Святое копьё читать ~4 мин.
Святое копье, реликвия, найденная в Антиохии 14 июня 1098 года, была отождествлена многими участниками Первого крестового похода с оружием, пронзившим бок Христа во время распятия.
По словам очевидца-летописца Раймона Агилерского, через неделю после взятия Антиохии у турок 3 июня 1098 года провансальский крестьянин по имени Петр Варфоломей обратился к епископу Адемару из Ле-Пюи и Раймону IV (Раймону Сен-Жильскому), утверждая, что в течение предыдущих месяцев он получил ряд видений от святого Андрея. В одном из этих видений Андрей открыл ему место, где в церкви Святого Петра в Антиохии было спрятано копье, пронзившее бок Христа.
После пяти дней поста и покаяния, утром 14 июня 1098 года 12 человек (включая Раймонда Агилерского) отправились в сопровождении Варфоломея в церковь и начали раскопки в поисках реликвии. Вечером копьё было найдено самим Варфоломеем. Раймонд Агильский и анонимная «Gesta Francorum» сообщают, что обнаружение Святого копья было встречено с большим энтузиазмом крестоносцами, которые в тот момент сами были осаждены в Антиохии турецкими войсками.
Эти же источники, а также письмо, отправленное лидерами крестового похода папе Урбану II 11 сентября 1098 года, сообщают, что копье было пущено в ход, когда крестоносцы сняли осаду Антиохии 28 июня 1098 года. Из этих рассказов следует, что крестоносцы приписывали свой успех в этой битве вдохновению и божественной защите, которую давала святая реликвия.
Однако в последующие месяцы, пока раздоры среди лидеров крестового похода задерживали отход армии в Иерусалим, подлинность копья была поставлена под сомнение, особенно нормандскими последователями Боэмонда I, будущего князя Антиохийского княжества. Кроме претензий на владычество над недавно завоёванным городом, Боэмонд соперничал за власть над армией крестового похода с Раймондом Сен-Жильским, хранителем копья, и его южнофранцузскими сторонниками.
Ситуация обострилась, когда некоторые дворяне и менее привилегированные элементы армии обратились к графу Раймону с просьбой вести их в Иерусалим или отдать копье тем, кто готов продолжить поход. Раймонд согласился и в начале января 1099 года повёл значительную часть крестоносцев в сторону Иерусалима. Тем не менее, фракция во главе с Арнульфом из Чока, капелланом Роберта, герцога Нормандии, продолжала сомневаться в легитимности реликвии.
Эта ситуация побудила Петра Варфоломея пойти на испытание, чтобы доказать подлинность копья. 8 апреля 1099 года Бартоломью рискнул пройти испытание огнём, неся при этом копье. Раймонд Агильский сообщает, что Варфоломей благополучно прошёл между двумя кучами горящих дров, но был смертельно растерзан толпой, встретившей его на другой стороне. Независимо от точных обстоятельств, Варфоломей умер 20 апреля 1099 года.
Хотя такой поворот событий не уменьшил энтузиазма Раймонда Агилерского по поводу копья, он явно способствовал тому, что реликвия получила противоречивый статус среди современных историков крестовых походов. Фульчер из Шартра, который был в Эдессе, когда копье было обнаружено, выразил скептическое отношение к его подлинности и написал, что смерть Варфоломея была явным признаком его двуличия в этом вопросе, добавив, что исход испытания сильно разочаровал большинство сторонников реликвии.
Написав около 1115 года в похвалу недавно умершему нормандскому крестоносцу Танкреду, летописец Радуф из Кана осудил Раймонда Сен-Жильского и Варфоломея за их выдумку о якобы святой реликвии. Радуф утверждает, что смерть Варфоломея была явным доказательством фальшивости копья.
Последующие поколения историков крестовых походов, включая Альберта Ахенского, Гиберта Ногентского и Вильгельма Тирского, пишут с менее полемических позиций, представляя находку копья как момент огромной важности в ходе Первого крестового похода, но также признавая противоречия, окружавшие реликвию и испытания её первооткрывателя.
Вопрос о подлинности Святого копья осложнялся ещё и тем, что существовали известные конкуренты, включая копье, хранившееся в Константинополе с VII века, и копье, которым владели императоры Священной Римской империи с X века.
Конечная судьба копья, найденного в Антиохии, неясна. Раймонд Агильский пишет, что оно было взято с собой в бой, когда крестоносцы шли на удерживаемый фатимидами город Аскалон в августе 1099 года, а Фульчер Шартрский отмечает, что Раймонд Сен-Жильский долго хранил реликвию после разочаровывающего испытания Варфоломея. Согласно вторичным источникам, граф Раймонд мог подарить копье византийскому императору Алексию I Комнину, а мог и потерять его во время участия в злополучном крестовом походе 1101 года. Если копье, найденное крестоносцами, действительно попало в Константинополь, то это могло быть то самое копье, которое в 1241 году купил король Франции Людовик IX у Балдуина II Багрянородного, латинского императора Константинополя.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?