Пресуществление (транссубстанциация) читать ~3 мин.
Пресуществление, или транссубстанциация, — это богословская доктрина, принятая в Католической церкви. Согласно этому учению, хлеб и вино, освящаемые во время Евхаристии, сущностно преобразуются в истинные Тело и Кровь Иисуса Христа, хотя их внешние свойства (вид, вкус, запах) остаются неизменными.
Доктрина пресуществления была сформулирована для богословского объяснения реального присутствия Христа в Евхаристии. Она утверждает, что изменяется сама сущность (субстанция) даров, а не их воспринимаемые чувствами качества (акциденции). Такое понимание не является общепринятым среди всех христиан — большинство протестантских деноминаций отвергают эту концепцию.
Термин «пресуществление» (лат. transsubstantiatio) впервые был использован в XI веке Хильдебертом Лаварденским, архиепископом Турским. Официально как догмат учение было закреплено на Четвёртом Латеранском соборе в 1215 году и позднее подтверждено на Тридентском соборе в 1551 году в ответ на Реформацию. В православии для описания этого таинства используется греческий термин metousiosis (преложение), который также указывает на реальное изменение даров, но без строгой философской формализации, свойственной католическому догмату.
Хотя сам термин «пресуществление» в Библии отсутствует, его сторонники утверждают, что основа учения была заложена Иисусом Христом на Тайной вечере и развита апостолом Павлом. Слова Христа “Сие есть Тело Моё” и “Сия есть Кровь Моя”, а также учение Павла о причащении (1 Кор. 10-11) рассматриваются как библейское основание для веры в реальное присутствие.
По мере распространения христианства в Римской империи учение о претворении хлеба и вина в подлинные Плоть и Кровь Христа стало общепринятым. Временами эта вера становилась причиной гонений: язычники обвиняли христиан в каннибализме, буквально воспринимая их слова о вкушении Тела и Крови своего Бога.
В Средневековье богословские споры о характере евхаристического присутствия, в частности с участием Беренгара Турского, потребовали более чётких формулировок. Фома Аквинский, используя философию Аристотеля, объяснил, как сущность хлеба и вина меняется, в то время как их внешние свойства, или акциденции, остаются прежними. Католическая церковь также определила, что пресуществление происходит в момент евхаристической молитвы, когда священник произносит установительные слова Христа. Следствием этой веры стала практика евхаристического поклонения — почитания Святых Даров вне мессы.
В отличие от схоластического подхода Запада, Восточная православная церковь всегда предпочитала говорить о претворении Святых Даров как о «тайне». Православие утверждает, что хлеб и вино действительно становятся Телом и Кровью Христа, а не символами, но воздерживается от точного определения того, как и в какой момент это происходит, считая это непостижимым для человеческого разума.
Во время протестантской Реформации доктрина пресуществления стала предметом острой полемики, во многом из-за связанных с ней практик, таких как евхаристическое поклонение. Мартин Лютер, веря в реальное присутствие Христа, отверг учение о пресуществлении из-за его связи с аристотелевской философией. В лютеранстве было сформулировано учение о «сакраментальном союзе» (часто называемое консубстанциацией), согласно которому Тело и Кровь Христа присутствуют «в, с и под» видами хлеба и вина.
Англиканская церковь в «Тридцати девяти статьях» утверждает, что пресуществление «не может быть доказано Священным Писанием» и «послужило поводом для многих суеверий». В 1684 году архиепископ Кентерберийский Джон Тиллотсон осудил эту доктрину. Однако, поскольку в англиканстве Священное Писание является единственным обязательным источником вероучения, некоторые общины (например, англокатолики) продолжают придерживаться веры в пресуществление.
Ещё более радикальную позицию занял реформатор Ульрих Цвингли. Он учил, что Евхаристия является лишь символическим воспоминанием о Тайной вечере, а хлеб и вино не претерпевают никаких изменений. Этот взгляд разделяют многие современные протестантские деноминации, которые совершают причастие как обряд воспоминания, не подразумевая мистического преображения даров.
Несмотря на то что доктрина пресуществления была отвергнута многими христианскими конфессиями после Реформации, она остаётся центральным элементом веры для Католической и близких ей по духу церквей. Учитывая численность католиков во всём мире, вера в реальное преображение евхаристических даров является одним из наиболее распространённых взглядов на природу этого таинства среди христиан в XXI веке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?