему последующая рекатолизация по инициативе венгерских правителей Габсбургов в 17 веке была такой трудной. Иезуиты в Трнаве и Братиславе оказались очень эффективными. Это был период репрессий против местной знати, конфискации имущества протестантских церквей и принудительного массового обращения в католичество по всей сельской местности. В результате протестантизм сохранился только среди словацкого среднего класса и в небольшом количестве деревень.
Развитие словацкой культуры до начала 20 века шло по двум независимым линиям – католической и протестантской. Только в 1781 году, в результате толерантной политики императора Иосифа II, протестанты получили равные права с католическим большинством. Парадоксально, но именно из протестантских, а не католических кругов вышло большинство выдающихся деятелей словацкой культуры XIX века, включая, например, Людовита Тура, создателя словацкого литературного языка. Через потрясения современного мира, так или иначе, конфессией большинства в Словакии оставался римский католицизм.
По состоянию на 1991 год около 60% граждан страны принадлежали к Римско-католической церкви. Только 8% словаков принадлежат к одной из протестантских церквей, самой крупной из которых является Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания в Словацкой Республике, приверженцами которой являются около 6% населения.
Из других конфессий в Словакии только две группы имеют до 1% населения: Греко-католическая церковь (3%) и Реформатская христианская церковь Словакии (кальвинисты) (1,5%). Среди других церквей важную роль в жизни Словакии играет также Православная церковь, составляющая 0,5%. В 1977 году Папа Римский своей буллой Qui divino создал независимую провинцию Словацкой католической церкви.
Несмотря на это, в течение всего атеистического режима (1948-1989) христианство в Словакии (католическое, протестантское или другое) подвергалось репрессиям. Церковная жизнь формально терпимо относилась к государству, но фактически члены церкви подвергались дискриминации в образовании и социальном статусе. Арестовывались активисты, которые, в отличие от ситуации в других коммунистических режимах, играли важную роль в католической церкви. Из её кругов вышло ядро диссидентов, организовавших сопротивление и так называемую Тендерную революцию (1989) в словацкой части бывшей Чехословакии.
После распада Чехословакии и образования независимой Словакии в 1993 году влияние католицизма на общественную и культурную жизнь страны резко возросло.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?