Религия в Словакии читать ~5 мин.
Словакия — государство, образовавшееся в 1993 году в результате мирного разделения Чехословакии. Эта страна, расположенная в Центральной Европе и не имеющая выхода к морю, граничит с Чехией, Австрией, Венгрией, Украиной и Польшей. На её территории площадью 49 035 км² проживает около 5,4 миллиона человек.
Раннее христианство и Великая Моравия
Славянские племена заселили территорию современной Словакии в V – VI веках. Их языческие верования, принадлежавшие к западнославянской культурной сфере, сохранялись до прихода христианства в IX веке. В начале IX века здесь возникло Нитранское княжество. Во время правления местного князя Прибины, в 828 году, в Нитре была построена первая на территории Словакии христианская церковь. Её освятил зальцбургский архиепископ Адальрам, что отражало политическую ориентацию на Франкское государство. Тем не менее обращение славян в новую веру шло медленно, несмотря на деятельность миссионеров из Ирландии, Шотландии и германских земель.
После 833 года, при князе Моймире I, словацкие земли вошли в состав Великой Моравии — первого государства западных славян. Его преемник, князь Растислав, стремился противостоять франкскому политическому влиянию. Он обратился к Папе Римскому с просьбой создать независимую церковную организацию, но получил отказ. Тогда в 862 году Растислав, руководствуясь политическими соображениями, отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать учителей веры.
В 863 году в Великую Моравию прибыли братья-миссионеры Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий из Салоник. Они знали язык солунских славян и сыграли ключевую роль в христианизации региона. Братья перевели на славянский язык важнейшие богослужебные книги и ввели славянскую литургию, заложив основы церковного управления и образования для местного духовенства.
В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим по приглашению Папы Николая I. Там их принял уже его преемник, Адриан II, который, несмотря на их связь с Восточной церковью, стремился усилить своё влияние в Моравии. Папа утвердил богослужение на славянском языке, освятил переведённые книги и рукоположил первых священнослужителей из славян.
Впервые в Европе Папа дал согласие на проведение литургии на национальном языке, помимо латыни и греческого. Вскоре Константин заболел, принял монашеский постриг с именем Кирилл и скончался в Риме. Мефодий вернулся в Великую Моравию уже в сане архиепископа. Он привёз с собой папскую буллу «Gloria in excelsis Deo», подтверждавшую право использовать славянский язык в богослужении.
По поручению князя Коцеля, правителя Паннонского княжества, Мефодий вновь посетил Рим. Там он добился учреждения независимой Паннонской архиепископии и был назначен папским легатом. В 880 году Папа Иоанн VIII буллой «Industriae tuae» вновь подтвердил статус Мефодия и разрешил славянскую литургию, после того как архиепископ подтвердил свою приверженность Никейскому символу веры.
Романизация славянской церкви усилилась из-за деятельности нитранского епископа Вихинга, главного противника Мефодия. После смерти архиепископа в 885 году Вихинг добился изгнания его учеников и расформирования их школы. В результате в словацких землях утвердилась церковная иерархия немецкого происхождения, а славянская литургия была запрещена.
В составе Венгерского королевства
После битвы при Прессбурге (современная Братислава) в 907 году Великая Моравия пала под ударами венгерских племён. К концу X века её восточная часть (большая часть современной Словакии) вошла в состав Венгерского княжества, а западная — Чешского. Великий князь венгров Гёза под влиянием пражского епископа Адальберта (Войтеха) принял христианство около 975 года, а его сын, король Иштван I Святой, сделал его государственной религией.
Венгерское государство организовало в Словакии новое политическое и церковное управление, ориентированное на западное (римско-католическое) христианство. Однако процесс христианизации как венгерских племён, так и местного славянского населения, шёл медленно.
За столетия многие славяне на юге были ассимилированы венграми, а на севере искали убежища в горах. При новом политическом порядке к 1110 году была восстановлена Нитринская епархия. Также была создана кафедра в Эгере, хотя главой церковной иерархии Венгрии являлся архиепископ Эстергомский.
На протяжении Средневековья на территории Словакии утвердился римский католицизм. Было основано множество монастырей и расширилась деятельность католических орденов. Католицизм стал неотъемлемой частью национальной культуры вплоть до эпохи Реформации.
Реформация, Контрреформация и Новое время
Во второй половине XVI века в Словакии распространились лютеранские и кальвинистские учения. К началу XVII века около 90% жителей стали протестантами. Этим объясняется, почему последующая рекатолизация, инициированная правителями из династии Габсбургов, была столь трудной. Особенно эффективно действовали иезуиты в Трнаве и Братиславе. Этот период сопровождался репрессиями против местной знати, конфискацией имущества протестантских церквей и принудительным обращением в католичество. В результате протестантизм сохранился в основном среди горожан и в отдельных деревнях.
Вплоть до начала XX века словацкая культура развивалась по двум линиям — католической и протестантской. Лишь в 1781 году, благодаря «Патенту о веротерпимости» императора Иосифа II, протестанты получили равные права с католическим большинством. Примечательно, что большинство выдающихся деятелей словацкой культуры XIX века, включая кодификатора литературного языка Людовита Штура, вышли из протестантских кругов. Несмотря на все потрясения, основной конфессией в Словакии оставался римский католицизм.
Религия в современной Словакии
По данным переписи 1991 года, около 60% граждан страны принадлежали к Римско-католической церкви. Примерно 8% словаков являлись прихожанами протестантских церквей, крупнейшая из которых — Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания (около 6% населения).
Среди других конфессий значительными меньшинствами являются Греко-католическая церковь (3%) и Реформатская христианская церковь Словакии (кальвинисты) (1,5%). Важную роль играет и Православная церковь, к которой принадлежит около 0,7% населения. В 1977 году Папа Павел VI буллой «Qui divino» учредил независимую словацкую церковную провинцию.
В период социалистического режима (1948–1989) все христианские конфессии в Словакии подвергались гонениям. Формально церковная жизнь была разрешена, но верующие сталкивались с дискриминацией в образовании и общественной жизни. В католической церкви сформировалось ядро диссидентского движения, которое сыграло важную роль в организации сопротивления и проведении «Бархатной революции» 1989 года.
После распада Чехословакии и образования независимой Словакии в 1993 году влияние католицизма на общественную и культурную жизнь страны значительно возросло.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Православная церковь в Чехии и Словакии
- Культурные мероприятия России и Словакии
- V международный культурный фестиваль «ЦВЕТЫ РОССИИ» Словакия 2015
- Неизвестная скульптура Донателло обнаружена в запасниках музея в Словакии
- «За все тебя благодарю»
- Музыка кино. 6+
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?