Собор Святого Саввы читать ~3 мин.
В 1895 году, в 300-летнюю годовщину сожжения османскими властями мощей покровителя Сербии святого Саввы, было основано «Общество по возведению храма Святого Саввы на Врачаре». Группа православных верующих выступила с инициативой построить на этом месте в Белграде грандиозный храм-памятник.

Место для строительства было выбрано неслучайно. Считается, что именно на плато Врачар в 1594 году османский военачальник Синан-паша приказал публично сжечь мощи святого Саввы — основателя и первого архиепископа автокефальной Сербской православной церкви. Это событие стало глубокой национальной травмой, а возведение храма на месте сожжения — символом духовного возрождения и несокрушимости веры сербского народа.
Первоначально на месте будущего строительства возвели небольшую временную церковь и объявили конкурс на лучший архитектурный проект. Поиски были прерваны Первой мировой войной, и деятельность «Общества» возобновилась лишь в 1919 году. В 1926 году был окончательно утверждён проект архитектора Александра Дероко.
Строительство храма началось в 1935 году. Первый камень в его основание заложил епископ Гаврило Дожич-Меденица, будущий Патриарх Сербский Гавриил V. Работы продолжались до вторжения стран Оси в Югославию в 1941 году. После войны, с установлением в стране атеистического режима, «Общество» было распущено, а строительство заморожено на десятилетия.
В 1958 году Патриарх Герман предпринял попытку возобновить идею строительства, однако его многочисленные обращения оставались без ответа вплоть до 1984 года. Разрешение было получено, и в 1985 году работы возобновились по обновлённому плану с применением современных строительных материалов и технологий. Основные строительные работы были завершены к началу XXI века, после чего начался длительный этап внутренней отделки.
Храм Святого Саввы выполнен в сербско-византийском стиле. Архитектурным прототипом для него послужил собор Святой Софии в Константинополе, что подчёркивает духовную преемственность сербского православия от Византии. Однако белградский храм превосходит свой прообраз по размерам, являясь одним из самых монументальных православных сооружений в мире.
Особого внимания заслуживает внутреннее убранство храма. Стены и своды покрыты мозаикой общей площадью более 15 000 м², что делает её одной из крупнейших мозаичных композиций в мире. Над созданием мозаик трудился большой коллектив сербских и российских художников под руководством народного художника РФ Николая Мухина. Центральное место в куполе занимает монументальное изображение Христа Пантократора.
Храм имеет центральную планировку в форме греческого креста, стороны которого равны по длине. Его наиболее яркая черта — огромный центральный купол, который опирается на четыре арки. Длина сооружения с востока на запад составляет 91 метр, а с севера на юг — 81 метр. Высота до вершины купола достигает 70 метров, а венчающий его позолоченный крест имеет высоту 12 метров. Общая площадь первого этажа — около 3 500 м², а вместе с галереями — 4 800 м². Храм вмещает до 10 000 верующих, а на хоровой галерее могут разместиться до 800 певчих.
Храм Святого Саввы (серб. Храм Светог Саве) часто называют собором, однако формально он им не является, так как кафедральным собором архиепископа Белградского служит Собор Святого Архангела Михаила. По своим размерам и вместимости Храм Святого Саввы сопоставим с московским Храмом Христа Спасителя. При высоте в 103 метра московский храм превосходит белградский, но их вместимость примерно одинакова.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?