Религия в Таджикистане читать ~6 мин.
Образованный в 1991 году в результате распада Советского Союза, Таджикистан является центральноазиатской страной, окружённой Афганистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Китаем.
Поскольку часть его территории была отторгнута от Узбекистана в начале 20-го века, узбеки составляют значительное меньшинство в стране. По состоянию на 2008 год на территории страны площадью 55 250 квадратных миль проживало 7 212 000 граждан.
Таджики Таджикистана находятся в дальнем родстве с таджиками, населяющими Ташкурганский таджикский автономный уезд на северо-западе Китая.
Территория, на которой расположено современное государство Таджикистан, была заселена в шестом веке до нашей эры, и на её территории возникло несколько важных торговых центров древнего центральноазиатского мира. Сначала эти земли были захвачены персами, а затем в четвёртом веке до нашей эры Александром Македонским.
В течение тысячелетия после Александра регион был оккупирован различными армиями захватчиков. В шестом и седьмом веках нашей эры на эти земли переселились тюркские народы, и лишь за некоторое время до этого арабская мусульманская империя включила Таджикистан в свой халифат. В это время был введён ислам, который вскоре стал доминирующей религией народа. В годы сменивших друг друга царств Тахридов и Саманидов таджикский народ выделился в отдельную этническую группу (в IX и X веках). Их язык – диалект персидского.
На протяжении последующих веков Таджикистан входил в состав целого ряда царств, окончательно распавшись в 17 веке на несколько вотчин. Некоторые из них подчинялись Бухарскому ханству, расположенному в Узбекистане. Затем в 1860-х годах русские войска вошли в Центральную Азию и в 1870-х годах присоединили северную половину Таджикистана. Бухарское ханство сохранило некоторую степень независимости, а большая часть западного Таджикистана была реорганизована в провинцию Восточная Бухара.
Советская власть в регионе устанавливалась поэтапно, но в 1924 году Автономная Советская Социалистическая Республика Таджикистан была включена в состав новой Советской Социалистической Республики Узбекистан. Она была отделена от Узбекистана в 1929 году и оставалась в составе Советского Союза до обретения независимости в 1991 году. После обретения независимости между таджиками и русскими возникла старая напряжённость, и многие русские, обладающие необходимыми навыками, уехали в Россию.
В 1990-е годы новое правительство столкнулось с нестабильной адаптацией к посткоммунистической жизни, включая гражданскую войну под руководством бывшего премьер-министра (1997). Правительство было особенно обеспокоено консервативными исламскими группами, и в 1998 году был заключён договор с Узбекистаном из-за общей озабоченности тем, что террористы проходят подготовку в Афганистане. В 1999 году парламент принял закон, запрещающий религиозным организациям иметь прямые отношения с какой-либо политической партией.
Большинство мусульман придерживаются суннитской школы ханафитов. Эта община подвергалась резким нападкам в сталинские годы, но попытки подавить её ослабли в десятилетия после Второй мировой войны. Советские власти вернули контроль над общиной местному руководству и даже поставили имамов на государственную зарплату через Управление мусульман Центральной Азии (1943). Русский язык стал языком общения, а мусульманские лидеры пытались представить русскую культуру как более привлекательную, чем турецкая, ставшую популярной в 19 веке. Имамов для этой официально санкционированной мусульманской деятельности готовили в двух семинариях Узбекистана.
Кроме ханафитского большинства, в стране также заметно присутствие ваххабитов, основная поддержка которых находится в Курдистане на южном нагорье. Ваххабиты набрали силу среди мусульман, выступающих против советской интервенции в соседнем Афганистане. Существует также шиитская община, сосредоточенная в Горно-Бадахшанской автономной области, и группа исмаилитов, известных как памирцы, которые возникли в 10 веке и в настоящее время проживают в отдалённых горах Памира. Существует популярный народный ислам, который лежит в основе всех различных мусульманских групп и оказывает особую поддержку суфийскому братству Накшбандния.
Христианство в форме Русской православной церкви (Московский патриархат) было введено с приходом царских войск в 1860-х годах. Церковь росла по мере того, как русские переселялись в регион как до, так и после советской эпохи. Сегодня несколько её приходов объединены в единую епархию, которая охватывает Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан. Николаевский собор в Душанбе является центром православной общины.
В 1920-х годах советские власти депортировали двух баптистских пасторов и их жён в Душанбе, столицу Таджикистана. Они стали ядром первой протестантской церкви в регионе, и в течение десятилетия к ним присоединились другие баптисты, которые переехали и поселились в Душанбе или поблизости. В 1930 году церковь избрала И. Я. Даниленко своим первым служителем. Даниленко своим первым служителем.
Вторая община была образована тесно связанными с ней евангельскими христианами. Эти две небольшие группы объединились в 1936 году, но в следующем году власти закрыли церковь. Когда в 1944 году ей разрешили вновь открыться, в ней оставалось около 35 прихожан. В последующие полвека церковь медленно, но неуклонно росла, и к моменту обретения независимости насчитывала более 800 членов; кроме того, по всей стране были созданы другие общины. Церковь сильно пострадала от обретения независимости и последовавшей за этим гражданской войны. Многие из её членов (особенно русские и немецкоязычные) предпочли уйти, и к середине 1990-х годов можно было найти только около 350 членов.
Кроме баптистов в Таджикистане есть небольшое количество лютеран и пятидесятников. Небольшое число членов Церкви адвентистов седьмого дня было включено в Азиатско-Кавказскую конференцию, которая дополнительно включает в себя членов в пяти других округах. Существует небольшая армянская община, которая придерживается Армянской апостольской церкви. Попытки восстановить протестантскую общину за годы независимости натолкнулись на препятствия в виде новых правил, введённых правительством. Свидетели Иеговы были полностью запрещены (по состоянию на 2010 год).
Иудейская община Таджикистана тесно связана с общиной Узбекистана. Они говорят на отдельном диалекте таджикского языка, называемом иудео-таджикским. Их можно встретить главным образом в Душанбе. Евреи, возможно, прибыли в этот регион ещё в шестом веке до нашей эры. Они были единственным народом в регионе, который не принял ислам в седьмом и восьмом веках нашей эры.
Попытки принудительного обращения мусульман в ислам в 17 веке привели к существованию тайных евреев, не похожих на марранос в Испании. В конце XVIII века в Бухаре поселился марокканский раввин Иосиф Маман (Мамон) Магриби. Он возглавил возрождение еврейской жизни и ввёл молитвенный обряд сефарди, который заменил персидский обряд, ранее использовавшийся в большинстве синагог.
Уже в 1880-х годах евреи начали переезжать в Израиль, а в 1970-х годах из 30 000 евреев, которые, как считается, проживали в Таджикистане и Узбекистане, переехали около 8 000. К началу нового века большинство евреев Таджикистана мигрировали. В 2008 году правительство приказало снести последнюю действующую синагогу в стране в рамках запланированной реконструкции столицы.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Картины, наполненные солнцем — выставка «Художники Таджикистана» в Костроме
- Пейзажи Памира на персональной выставке народного художника Таджикистана
- В Таджикистане проходит выставка «Maya Planet: Мир против наркомании»
- Выставка таджикской станковой живописи 1970-2010 гг. «Дороги Ходжи Насреддина». Конкурс
- В серпуховском историко-художественном музее работает уникальная выставка «Восток−Запад»
- О молодёжи Ферганской долины
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?