Троицкое воскресенье читать ~5 мин.
Троицкое воскресенье — это воскресенье, следующее за Пятидесятницей в западной христианской традиции (включая римско-католическую, англиканскую и большинство протестантских церквей). В Римско-католической церкви этот день официально именуется Торжеством Пресвятой Троицы. Праздник имеет двойное назначение. Он утверждает догмат о триединстве Бога и его таинственной сущности, а также подчёркивает единство Божественной природы, выраженное в трёх ипостасях, в противовес взглядам, осуждённым как еретические.
Во II – III веках христианство превратилось в крупное международное сообщество верующих. Несмотря на это, во многих частях Римской империи христиане подвергались гонениям со стороны властей. Унаследовав от иудаизма строгий монотеизм, христианское учение всё активнее утверждало божественную природу Иисуса Христа.
После легализации христианства и получения поддержки от римского императора в начале IV века, епископы получили возможность собираться для решения ключевых вопросов развития церкви. В ответ на учение пресвитера Ария (греч. Ἄρειος; ок. 256–336), церковные лидеры созвали в 325 году Первый Никейский собор. На нём было выработано ортодоксальное определение природы Бога и провозглашён догмат о Троице. В последующие столетия это учение уточнялось и стало одной из центральных, определяющих доктрин христианства.
Центральным вопросом Никейского собора стала божественность Иисуса Христа, которая была утверждена в Символе веры. Его фрагмент гласит:
“Веруем во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, а не сотворённого, единосущного Отцу; через Него всё сотворено. Для нас, людей, и ради нашего спасения Он сошёл с небес…”
Окончательная формулировка учения о божественности Христа и триединой природе Бога занимала Церковь на протяжении нескольких столетий после Никейского собора и в ходе последующих шести Вселенских соборов, вплоть до VIII века. В Западной церкви широкое распространение получил Афанасьевский Символ веры. Обнародованный в VI веке, он приписывается святителю Афанасию Александрийскому (греч. Ἀθανάσιος Ἀλεξανδρείας; ок. 296–373), который последовательно защищал тринитарную доктрину в споре с Арием.
Символ веры гласит: “Католическая вера состоит в следующем: мы поклоняемся единому Богу в Троице и Троице в Единстве, не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущности. Ибо одна Ипостась Отца, другая — Сына, третья — Святого Духа. Но Божество Отца, Сына и Святого Духа — едино, слава равна, величие совечно. Каков Отец, таков и Сын, и таков и Святой Дух. Отец не сотворён, Сын не сотворён, и Святой Дух не сотворён. Отец непостижим, Сын непостижим, и Святой Дух непостижим. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И всё же не три вечных, но один Вечный. Равно как не три несотворённых и не три непостижимых, но один Несотворённый и один Непостижимый.”
Постичь догмат о Триедином Боге сложно. Его главная цель — утвердить одновременно и полную человечность, и полную божественность Иисуса в рамках строгого монотеизма. В то же время эта доктрина опровергает взгляды, которые могли бы нарушить это равновесие: тритеизм (веру в трёх богов), арианство (отрицающее божественность Иисуса) и модализм (утверждающий, что Отец, Сын и Дух — это лишь разные проявления одного божества).
В раннем Средневековье учение о Троице прочно вошло в церковную практику. Папа Александр II (в миру — Anselmo da Baggio; 1061–1073) отклонил прошение об установлении отдельного праздника в честь Святой Троицы, ссылаясь на то, что Церковь и так ежедневно прославляет её в богослужениях. Однако папа Иоанн XXII (в миру — Jacques Duèze; 1316–1334) изменил это решение и установил праздник для всей Церкви, назначив его на первое воскресенье после Пятидесятницы. В 1911 году папа Пий X (в миру — Giuseppe Melchiorre Sarto) повысил статус праздника до торжества первого класса.
Лидеры Реформации, поднимая вопросы, не затронутые напрямую в древних символах веры, тем не менее, подтвердили свою приверженность этим вероучениям. Они заявляли, что их богословие не противоречит решениям ранних Вселенских соборов. Протестанты исповедовали веру в Троицу в своих вероисповеданиях, использовали древние символы веры в литургии и отмечали Троицкое воскресенье, подчёркивая тем самым свою ортодоксальность.
Тринитарное учение было отвергнуто социнианским движением XVI века и, в частности, испанским врачом и богословом Мигелем Серветом (исп. Miguel Serveto; 1511–1553). Спасаясь от преследования католической инквизиции, он бежал в протестантскую Женеву, где, однако, был арестован и казнён по приговору реформатского суда. Социниане нашли последователей в Польше и Трансильвании. Позже их идеи проникли в Англию, повлияв на формирование унитарианского движения.
В начале XX века догмат о Троице вновь стал предметом дискуссий, когда некоторые модернистские богословы в крупных церквях начали отрицать его или божественность Иисуса. Для фундаменталистских и евангельских церквей это стало поводом для критики либерального протестантизма за ослабление вероучительной дисциплины. Они указывали, что нетринитарные богословы занимают пасторские и руководящие посты.
При этом экуменические организации, такие как Всемирный совет церквей, определяют себя как содружества церквей, разделяющих тринитарное богословие. Однако в их состав входят и деноминации, которые исторически не признают все семь Вселенских соборов и их «ортодоксальное» учение о Троице.
Хотя Троицкое воскресенье сохраняется в календарях большинства протестантских деноминаций, решение о его праздновании часто остаётся на усмотрение пасторов местных общин. Многие нелитургические церкви отказались от следования церковному календарю, ограничиваясь празднованием только Рождества и Пасхи.
В восточных православных церквях день Святой Троицы празднуется в воскресенье Пятидесятницы, являясь кульминацией этого праздника.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?