Святой Павел читать ~5 мин.
Святой Павел — христианский апостол, известный своей миссионерской деятельностью по распространению христианства в языческом мире Средиземноморья. Он считается ключевой фигурой в превращении раннего христианства — изначально одного из течений в иудаизме — в мировую религию, открытую для людей всех национальностей.
Ранние годы
Павел родился около 5–10 годов н.э. в Тарсе, городе в Киликии (на южном побережье современной Турции). Его еврейское имя — Савл (Шауль), данное в честь древнего израильского царя. Поскольку его семья имела римское гражданство, у него было и римское имя — Павел (Paulus). Его отец был фарисеем, поэтому Савл получил строгое воспитание в традициях закона Моисеева. Римское гражданство не раз помогало ему избежать жестокого обращения со стороны властей в городах Греции и Малой Азии, давая право требовать суда в Риме.
Павел был хорошо образован. Несколько лет он провёл в Иерусалиме, где учился у знаменитого раввина Гамалиила Старшего, внука Гиллеля. Также он овладел ремеслом изготовителя палаток, которым зарабатывал на жизнь в течение многих лет. Это занятие обеспечивало его и давало необходимую независимость для служения.
Обращение в христианство
В юности Савл был активным гонителем христиан. Считается, что он присутствовал при казни Стефана, первого христианского мученика, в Иерусалиме. Около 34–36 годов, по пути из Иерусалима в Дамаск, ему было видение: явившийся Иисус обличил его в преследованиях. Это событие коренным образом изменило Савла. Он принял веру, с которой прежде боролся, и вскоре стал одним из её самых ревностных проповедников. Три рассказа о его обращении содержатся в новозаветной книге Деяний (главы 9, 22 и 26).
После обращения Павел (он стал использовать своё римское имя в служении язычникам) начал проповедовать в Дамаске. Спустя три года он впервые прибыл в Иерусалим, где ему пришлось завоёвывать доверие апостолов, настороженно относившихся к бывшему гонителю. Основная его миссия заключалась в том, чтобы утвердить принцип: язычники могут стать христианами, не принимая иудаизм, то есть без обрезания и соблюдения кашрута.
Хронологию жизни и деятельности апостола Павла установить сложно, так как в его посланиях мало упоминаний о современных ему политических событиях. Однако известно, что он прибыл в Коринф в 49 году. Спустя полтора года он предстал перед проконсулом Галлионом (Деяния 18:12). Надпись, найденная в Дельфах, позволяет датировать проконсульство Галлиона 51–52 годами, что является важной точкой отсчёта в биографии Павла.
Апостольская миссия
Послания Павла показывают, что он чаще действовал по ситуации, а не следовал заранее разработанному плану. Он часто посещал Коринф и Эфес, которые стали важными центрами его деятельности. Принято разделять его служение на три основных миссионерских путешествия.
Первое путешествие (около 47–48 годов) охватывало Малую Азию. Оно завершилось участием Павла в Апостольском соборе в Иерусалиме (около 49 года), где было решено не требовать обрезания от обращённых язычников. Во время второго путешествия Павел, согласно видению, отправился в Македонию и так впервые начал проповедь в Европе. В Афинах он выступил с речью в Ареопаге. Ближе к концу этого путешествия он написал свои первые сохранившиеся послания — к Фессалоникийцам.
Третье путешествие началось около 53–54 годов. Павел провёл три года в Эфесе, откуда вёл переписку с церковью в Коринфе. Позже, зимой 57–58 годов, он сам прибыл в Коринф, где написал Послание к Римлянам — церкви, которую ему ещё только предстояло посетить. Затем он вернулся в Иерусалим.
В Иерусалиме Павла арестовали после беспорядков в храме. На допросе он объявил о своём римском гражданстве и, чтобы избежать суда в Иерусалиме, где у него было много врагов, потребовал суда кесаря. Его отправили в Рим, где он провёл под стражей два года (около 61–63 годов). В этот период он написал так называемые «послания из уз»: к Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам и Филимону. На этом повествование книги Деяний о его жизни обрывается.
Мученичество
Согласно церковному преданию, Павел был освобождён около 63 года, но спустя несколько лет, во время гонений императора Нерона на христиан после Великого пожара в Риме, его вновь арестовали. Около 67 года он был казнён через обезглавливание — такая казнь полагалась римским гражданам. Предание гласит, что это произошло на Остийской дороге. Существует и другая версия, по которой Павел мог отправиться в Испанию, но документальных подтверждений этому нет.
Местом погребения апостола считается участок земли, принадлежавший христианке Луцине. Сначала на могиле была скромная часовня, а позже император Константин возвёл базилику. Впоследствии на этом месте была построена грандиозная базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Святого Павла за городскими стенами). В 1823 году она сгорела, но была восстановлена. Во время реконструкции обнаружили саркофаг IV века с латинской надписью: «Павлу, апостолу и мученику».
Труды и влияние
Послания Павла различным церквям и отдельным людям стали собираться и переписываться уже во II – III веках. В канон Нового Завета вошли 14 посланий, приписываемых ему, — больше, чем любому другому автору. Современные библеисты оспаривают авторство Павла в отношении некоторых из них (Послания к Тимофею, Титу и Евреям), указывая на стилистические и богословские различия. Тем не менее канонический статус этих текстов остаётся неизменным.
Писания Павла неоднократно становились источником реформ в христианстве. Деятели Реформации опирались на его учение о центральной роли веры и благодати. Его противостояние апостолу Петру в вопросе о миссии среди язычников рассматривалось как пример борьбы с закостенелой церковной властью. Богословы всегда видели в нём образцового христианского мыслителя.
С 1960-х годов в библеистике возник так называемый «Новый взгляд на Павла». Это направление предлагает рассматривать его учение в историческом контексте иудаизма Второго Храма, а не только через призму более поздних богословских споров, в частности, полемики между протестантами и католиками.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?