Сретение читать ~8 мин.
В западной церкви существует традиция 2 февраля перед торжественным шествием со свечами освящать святой водой свечи, отложенные для использования в течение года в церквях или для религиозных целей. Именно поэтому этот день уже около 1000 лет известен как Сретение – Освящение свечей (Candlemas и под аналогичными названиями в других языках).
Эти обряды совершались в честь Очищения Девы Марии (то есть в память о том дне, когда она после рождения Иисуса отправилась в Иерусалимский храм, чтобы представить его и восстановить ритуальную чистоту). Они сопровождаются многими фольклорными обычаями языческого происхождения, как, например, День сурка, хотя последний всегда оставался чисто светским сезонным праздником.
Считаясь временно нечистыми после родов, еврейские женщины в течение 40 дней после рождения ребёнка не могли входить в освящённое помещение. В соответствии с этим религиозным законом, а также с законом, требующим конкретного признания того, что любой первенец принадлежит Богу, Мария вместе со своим мужем Иосифом отправилась в Иерусалимский храм, чтобы ввести младенца Иисуса в общину Божьего народа, принеся в жертву двух голубей.
В этом событии, повторяющемся в православном благословении младенцев в возрасте 40 дней и более широко отмечаемом как ежегодный литургический праздник через 40 дней после Рождества Христова, христианская церковь видит избранный народ, представленный в храме старцем Симеоном и пророчицей Анной, которые оба признали младенца Иисуса мессией, которого они ждали всю свою жизнь. Поэтому в англиканской церкви этот день давно известен как Сретение Христа в храме, а у католиков – после литургических реформ 1969 года. Ту же идею передают и более лаконичные названия этого праздника в Восточной церкви: «Сретение Господа нашего» (Анны и Симеона, то есть), называемое по-гречески Гипапанти, а по-церковнославянски – Сретенье.
Хвалебная песнь писца Симеона для этого дня свершения, известная по латинскому переводу Евангелия от Луки как Nunc Dimittis, даёт много материала для литургических текстов этого дня, а также является частью как католической мессы, так и православной божественной литургии. В ней говорится: “Теперь, господин, ты можешь отпустить раба твоего с миром, как ты обещал, потому что глаза мои видели спасение, которое ты приготовил для всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа твоего Израиля”.
Этот свет открывается, когда законодатель добровольно подчиняется закону, подобно тому, как он добровольно опускает себя, принимая крещение от Иоанна в Иордане, что отмечается в Богоявление как «праздник света» 6 января Восточной церковью. Но верующие также считают, что божественный свет фактически начал сиять в мире, когда Бог воплотился в смиренной человеческой форме через Рождество Иисуса Христа.
Следуя этой общей теме самоотвержения (по-гречески это называется кенозис) Слова Божьего, череда празднований Рождества Христова, начавшаяся четырёхнедельным периодом Адвента на Западе и 40-дневным коротким постом перед Рождеством на Востоке, завершается праздником Сретения Господня 2 февраля, через 40 дней после Рождества. Именно поэтому греческая поговорка гласит: «Ипапанти прогоняет все праздники дистафом», так как праздники заканчиваются и возобновляется более регулярный рабочий график до пасхального цикла.
Поскольку празднование Рождества Христова началось как часть Богоявления 6 января, именно 14 февраля Сретение Господне, как 40-й день после Богоявления (Quadragesima de Epiphania), первоначально праздновалось «с величайшей радостью, как на Пасху», к тому времени, когда Эгерия (ранее известная как Этерия), паломница из Галлии в Святую землю, дала нам первое историческое упоминание об этом в своём путевом дневнике в 386 году – самом раннем из сохранившихся прозаических текстов женщины на Западе. Праздник был перенесён на 2 февраля в 542 году, когда император Юстиниан I установил его по всей Римской империи. Однако на её восточной границе в восточной православной армянской церкви 14 февраля сохранилось как дата этого праздника.
На Западе, где он долгое время был скорее марианским праздником (или праздником Богородицы), чем праздником Господа, Candlemas перенял некоторые устоявшиеся обряды плодородия. Этим объясняется большое количество фольклора, окружающего этот праздник.
Само название месяца февраля связано с сезонным очищением в Древнем Риме, которое сопровождалось обрядами, призванными успокоить духов умерших в конце зимы, а также принести весеннее плодородие. Вероятно, не случайно тот же североафриканский папа Геласий I, который в конце V века учредил этот христианский праздник на Западе, в то же время предпринял шаги, чтобы запретить римскому народу продолжать отмечать Луперкалии 15 февраля. Призывая использовать полоски из козьей кожи, называемые februa, чтобы рассеять зло и вызвать плодородие у женщин, этот языческий праздник очищения не мог быть лучше противопоставлен или даже превзойдён, чем христианский праздник, посвящённый восстановленной чистоте чудесным образом плодовитой девственной матери. Римская церковь начала называть этот праздник Сретением Девы Марии в восьмом веке, а после того, как в конце девятого века было введено благословение свечей, в одиннадцатом веке он стал «Candlemas».
