Святой Иосиф читать ~4 мин.
Подробное описание жизни святого Иосифа, мужа Марии и земного родителя Иисуса, представлялось проблематичным в первые 12 веков западного христианства. Скудные упоминания о нём в Евангелиях в сочетании с теологическими дилеммами, вызванными его браком с Марией, отводили ему маргинальное положение в религиозных писаниях и ритуалах. Однако по мере укрепления христианской доктрины богословы создали для Иосифа образ святого, основанный на его целомудрии, защите Марии и Иисуса и нежном воспитании Иисуса.
К XVI веку почитание Иосифа стало повсеместным, а в 1870 году он был объявлен покровителем Вселенской католической церкви. Евангелия от Матфея и Луки прослеживают родословную Иисуса через Иосифа до царя Давида и повествуют об обручении Иосифа с Марией, его горе, когда он узнает о её добрачной беременности, о получении им ангельского руководства и о его руководстве путешествиями Святого семейства в Вифлеем и Египет.
Оба Евангелия описывают зачатие Иисуса от Святого Духа, однако упоминание Лукой Иосифа как отца Иисуса создаёт неопределённость относительно роли Иосифа. Отсутствие упоминаний об Иосифе в канонических Евангелиях, повествующих о последующей жизни Иисуса, обычно интерпретируется как то, что он умер до начала служения Иисуса. Апокрифические тексты, такие как Евангелие от Иакова второго века и Псевдо-Матфей, датируемый, возможно, пятым веком, оспаривают канонические повествования, изображая Иосифа пожилым вдовцом, а не девственником, и ограничивают его образ святости, изображая его как неумелого отца.
Раннехристианские и средневековые авторы сосредоточились на значении генеалогии Иосифа, характере его отношений с Марией, его роли или её отсутствии в качестве родителя Иисуса, а также его добродетелях. Самым обсуждаемым вопросом об Иосифе был вопрос о том, был ли его брак с Марией подлинным, учитывая предположение в Евангелиях о том, что она была девственницей. Богословы двенадцатого и тринадцатого веков, такие как Хью из Сен-Виктор и святой Фома Аквинский, полностью развили положение о том, что девственный брак может быть настоящим браком.
Утверждая доброту половой чистоты Иосифа и его нерасторгнутого брака, они подготовили почву для растущего интереса к Иосифу как к святому. Однако восприятие святости Иосифа среди мирян было ограничено тенденцией в искусстве и в народных пьесах и поэзии изображать его как старого, некомпетентного рогоносца, который был всего лишь слугой своей жены и её сына.
Писатели после XII века способствовали росту авторитета Иосифа, отстаивая его статус родителя Иисуса. Некоторые раннехристианские авторы, такие как Ориген и Августин, положительно отзывались о заслугах Иосифа перед Марией и Иисусом и утверждали статус Иосифа как небиологического родителя Иисуса, но при этом не приводили никаких подробностей о его родительской роли.
Бенедиктинец XII века Руперт из Дойца и несколько францисканских писателей XIII-XV веков первыми подробно описали отцовство Иосифа, что в значительной степени способствовало расцвету его культа. Сосредоточившись на защите, которую, по их мнению, Иосиф обеспечивал Иисусу и Марии во время их путешествий, и на мужском авторитете, который, по их мнению, он должен был иметь над своей супругой, они добавили новую идею о том, что Иосиф должен был относиться к младенцу Иисусу с большой нежностью и с радостью воспитывать его.
Влиятельный проповедник Бернардино из Сиены вслед за Питером Джоном Оливи и другими ранними францисканцами представил Иосифа настолько совершенным в своём отношении к Иисусу и Марии, что он должен быть избранным заступником для христиан, которые молились им, и образцом для женатых мужчин и отцов. Несколько сервитов и доминиканских писателей XIV века также восхваляли Иосифа.
В 1479 году Иосиф вошёл в церковную литургию со своим собственным праздником (19 марта). К началу 16 века новое поколение францисканских писателей написало проповеди об Иосифе или агиографические свидетельства о его возвышенной святости, которую они почти приравнивали к святости Иисуса и Марии. Реликвии, такие как обручальное кольцо и чулки, привлекали паломников. К середине 1500-х годов миряне под влиянием францисканцев и кармелитов основали религиозные общества во имя Иосифа, посвятили церкви в его честь и начали чаще использовать его имя в качестве христианского крестильного имени, которое было почти неизвестно до 1500 года.
В начале современных веков по всему миру распространилось почитание Иосифа. Он является покровителем хорошей смерти, а также семей, девственниц и работников.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?