Религия в Туркменистане читать ~3 мин.
Туркменистан, центральноазиатская республика на Каспийском море между Ираном и Казахстаном, граничит также с Афганистаном и Узбекистаном. Относительная низменность по сравнению с южными соседями, большая часть территории страны площадью 188 500 квадратных миль представляет собой песчаную пустыню. В стране проживает 5 200 000 человек.
С древних времён Туркменистан был наградой многочисленных государств-завоевателей, от Александра Македонского до арабов. Современные туркмены – это относительно поздний продукт смешения огузских тюрков с несколькими группами, которые переселились в этот регион. Это смешение произошло в 11-15 веках.
В 19 веке Туркмения была завоёвана Россией и включена в состав Бухары и Хувы, двух российских протекторатов. Сопротивление российскому господству было ожесточённым, и только в 1881 году вся страна была умиротворена. Несмотря на попытки порвать с Россией во время революции, Туркменистан был включён в состав Советского Союза, и в 1924 году была создана Советская Социалистическая Республика Туркменистан. Эта республика фактически принесла некоторое политическое единство, которого часто не было, так как ранее части страны переходили из рук в руки и попадали под различные режимы на протяжении веков.
Туркменистан окончательно стал независимой страной в 1991 году. Это было наименее демократическое из правительств бывших советских республик, существовавшее под руководством Сапармурата Ниязова до его смерти в 2006 году. С тех пор правительство перешло к более демократической структуре. В 1994 году правительство создало Совет по делам религии для обеспечения надзора за религиозной (в основном мусульманской) общиной.
Ислам пришёл в Туркмению в 650-х годах, когда арабский халифат распространился на Центральную Азию при Усмане и оставался частью последующих халифатов Омейядов и Аббасидов. Монголы вторглись в начале 13 века, и в течение следующих 100 лет они были обращены в ислам. Подавленная в советские годы, исламская община возродилась в 1980-х годах и успешно функционирует при независимом правительстве, созданном в 1990-х годах. Если в 1987 году в стране действовало четыре мечети, то в 1990-е годы открылось несколько сотен.
Начиная с середины 1990-х годов, правительство предприняло шаги для того, чтобы мусульманские организации не стали центрами политического протеста. Вначале оно взяло под контроль мусульманские школы для подготовки священнослужителей, блокировало попытки создания исламской политической партии, ограничило печать и распространение религиозной литературы. Правительство особенно внимательно относилось к любым предложениям о том, что исламское правительство должно заменить нынешнее светское. В 2000 году Ниясов приказал сжечь 4000 экземпляров Корана, за печать которых заплатило правительство, якобы из-за неточности перевода, но после того, как переводчик выступил с публичной критикой неисламской деятельности Ниязова.
В годы российского господства в Туркменистане было создано небольшое христианское присутствие, и Русская православная церковь (Московский патриархат) по-прежнему присутствует в стране. Она является частью единой епархии, которая охватывает Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизию.
В Туркменистане проживает армянская диаспора, которая организовала Армянскую апостольскую церковь (Святой престол Эчмиадзина). Протестанты появились в стране в 1890-х годах, когда баптист И. К. Савальев переехал из Владикавказа (Россия), а меннонит Ф. С. Овсянников – из Саматрийской губернии в Ашхабад. Через два года они основали село Куропаткинское, примерно в 12 милях от Ашхабада, где была построена первая церковь. Позже церковь была открыта в Ашхабаде. Эта церковь стала мишенью для советских властей в 1930-х годах. Баптистское движение в Туркменистане остаётся малочисленным, в 1990-х годах здесь было всего три общины. Эти общины объединились в Союз евангельских христиан-баптистов Центральной Азии, ассоциацию, основанную в 1992 году, в которую также входят церкви в Узбекистане и Таджикистане.
Светское правительство сохраняет гегемонию над религией в стране. Группы должны регистрироваться перед проведением собраний и периодически подвергаются рейдам чиновников для проверки соблюдения законов. Ряд групп, появившихся после обретения независимости, включая Свидетелей Иеговы, не смогли получить такую регистрацию.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?