Троицкое воскресенье читать ~5 мин.
Троицкое воскресенье – воскресенье после Пятидесятницы в западной церкви (римско-католической, англиканской и большинстве протестантских церквей). В Римско-католической церкви оно официально известно как Торжество Пресвятой Троицы. У этого дня две цели. Для церкви это утверждение Бога и тайны уникальной сущности Бога. Для других – это утверждение природы Бога как единства, выраженного в трёх лицах, вопреки множеству взглядов, которые осуждались как еретические.
Во втором и третьем веках нашей эры христианское движение выросло в большое международное объединение верующих, которое в большинстве мест также стало объектом подавления и преследования со стороны властей Римской империи. Оно унаследовало строго монотеистический взгляд на Бога от своего еврейского происхождения, но все больше утверждало божественность Иисуса.
После легализации и поддержки римского императора в начале третьего века епископы смогли встречаться и принимать решения о том, в каком направлении будет двигаться церковь. Первоначально подстёгнутые вызовом Ария (ок. 260 – 336 н.э.), лидеры церкви собрались на Никейском соборе в 325 году н.э. и выработали то, что стало ортодоксальным решением проблемы природы Бога. На нём было провозглашено учение о Троице, которое в течение последующих столетий будет уточняться и станет уникальной идентифицирующей доктриной христианской веры.
Суть никейской позиции касалась божественности Иисуса Христа, которая утверждалась следующим образом:
Веруем во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, вечно рождённого от Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, а не сотворённого, единосущного Отцу; чрез Него все произошло. Для нас и ради нашего спасения Он сошёл с небес.
Полная разработка учения о полной божественности Христа и понимание триединой природы Божьего существования будет занимать церковь в течение нескольких столетий после Никейского и шести остальных Вселенских соборов, которые проходили до восьмого века. Одним из популярных утверждений о Троице в западной церкви был Афанасиевский Символ веры, обнародованный в шестом веке, но приписываемый Афанасию (ок. 300-373 гг.), который отстаивал тринитарную позицию против Ария. Он гласит:
Католическая вера состоит в следующем: Мы поклоняемся единому Богу в Троице, и Троице в Единстве; не смешивая Лиц и не разделяя Сущности. Ибо одна Личность у Отца, другая у Сына, третья у Святого Духа. Но Божество Отца, Сына и Святого Духа едино; слава равна, величие единосущно. Каков Отец, таков и Сын, и таков и Святой Дух. Отец несотворен, Сын несотворен, и Святой Дух несотворен. Отец неограничен; Сын неограничен; и Святой Дух неограничен. Отец вечен; Сын вечен; и Святой Дух вечен. И все же они не три вечности, но одна вечность. Как и не три несотворенных, и не три бесконечных, но одно несотворенное и одно бесконечное.
Природу утверждения о Боге как Трёх в Одном в лучшем случае трудно понять, поскольку намерение доктрины в значительной степени состоит в том, чтобы подтвердить как полную человечность, так и полную божественность Иисуса, утверждая при этом строгий монотеизм. В то же время, доктрина отрицает различные взгляды, которые могли бы подорвать одну из этих позиций – тритеизм (вера в трёх богов), арианство (отрицающее божественность Иисуса) и модализм (также отрицающий божественность Иисуса).
В период раннего Средневековья идея Троицы была включена в регулярную линию церкви. Папа Александр II (1061-1073) получил прошение об установлении особого праздника в честь Святой Троицы, но отклонил его на том основании, что Церковь почитает Святую Троицу ежедневно в своём богослужении. Иоанн XXII (1316-1334) изменил эту позицию и постановил установить праздник для всей Церкви, назначив дату на первое воскресенье после Пятидесятницы (что составляет 40 дней после Пасхи). В 1911 году Папа Пий X возвёл праздник в ранг праздника первого порядка.
Протестанты, поднимавшие вопросы, которые не рассматривались в традиционных вероучениях церкви, быстро подтвердили вероучения и заявили, что их позиция ни в коей мере не противоречит позиции ранних церковных соборов. Они исповедовали веру в Троицу в своих исповеданиях веры, использовали древние вероучения в своей литургии и отмечали Троицкое воскресенье в своих церковных календарях как часть полного утверждения своей ортодоксальности.
Троичное понимание Бога, конечно же, отрицалось социнианским движением XVI века, и в первую очередь испанским врачом Михаилом Серветусом, который бежал на протестантскую территорию в надежде скрыться от католических властей. Однако вместо побега он был арестован и казнён протестантами-реформаторами, базировавшимися в Женеве. Социниане получили некоторую поддержку в Польше, но выжили только в Трансильвании. В конце концов, их идеи попали в Англию, где они вновь проявились в унитарианском движении.
Учение о Троице стало проблемой в начале 20 века, когда некоторые современные богословы в основных церквях отрицали Троицу и/или полную божественность Иисуса. Это оставалось проблемой для фундаменталистских и евангелических церквей, утверждающих, что либеральные протестантские церкви ослабили дисциплину и позволили людям, придерживающимся нетринитарного богословия, стать пасторами, епископами, богословами и церковными лидерами и занимать ответственные должности, несмотря на их еретические взгляды. Между тем, экуменические организации, такие как Национальный совет церквей Христа в США и Всемирный совет церквей, обозначили себя как сообщества церквей, придерживающихся тринитарного понимания Бога. В то же время они приняли в свои ряды деноминации, которые традиционно отвергали семь экуменических соборов и «ортодоксальное» представление о Троице.
Хотя Троицкое воскресенье по-прежнему присутствует в календаре большинства протестантских церквей, вопрос о том, будут ли возглавляемые ими церкви праздновать его из года в год, обычно остаётся на усмотрение местных пасторов. Многие нелитургические церкви просто отказались от попыток следовать литургическому календарю и не признают христианские праздники, помимо Пасхи и Рождества.
В восточных православных церквях Троицкое воскресенье отмечается как часть воскресенья Пятидесятницы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?