Святой Павел читать ~7 мин.
Святой Павел был христианским апостолом, наиболее известным своей новаторской работой по распространению христианства в языческом мире Средиземноморского бассейна. Он считается главной силой в преобразовании раннего движения Христа, в центре которого стояла вера в то, что Иисус был Христом (Мессией) и воскрес из мёртвых после своей казни, из ещё одного «пути» в иудаизме в международное движение, которое приветствовало людей всех национальностей и происхождения.
Ранняя светская жизнь
Павел родился в Тарсе, Киликии, городе на южном побережье нынешней Турции, примерно в 10 году до н.э. Его влиятельная еврейская семья назвала его Саввой. Его влиятельная еврейская семья назвала его Савлом в честь древнего иудейского царя. Его отец был фарисеем, и он был воспитан в строгом соблюдении Закона Моисеева. Он также был свободным гражданином Рима. Двойное гражданство не раз сослужило ему хорошую службу, когда он сталкивался с суровым обращением со стороны муниципальных властей в Греции и Малой Азии. В любой точке империи римские граждане имели право обращаться непосредственно в Рим, когда против них выдвигались серьёзные обвинения.
Павел также был хорошо образован, и его образование включало несколько лет обучения в Иерусалиме, где он учился у известного учителя Гамалиила, внука Гиллеля. Его обучили ремеслу изготовления палаток, которым он занимался всю свою жизнь в качестве средства к существованию. Для Павла изготовление палаток оказалось надёжным занятием, которое хорошо его обеспечивало и давало гибкость в его служении. Сделанные из текстиля или кожи, палатки были жилищем для многих людей по всему Средиземноморью.
Обращение в христианство
В молодости на Савла была возложена ответственность за попытку подавления христианской общины. Считается, что он был свидетелем смерти Стефана, первого христианского мученика, в Иерусалиме, и впоследствии стал играть ведущую роль в преследовании христиан. Впоследствии, во время путешествия из Иерусалима в Дамаск (ок. 35 г.), он пережил видение, в котором ему явился Иисус и рассказал о его работе по преследованию. Савл был обращён в веру, против которой он когда-то так сильно выступал, и вскоре стал одним из самых способных её лидеров. Он стал называть себя апостолом (руководителем, видевшим Иисуса во плоти) не по времени, ссылаясь на то, что он видел Иисуса во плоти, но в Его воскресшем теле. Три рассказа о его обращении записаны в новозаветной книге Деяний (в главах 9, 22 и 26).
После своего обращения Савл стал называть себя Павлом и заниматься евангелизацией в Дамаске. Спустя три года он совершил своё первое путешествие в Иерусалим и прошёл через период завоевания других апостолов, которые не решались принять его из-за его прошлого. Он начал проповедовать среди грекоязычных евреев, а затем сосредоточил свои усилия на язычниках. Его настоящая работа была связана с развитием консенсуса о том, что язычники могут стать христианами, не становясь при этом евреями, не подвергаясь обрезанию и не соблюдая еврейские диетические законы.
Даты для большей части карьеры Павла установить довольно сложно, потому что в посланиях Павла мало ссылок на события в современном политическом мире. Тем не менее, мы можем датировать прибытие Павла в Коринф 49 годом. Полтора года спустя он предстал перед коринфским проконсулом Галлионом, а затем покинул Коринф (Деяния 18:12). Надпись, обнаруженная в Дельфах, датирует короткое пребывание Галлиона в должности проконсула 51 годом.
Апостольская миссия
Письма Павла показывают, что он реагировал на непосредственные возможности, путешествуя по мере необходимости, вместо того, чтобы планировать кампанию от начала до конца. Он чаще возвращался в Коринф и Ефес, чем в предполагаемую «штаб-квартиру» в Иерусалиме. Тем не менее, многие считают удобным выстроить карьеру Павла по схеме трёх миссионерских путешествий.
