Стамбул – храмы и мечети читать ~5 мин.
Стамбул – это турецкое название Константинополя, бывшей столицы Византийской империи, которая пала перед мусульманами в 1453 году. Он остаётся центром восточного православия, в городе сохранилось множество церквей, но их значительно больше, чем мечетей, некоторые из которых находятся в бывших церквях или на них.
Город стал столицей Османской империи, отсюда управлялась огромная территория, а его правитель был официальным халифом суннитского исламского мира. В городе работали замечательные архитекторы, такие как Синан, и было построено необычайное количество и разнообразие прекрасных мечетей, некоторые из которых были монументального масштаба. В городе также существует несколько синагог для немногочисленного местного еврейского населения.
Константинополь был значительным христианским городом, столицей Восточной Римской империи при Константине I и последующих императорах, а также местом проведения трёх церковных соборов по урегулированию вероучения в 381, 553 и в 680-681 годах. Кадыкёй (Халкидон) был местом проведения собора в 451 году и сегодня находится в районе Стамбула.
Около 500 церквей существовало в городе в средние века, когда он был византийской столицей, некоторые из них были превращены в мечети после мусульманского завоевания. Однако многие из них сохранились, и сегодня в городе есть византийские, греческие православные, армянские, сирийские православные, католические и протестантские церкви. Самое важное, что в городе находится Вселенский патриархат, духовный центр православной церкви.
В старом городе наиболее известны такие церкви, как Святая София (ныне мечеть), Святая Эйрена и церковь Святых Сергия и Вакха (Кючук Айя Софья), мечеть Розы (церковь Феодосия), а у Золотого Рога – церковь Сурп Хрескдагабет и мечеть Зейрек (церковь монастыря Пантократор). За Золотым Рогом находится Крымская англиканская мемориальная церковь (церковь Христа), а вдоль улицы O stiklal Caddesi – сирийская православная церковь Кадим Девы Марии.
Дальше на север находятся церковь Асдвадзадзин в Бешк икташ, церковь Фокас в Ортакёй и армянская церковь Сурп Хач в Курукеск ме. На азиатской стороне города находятся церковь Нигогб айос в Бейкозе, церкви Евфемия и Такавор в Кадыкёе. Даже на Принцевых островах есть церкви. Строительство церквей в Стамбуле не прекратилось после мусульманского завоевания Фатиха султаном Мехметом II. Многие из церквей Сисли и азиатской части города датируются периодом после 16 века. Как и все здания Стамбула, его церкви часто страдали от землетрясений и пожаров. Периодические военные действия между мусульманским большинством и христианскими меньшинствами в 20 веке часто приводили к нападениям на церкви и изгнанию христиан.
В Стамбуле есть несколько синагог, начиная от Неве-Шалом, построенной совсем недавно и украшенной великолепной люстрой, и заканчивая другими синагогами, построенными для отдельных еврейских общин, причём некоторые, такие как Ахрида, довольно старые. Недавние террористические атаки на стамбульские синагоги ограничили доступ к ним.
В рассказах о Стамбуле неизменно упоминается его мультикультурный статус, но на самом деле сегодня город в подавляющем большинстве мусульманский, а в 20 веке волны гонений на христианские, в частности греческие и армянские, общины значительно сократили численность немусульман в Стамбуле. Тем не менее, многие здания сохранились, так что в архитектурном плане здесь, безусловно, есть некоторое религиозное разнообразие.
В результате захвата Византийской империи в Стамбуле было построено огромное количество мечетей и медресе, а Османская империя пользовалась услугами блестящего архитектора Синана, который несёт ответственность за некоторые из самых замечательных сооружений, включая Селимие, Сулеймание, Рустем Паска и многие другие, которые часто включают в себя не только мечети, но и сопутствующие здания, такие как больницы, гробницы, школы, бытовые помещения и т.д. Все они используют мастерство Синана в сочетании простоты форм и орнамента в том, что часто оказывается огромными сооружениями.
Начиная с XVI века строительство мечетей в Стамбуле продолжало процветать, при этом наблюдалось значительное разнообразие стилей. Быстрое расширение города в пригороды и сельскую местность, а также растущая религиозность Турции привели к устойчивой программе строительства исламских сооружений по всему городу.
Одна из самых впечатляющих мечетей – мечеть Султана Ахмета в центре города, с шестью необычно тонкими минаретами, а не двумя или четырьмя; её иногда называют Голубой мечетью из-за синей плитки на её внешней стороне. Немного в стороне от города находится первая мечеть, построенная после взятия города, мечеть Эйюпа, знаменосца пророка Мухаммеда, который, как предполагается, погиб на этом месте во время штурма города.
Мечеть Фатих посвящена Фатиху Султану Мехмету, завоевателю Стамбула, и является местом его мавзолея, в ней также расположены больница, библиотека, школа, бани, и она занимает значительную площадь. Как и несколько мечетей в Стамбуле, она построена на остатках церкви. Мечеть Беязит также состоит из целого ряда зданий наряду с самой мечетью, но не обладает такой целостностью, как комплекс мечети Фатих.
Мечеть Ени Ками, или новая мечеть, построенная в 17 веке, находится в Эминону и имеет очень впечатляющий изразцовый интерьер, а мечеть Ортакой, построенная в 19 веке, выполнена в стиле барокко и имеет тщательно продуманные интерьеры.
Ещё одна мечеть в стиле барокко – Долмабахче, расположенная в одноимённом дворце. Она содержит широкий спектр стилей и была спроектирована, как и многие другие большие мечети, чтобы произвести впечатление. Здесь королевская семья могла молиться и принимать гостей, а драматическое положение на Босфоре делает это здание очень театральным. Одна из самых меланхоличных мечетей – мечеть Зейрек.
В XII веке она называлась Пантократор, представляла собой комплекс из трёх церквей, в которых была похоронена королевская семья, а после османского завоевания в 1453 году здания стали сначала медресе, а затем мечетью. Оно находится в плохом состоянии и выдвигает на первый план вопрос о том, как отреставрировать так много старых и разрушающихся религиозных зданий.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Собор Святой Софии в Стамбуле (мечеть Айя-София)
- «Стамбульский бастард» Элиф Шафак, краткое содержание
- Полиция Стамбула вернула похищенную картину Пабло Пикассо
- Театральный фестиваль с лучшими российскими мюзиклами в Новосибирске
- Выставка астраханского живописца Алексея Мухачёва в галерее «Цейхгауз»
- В Ставрополе фестиваль короткометражного кино подвёл итоги
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?