Старообрядцы читать ~4 мин.
Старообрядчество (или старообрядцы) возникло в результате напряжённых споров в Русской православной церкви в середине XVII века. На протяжении столетий в Русской Церкви вводились различные практики, отличающиеся от православных Средиземноморского бассейна, особенно в тех церквях, которые находились в юрисдикции Вселенского Константинопольского патриархата.
Вскоре после вступления в должность в 1652 году новый патриарх Никон приступил к пересмотру обрядовых книг, используемых в церкви, которые с годами испортились, и привёл их в соответствие с греческими. Например, казалось бы, незначительная практика – русские совершали крестное знамение двумя пальцами, а не тремя, как это было принято в большинстве православных церквей. Первые реформы Никон провёл почти сразу и продолжил их в ходе работы нескольких синодов в 1654 и 1655 годах. В 1655 году он начал публиковать пересмотренные книги литургии.
Синод в 1666 году постановил отлучать от церкви всех, кто продолжает придерживаться старых обрядов и использовать старые книги. Каждое изменение приводило к усилению оппозиции, причём большинство радикальных групп считали, что нововведения Никона означают начало правления антихриста. Казнь протоиерея Аввакума Петрова в 1682 году стала точкой сплочения для тех, кто выступал против Никона и постепенно стал называться старообрядцами, то есть теми, кто следовал обрядам и практикам в том виде, в котором они существовали до его прихода. Сочувствующие старообрядцам могли составлять до 10% населения. Поскольку царь Алексей Михайлович поддержал реформы Никона, они оказались под властью правительства. Многие были заключены в тюрьму, некоторые казнены, другие сосланы. Многие бежали из царских земель.
Со временем старообрядцы разделились на дюжину известных групп, хотя большинство придерживалось одной из двух основных: поповцы («со священниками») и беспоповцы («без священников»). Будучи верными традиции, старообрядцы столкнулись с серьёзной проблемой, поскольку ни один православный епископ не присоединился к их делу. Без епископа они потеряли апостольскую преемственность и епископальную власть рукополагать священников. Поповцы приняли священников, покинув Русскую православную церковь; беспоповцы приспособились к жизни без священников и таинств. Поповцы нашли друга в 1847 году в лице бывшего православного митрополита Амвросия Сараевского (Босния), который посвятил двух епископов, тем самым обеспечив создание епископальной иерархии.
В XVIII и XIX веках гражданские права старообрядцев оставались строго ограниченными, с отдельными периодами либерализации, как, например, при Екатерине II, когда им было разрешено вернуться из-за границы и даны льготы для создания предприятий в развивающихся промышленных районах России. Это породило феномен старообрядческого предпринимательства, которое внесло огромный вклад в трансформацию российской экономики в XIX веке, а их семьи, такие как Морозовы, Рябушинские, Коноваловы, составили экономическую элиту страны.
Наконец, в 1905 году царь Николай II издал Указ о веротерпимости, который значительно расширил свободу вероисповедания старообрядцев, но сохранил запрет на их поступление на государственную службу. В советские годы к тем, кто остался в Советской России, большевистское правительство сначала относилось благосклонно, как к тем, кого угнетал царский режим, однако с конца 1920-х годов они стали подвергаться таким же преследованиям со стороны атеистического правительства, как и все остальные верующие. В 1971 году Русская православная церковь и некоторые группы старообрядцев сняли взаимные анафемы, наложенные ранее, что отражало как ощущение общей судьбы при советском режиме, так и намерение правительства объединить русские православные группы, чтобы сделать их более управляемыми.
Ещё в 2000 году патриарх Алексий II, тогдашний глава Русской православной церкви, предпринял заметные шаги по возвращению старообрядцев в церковь и признал ошибку прошлых преследований и ограничений. По оценкам, в России насчитывается от 2 до 2,5 миллионов старообрядцев. Штаб-квартира крупнейшей священнической группы старообрядцев, Белая Криницкая Церковь, находится на Украине, основанной в то время, когда главный город находился на территории Австрии.
После окончания коммунистического периода русскую церковь возглавил митрополит Московский и всея Руси Алимпий, избранный в 1988 году. При нём была открыта семинария в Москве (1996), а митрополит Амвросий был канонизирован как святой (1997). С 2005 года главой церкви является митрополит Корнилий (Титов). Церковь «Белая Криница» солидаризируется со старообрядческими православными Румынии, которых возглавляет митрополит Браила (Румыния) Леонтий. Вторую российскую группу поповцев возглавляет архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Аристарх. Он проживает в Новозыбкове и имеет ассоциированных епископов в нескольких русских общинах, а также в Грузии и Беларуси.
Несколько беспоповцев переселились в Литву в конце XVII века. Первая община была основана в Аниксяйском крае в 1709 году, а в 1728 году был открыт монастырь в Игналинском крае. В 1930-х годах можно было найти около 53 общин старообрядцев, в которых проживало около 34 000 человек. Сегодня они составляют примерно 1,43% населения. Руководство осуществляется Высшим советом старообрядцев. Аналогичные группы в соседних странах организованы в Союз старообрядческих общин Латвии и Союз старообрядческих приходов Эстонии. Возрождению старообрядчества в постсоветской Эстонии помогает Общество старообрядческой культуры и развития.
Старообрядцы также перебрались на Запад. Епископ Софроний (избранный в 1996 году) возглавляет старообрядцев в США, Канаде и Австралии из своей резиденции в Жерве, штат Орегон. Около 10 000 членов проживают в Орегоне, есть небольшая община на Аляске. В Канаде около 500 человек, а в трёх странах число верующих превышает 10 000 человек.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?