Около 47 года Павел начал первое из этих миссионерских путешествий. Оно ограничивалось в основном Малой Азией (Турцией) и завершилось возвращением Павла в Иерусалим на совет, на котором обсуждался вопрос об обрезании. Было решено, что обрезание не должно требоваться от новообращённых язычников мужского пола. Вернувшись в Малую Азию (ок. 49 г.), Павел имел видение человека, который звал его в Македонию. В ответ на это он впервые понёс христианскую весть в Европу. Второе миссионерское путешествие привело его на греческий полуостров, где в таких местах, как Фессалоники и Коринф, возникли сильные центры. В Афинах, на Ареопаге (Марсовом холме), Павел столкнулся с учёными людьми города. Ближе к концу своего путешествия он написал свои первые (дошедшие до нас) труды – два послания к Фессалоникийцам.
После пребывания в Антиохии Павел начал своё третье путешествие около 54 года. Оно включало трёхлетнее пребывание в Ефесе, во время которого он написал несколько писем коринфянам о проблемах, возникших в тамошней церкви. Позже он прибыл в Коринф (около зимы 57-58 гг.) и, находясь там, написал длинное письмо к церкви в Риме, которую ему ещё предстояло посетить. Затем он вернулся в Иерусалим через Филиппы.
В Иерусалиме он стал участником беспорядков в храме и был арестован. В процессе допроса он заявил о своём римском гражданстве. Однако, столкнувшись с судом в Иерусалиме, где были сильны те, кто выступал против христианского движения и против него лично, Павел воспользовался своим статусом гражданина и обжаловал своё дело у кесаря. Впоследствии он был перевезён в Рим. В Риме он провёл в заключении два года (ок. 61-63 гг.), за это время он написал ещё несколько своих посланий – Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Филимону. Основное повествование о жизни Павла, книга Деяний, заканчивается тем, что он был заключённым в Риме.
Мученичество
Согласно основным традициям, Павел в конце концов был освобождён (около 63 года), но остался в городе, чтобы быть вновь арестованным около 67 года. Тем временем в Риме вспыхнул сильный пожар, и император Нерон возложил вину за него на христианскую общину. Последовало всеобщее гонение на христиан. Щупальца гонений наконец достигли Павла, и после ареста он был казнён, скорее всего, обезглавлен. Осуждённых римских граждан обычно обезглавливали в месте на Остийском пути. Согласно другим преданиям, Павел отправился в Испанию и провёл там последние годы своей жизни. Павел намеревался отправиться в Испанию через Рим, но после римского заключения, описанного в Деяниях, у нас нет документальных свидетельств того, что он смог осуществить эти планы.
Большинство считает, что мученическая смерть Павла произошла на Остийском пути. После этого он был похоронен на участке, принадлежавшем женщине по имени Люцина. Это место сначала было отмечено простым святилищем, а затем церковью, построенной императором Константином. Император Феодосий I начал, а папа Лев I завершил возведение новой церкви Святого Павла Вне стен, которая, по мнению большинства, была построена над могилой апостола Павла. Эта церковь была разрушена пожаром в 1823 году, но восстановлена. Во время реконструкции была обнаружена гробница четвёртого века с надписью на латыни: «Павлу, апостолу и мученику». Новая базилика была освящена папой Пием IX 10 декабря 1854 года.
Труды и влияние
Во втором и третьем веках труды Павла, его послания, направленные в различные церкви и отдельным людям, которых он знал, собирались и переписывались и стали частью нормативной литературы христианского движения. Когда канон Нового Завета был закрыт, Павел стал автором большего количества произведений (14), чем любой из других апостольских писателей. Некоторые современные библеисты ставят под сомнение авторство Павла в некоторых из этих посланий, отмечая отличительный стиль, лексику и доктринальные акценты. Они предположили, что эти послания (к Тимофею, Титу и Евреям) были написаны одним или несколькими людьми под непосредственным влиянием Павла в течение десятилетий после его смерти. Однако эта критика не повлияла на канонический характер этих произведений.
Писания Павла неоднократно становились источниками возрождения и реформ в рамках более широкого христианского движения. Протестанты особенно опирались на его послания за их акцент на центральную роль веры и благодати в христианской жизни. Другие новые движения рассматривали его противостояние Петру и другим апостолам от имени язычников как образец противостояния укоренившейся и окостеневшей церковной власти. Богословы всегда видели в нём новатора и образцового христианского мыслителя, которому они надеются подражать.
С 1960-х годов многие протестантские учёные оспаривают антикатолический контекст протестантских трудов XVI века о Павле и начинают предлагать «Новый взгляд на Павла», основанный на новом взгляде на еврейский контекст его трудов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?