Святая Елена читать ~4 мин.
Святая Елена была женой римского императора Констанция I Хлора и матерью римского императора Константина I. Она играла важную роль при императорском дворе, оставаясь доверенным советником на протяжении всего правления своего сына. Она также значительно способствовала развитию христианства, одарив множество церквей и совершив путешествие в Святую землю, где, по преданию, обнаружила Истинный Крест.
Ее пример вдохновил христиан по всей Римской империи на подобные паломничества. Елена также сыграла небольшую роль в возрождении арианства после Никейского собора в 325 году н.э. Елена родилась в Дрепаноне, Вифиния в Малой Азии, ок. 248 Г. Н.Э. Возможно, еврейка по происхождению, она была скромного происхождения. Считается, что её отец был трактирщиком, и именно в его трактире она познакомилась с Констанцием. Елена стала его женой или наложницей и родила Константина примерно после 280 года. Констанций развёлся с Еленой в 289 году, чтобы жениться на дочери Максимиана и тем самым закрепить политический союз.
Когда Константин стал цезарем, он пригласил свою мать в Трир на территории современной Германии, где она, вероятно, жила с 306 по 313 год. Константин склонил её к принятию христианства в 313 году, через год после победы в битве на Мильвийском мосту. Примерно в это время Константин и император Восточной Римской империи Лициний издали Миланский эдикт (313), который узаконил христианство в Римской империи.
Елена оказывала значительное влияние на Константина, как и его жена Фауста. Хотя отношения императора с другими членами его семьи менялись со временем, Елена была постоянным советчиком и доверенным лицом Константина на протяжении всей его жизни. В её честь Константин переименовал место её рождения в Еленополис и назвал провинцию Еленопонтом. И она, и Фауста получили почётный титул «августа» (почитаемая) около 325 года. После казни сына Константина Криспа Цезаря в 326 году, она, возможно, начала работать против Фаусты и, возможно, сыграла роль в её убийстве в том же году.
В 326 году Елена отправилась в путешествие в Святую землю. Согласно некоторым традициям, целью её поездки было искупить вину Константина за казнь Криспа. Эта поездка положила начало традиции паломничества в Святую землю. Она обнаружила, что многие святые места в Иерусалиме заняты языческими храмами. Либо по своему желанию, либо по инициативе Константина, она приказала построить церкви по всей Святой земле. Она заказала церковь Гроба Господня, церковь на Елеонской горе (место Вознесения), церковь в Вифлееме над пещерой Рождества Христова и церковь у дуба Мамре в Хевроне.
Сообщается, что во время раскопок и строительства этих мест Елена обнаружила Истинный Крест (крест, на котором был распят Иисус). Ее открытие стало известным ко времени святого Амвросия в четвёртом веке, но её современник, церковный историк Евсевий Кесарийский, не упоминает об этом открытии.
Поездка Елены в Святую землю также способствовала возрождению арианства. Похоже, что она была склонна к арианству, восхищаясь Лукианом Антиохийским, учителем Ария и Евсевия Никомидийского. При Константине ересь была подавлена, особенно после Никейского собора 325 года. Однако, начиная с 328 года, Константин изменил свои взгляды на арианство. Изгнанные арианские епископы Евсевий и Феогнис были восстановлены на своих постах в Никомидии и Никее. Императорская семья, возможно, сыграла значительную роль в изменении взглядов императора.
Констанция, дочь Константина, жила в Никомидии и была доверенным лицом Евсевия. Поездка Елены в Святую землю свела её в Палестине с Евсевием Кесарийским, сторонником арианства. Вероятно, она выступала от его имени при дворе, когда отчитывалась о своей поездке в Константинополе.
Елена умерла около 330 года в Никомидии. Она была похоронена в мавзолее на улице Лабикана в Риме. Непосредственным наследием Елены стало продвижение христианства в Римской империи. Ее щедрые пожертвования и паломничество вдохновили богатых римлян подражать царской семье, поддерживая христианские церкви и совершая собственные паломничества, и эта традиция сохраняется до сих пор. Культ вокруг неё начал развиваться в восьмом веке, когда византийскую правительницу Ирину и её сына, императора Константина VI, стали сравнивать с Еленой и её сыном. Она является святой покровительницей красильщиков, прядильщиков и гвоздильщиков.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?