Собственно процессия со свечами, по-видимому, была впервые предложена римской матроной Икалией в середине пятого века, когда верующие держали свечи во время праздничных служб в Иерусалиме. Свечи уже были заметны на древнеримском празднике мёртвых, февральских Паренталиях, и даже использовались, чтобы вызвать в памяти мёртвых, на римских шествиях в масленичный вторник в эпоху Возрождения. Но вместо этого 2 февраля в честь Девы Марии стали проводиться шествия со свечами, которые сопровождали церковный праздник в эту дату по мере его распространения в других европейских странах, от Испании до Британии, в основном на рубеже второго тысячелетия.
После Реформации протестантские пасторы во многих из этих стран часто пытались подавить эти процессии, так же как они пытались запретить зажигание большой свечи, чтобы она горела в течение части ночи, но это обычай Candlemas все ещё соблюдается в некоторых английских домах.
Протестантские конфессии возражали против суеверного использования света свечей для отпугивания злых духов, и, когда король Генрих VIII все же разрешил проведение праздника в своём британском королевстве, это было сделано с пониманием того, что его цель не в этом, а в том, что этот обычай символизирует лишь провозглашение Христа светом мира.К середине XVIII века празднование Candlemas практически исчезло в протестантских странах. Католические верующие, которые продолжали участвовать в процессиях, часто надевали чёрные или пурпурные одежды в знак покаяния перед очищением, а дети просили денег, распевая сезонные мелодии по пути к кульминации дня – официальному благословению, которое очищало свечи, чтобы сделать их пригодными для использования в церкви (и, кстати, дома, чтобы воск и свет свечей рассеивали зло).
Во Франции Свеча остаётся – если не сказать больше – днём, когда едят блины, будь то в церковных залах или дома. К блинчикам обычно подают яблочный сидр из Нормандии или Бретани. Считается, что переворачивание тонких блинчиков на сковороде с кусочком золота (например, кольцом) в руке приносит удачу. В прошлом его могли закатывать в первый блин, который переворачивали, и несли в процессии, чтобы положить на верх шкафа старшего в семье, откуда из остатков его блина доставали прошлогодний золотой кусочек и отдавали первому попавшемуся бедняку. Среди акадийцев канадской провинции Остров Принца Эдуарда даже существовал сбор средств для бедных прихода.
Во франко-канадской сельской местности Candlemas также отмечался в конце праздничного сезона (Temps des fêtes) после Рождества, когда люди ходили друг к другу в гости на семейные праздники. Поэтому остатки яиц и молочных продуктов шли на приготовление большого количества блинов в этот радостный день проводов зимних праздников, предвосхищая Марди Гра. Вообще говоря, во французском фольклоре на Кандлемас остатки урожая пшеницы предыдущего года полностью используются в блинах или, как вариант, в пончиках, чтобы обеспечить обильный и здоровый урожай в следующем году, символически завершая цикл солнца, что также представлено золотистым цветом и круглой формой блюд.
В Испании, однако, во многих регионах существует традиция семейного барбекю в день Крещения; в Мексике именно тот, кто нашёл бобы или младенца Иисуса в своей доле Богоявленского пирога, должен организовать и оплатить праздник Крещения, в центре которого будет тамалес – ещё один вид крепа. Также подчёркивая связь между концом старого и началом нового года, в североевропейском фольклоре считалось, что если не убрать все рождественские украшения к Кандлемасу, то это принесёт несчастье.
Из-за связи праздника с младенцем Иисусом в 1992 году он был выбран Всемирным днём православной молодёжи. Несомненно, из-за параллели между ранними этапами жизни Христа, человеческой жизни и самого годового цикла, в Шотландии долгое время существовал обычай, согласно которому дети из маленьких городков дарили подарки своим учителям на Рождество.
Как и в случае с другими сезонными обрядами социальной инверсии от Дня Святого Николая до Богоявления в других странах Европы, после этого устраивался небольшой праздник, на котором избирался король Свечей, а иногда и королева. На каждую из шести недель своего правления король Кандлемаса имел право требовать послеобеденных игр или перемены для своих одноклассников и обладал королевской прерогативой отменять наказания по своему усмотрению.
В этот же шестинедельный период, который длился до Дня святого Патрика 17 марта, ирландцы внимательно следили за небом в поисках указаний на будущую погоду, так же как они наблюдали за поведением ежей в день святой Бриджит с той же целью.
Хотя в некоторых славянских православных церквях совершается служба благословения свечей, которые верующие могут взять домой, в Греции праздник Сретения Господня называется не «Свечи», а «Милиаргуса» – «Праздник мельника». Это связано с тем, что в этот день ветряные мельницы не работают.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?