Святые невинные читать ~2 мин.
«Святые невинные младенцы» — так в христианской традиции называют детей мужского пола из Вифлеема, убитых по приказу иудейского царя Ирода Великого. Согласно Евангелию от Матфея, Ирод, узнав от волхвов о рождении нового «Царя Иудейского», но не получив от них сведений о его точном местонахождении, повелел истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до двух лет. Это событие известно как «Избиение младенцев».
Несмотря на то, что младенцы не были крещены и жили до установления христианства, они почитаются как первые мученики. Богословы отмечают, что они пострадали не только за Христа, но и вместо Него. Они приняли мученичество кровью, не имея возможности засвидетельствовать свою веру сознательным выбором, в отличие от других святых. Этот особый статус даёт им право на исключительное почитание в Церкви.
Сюжет «Избиения младенцев» стал одним из самых драматичных и часто изображаемых в христианском искусстве. Художники, такие как Джотто, Питер Пауль Рубенс и Питер Брейгель Старший, создавали впечатляющие полотна, передавая весь ужас и трагизм этого события. Эти произведения не только иллюстрируют библейский рассказ, но и служат мощным напоминанием о жестокости тирании и невинных жертвах.
День памяти Святых невинных младенцев (28 декабря в западной традиции) входит в число праздников, непосредственно следующих за Рождеством Христовым (25 декабря). Вместе с днём святого Стефана Первомученика (26 декабря) и днём святого Иоанна Богослова (27 декабря) он составляет особую группу. В средневековой традиции их называли «Спутниками Христа» (Comites Christi), так как они свидетельствовали о Нём разными способами.
Празднование этого дня было установлено достаточно рано. Впервые он упоминается в карфагенском церковном календаре конца IV века. Изначально этот день был днём скорби и строгого поста, что подчёркивало трагичность события.
В Средние века в рождественский период сложилась уникальная традиция празднеств, связанных с «переворачиванием» иерархии. Духовенству низших чинов предоставлялись временные привилегии. День святого Стефана был праздником диаконов, день святого Иоанна — священников, а День невинных младенцев — мальчиков-хористов.
Со временем эти обычаи приобрели карнавальный, а порой и кощунственный характер. К ним относятся «Праздник дураков» и «Праздник осла». Непосредственно с Днём невинных младенцев была связана традиция «мальчика-епископа», когда один из хористов на день символически занимал место епископа. Эти ритуалы, хотя и пользовались народной любовью, вызывали осуждение церковных властей и были в основном искоренены к эпохе Реформации.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?