Старообрядцы читать ~4 мин.
Старообрядчество возникло в результате церковного раскола в Русской православной церкви в середине XVII века. За столетия в Русской церкви накопились обрядовые отличия от греческой православной традиции, особенно от церквей, находившихся в юрисдикции Вселенского Константинопольского патриархата.
Вскоре после вступления в должность в 1652 году патриарх Никон приступил к пересмотру богослужебных книг, в которых со временем накопились ошибки, и начал приводить их в соответствие с греческими образцами. Одним из самых заметных изменений стало требование совершать крестное знамение тремя перстами вместо двух, как было принято на Руси. Первые реформы Никон провёл почти сразу, продолжив их решениями соборов 1654 и 1655 годов. В 1655 году он начал публиковать исправленные богослужебные книги.
Большой Московский собор 1666–1667 годов постановил отлучать от церкви всех, кто продолжал придерживаться старых обрядов и использовать старые книги. Каждое изменение усиливало оппозицию; многие радикальные группы считали, что нововведения Никона означают начало правления антихриста. Казнь протопопа Аввакума Петрова в 1682 году стала точкой сплочения для противников реформ. Постепенно их стали называть старообрядцами — приверженцами дониконовских обрядов.
Поскольку царь Алексей Михайлович поддержал реформы, старообрядцы подверглись преследованиям со стороны государства. Многие были заключены в тюрьму, некоторые казнены, другие сосланы. Значительное число старообрядцев бежало за пределы Русского царства. По разным оценкам, их сторонники могли составлять до 10% населения страны.
Со временем старообрядцы разделились на множество согласий и толков, но большинство примкнуло к двум основным течениям: поповцам (признающим священство) и беспоповцам (отрицающим его). Старообрядцы столкнулись с проблемой, так как ни один епископ не присоединился к расколу. Без епископа они лишились апостольской преемственности и возможности рукополагать новых священников. Беспоповцы приспособились к жизни без священников и большинства таинств, а поповцы стали принимать священников, переходивших из господствующей церкви.
Поповцы обрели полноценную трёхчинную иерархию в 1846 году, когда к ним присоединился бывший боснийский митрополит Амвросий (Паппа-Георгополи). В монастыре Белая Криница на территории Австрийской империи он единолично рукоположил двух епископов, восстановив таким образом епископат.
В XVIII и XIX веках гражданские права старообрядцев оставались ограниченными. Бывали и периоды либерализации, например, при Екатерине II. Императрица разрешила старообрядцам вернуться из-за границы и предоставила льготы для ведения бизнеса в развивающихся промышленных районах. Это способствовало возникновению старообрядческого предпринимательства, которое внесло огромный вклад в экономику России XIX века. Семьи Морозовых, Рябушинских, Коноваловых и другие составили экономическую элиту страны.
В 1905 году император Николай II издал Указ об укреплении начал веротерпимости, который значительно расширил свободу вероисповедания для старообрядцев, но сохранил для них запрет на поступление на государственную службу. В советские годы большевистское правительство сначала относилось к ним благосклонно как к жертвам царского режима. Однако с конца 1920-х годов старообрядцы подверглись таким же преследованиям, как и другие верующие.
В 1971 году Поместный собор Русской православной церкви отменил анафемы, наложенные на старые обряды. Это решение отражало как ощущение общей судьбы верующих при советском режиме, так и стремление властей к большему контролю над религиозными группами. В 2000 году патриарх Алексий II предпринял шаги по примирению со старообрядцами, признав ошибочность прошлых преследований.
Крупнейшее поповское согласие — Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ), также известная как Белокриницкая иерархия. Её иерархия была восстановлена в 1846 году в селе Белая Криница, находившемся тогда на территории Австрийской империи (ныне — Украина). Сегодня духовный центр РПСЦ располагается в Москве на Рогожском кладбище. По оценкам, в России насчитывается от 2 до 2,5 миллионов старообрядцев.
С 1986 по 2003 год РПСЦ возглавлял митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев). При нём в Москве было возобновлено духовное училище (1995), а митрополит Амвросий был канонизирован (1996). С 2005 года предстоятелем церкви является митрополит Корнилий (Титов). РПСЦ находится в единстве со старообрядцами Румынии, которых возглавляет митрополит Белокриницкий Леонтий, чья кафедра находится в Браиле.
Другое крупное поповское согласие — Русская Древлеправославная церковь (РДЦ) с центром в Новозыбкове. С 2003 года её возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин). Общины РДЦ существуют в России, Грузии, Беларуси и других странах.
Многие беспоповцы переселились в Литву ещё в конце XVII века. В 1930-х годах в стране насчитывалось около 53 общин, объединявших примерно 34 000 верующих. Сегодня старообрядцы составляют в Литве заметное религиозное меньшинство. Их деятельностью руководит Высший совет Древлеправославной поморской церкви Литвы. Аналогичные объединения существуют в соседних странах: Союз старообрядческих общин Латвии и Союз старообрядческих приходов Эстонии.
Общины старообрядцев существуют и на Западе. В США, Канаде и Австралии их возглавляет епископ Софроний (избран в 1996 году), чья резиденция находится в Жерве, штат Орегон. Только в Орегоне проживает около 10 000 старообрядцев. Также существуют общины на Аляске, в Канаде и других регионах.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?