Религия в Украине читать ~12 мин.
В дохристианский период на территории нынешней Украины среди славянских и неславянских племён преобладали различные формы язычества. Анимизм и вера в богиню-мать были основными верованиями киммерийцев (IX – VII века до н.э.); боги Табити, Папай и Апи являлись главными божествами в пантеоне скифов (VII – III века до н.э.); культ Солнца, огня и Великой богини Астарты был глубоко распространён среди сарматов (II век до н.э. — IV век н.э.). Вера в духов и разнообразные природные и социальные силы была характерна для верований готов и гуннов (III – V века н.э.).
Самобытное язычество местного славянского населения развивалось на собственной основе, но в тесном взаимодействии с неславянскими влияниями. Несколько десятков богов и бесчисленные духи образовали политеистическую систему восточноевропейских славян, в которой Перун (бог грома и молнии), Даждьбог (бог Солнца) и Сварог (бог неба и огня) возглавляли пантеон. До принятия христианства славянский политеизм, по-видимому, плавно переходил в генотеизм с наиболее интенсивным поклонением Перуну.
Первая попытка евангелизации Киевской Руси была предпринята в 866 году (или годом-двумя позже) во времена князей Аскольда и Дира. Хотя это событие не оставило серьёзных следов в религиозной истории Украины, оно стало первой прямой встречей с византийским христианством. До этого Киевская Русь имела спорадические контакты с другими христианскими течениями — арианством, армянским монофизитством, манихейством и даже несторианством.
Официальное обращение восточнославянских племён в христианство началось после массового крещения в 988 году при великом князе Владимире, который впоследствии был канонизирован и стал одним из самых почитаемых местных святых. Поскольку обращение произошло благодаря усилиям священников из Константинополя, последующая церковная история развивалась в контексте восточного христианства в целом и византийской традиции в частности. С тех пор православие является главным духовным институтом на территории Украины. Его историю можно разделить на три основных периода. В течение семи веков (988–1686) Киевская митрополия находилась под юрисдикцией Вселенского патриархата в Константинополе; в 1686 году она была включена в состав Русской православной церкви (Московского патриархата). В 1918 году начался период борьбы за независимость от Московского патриархата.
В первые века после официального крещения Киевской Руси православие распространилось по всей её территории, хотя влияние язычества оставалось сильным. Православная церковь стала официальным и неотъемлемым институтом государства. Она способствовала развитию письменности, образования, права, архитектуры, социальной и политической жизни, а также укреплению семейных ценностей и трансформации межличностных отношений. Тогда же зародилась и собственная монашеская традиция. Самым известным монастырским центром того времени стал Киево-Печерский монастырь, основанный во второй половине XI века.
После монгольского нашествия киевские митрополиты некоторое время (1240–1458) не имели постоянной резиденции. Они фактически перенесли своё местопребывание в северную часть страны (Владимир, Суздаль и, наконец, Москва), сохранив при этом свой старый титул — митрополит Киевский и всея Руси. В результате этого местные епископы начали формировать новую, отдельную от киевского наследия, идентичность с центром в Москве. В то же время в южной (украинской) части бывшей Киевской Руси существовало стремление сохранить все привилегии Киевской церкви.
В 1458 году произошло фактическое разделение единой Киевской митрополии. Митрополия с центром в Москве, de facto независимая с 1448 года, окончательно обособилась. В 1596 году часть духовенства митрополии, оставшейся в юрисдикции Константинополя, включая епископов, подписала Брестскую унию, по которой они перешли под власть Римско-католической церкви. Начиная с 1686 года, после перехода Киевской митрополии под контроль Московского патриархата, многие православные и греко-католики были присоединены к Русской православной церкви. В последующие столетия украинская церковь утратила многие свои уникальные особенности.
На протяжении XX века Украинская православная церковь переживала периоды разного статуса. Она существовала как юрисдикция в составе Московского патриархата в форме экзархата (1921–1942, 1945–1990), а также как формально автономная церковь (1918–1921, 1942–1944, 1990–2001). После революции 1917 года украинские церковные лидеры предпринимали попытки создать автономную юрисдикцию, которая, однако, долгое время не была признана другими каноническими православными церквями (1919–1934, 1942–1944, 1989–2001).
Хотя Украинская православная церковь остаётся доминирующей религиозной организацией, в Украине также ощущается относительно сильное влияние других христианских церквей.
Миссия Римско-католической церкви в Украине началась в конце I тысячелетия н.э. Уже в 960 году император Оттон I Великий основал миссию в Киеве под руководством монаха Адальберта, первого «епископа Руси». Постоянное присутствие Римско-католической церкви началось в XII веке с поселения доминиканцев. После успешных польских и венгерских завоеваний в XIII веке на западе Украины были основаны новые епархии (в том числе во Львове, Луцке и Каменце-Подольском), которые существуют и по сей день.
Позже, особенно в период, когда Украина была частью Речи Посполитой, были зафиксированы случаи перехода в латинский обряд. Однако католицизм в основном оставался религией национальной идентичности для польского, словацкого и венгерского меньшинств. В начале XXI века в Украине насчитывалось 7 римско-католических епархий с 807 приходами и 50 монастырями. Глава церкви, архиепископ Львовский Марьян Яворский, в январе 2001 года был возведён в сан кардинала.
Второй ветвью католической церкви в Украине является Украинская греко-католическая церковь, созданная в 1596 году после Брестской унии. В рамках этой унии пять из семи православных епископов Речи Посполитой признали верховенство папы и учение Римско-католической церкви. Им было разрешено сохранить православную литургию и обряды. К новой церкви относились терпимо и даже поддерживали её, когда Украина была частью Речи Посполитой (до конца XVIII века), Австро-Венгрии (1772–1914) или Польши (1920–1939). Однако она считалась антинациональным институтом, и против неё выступало казачество (ведущая национальная сила в XVII и XVIII веках). Позже она была полностью запрещена в той части Украины, которая в XVIII веке вошла в состав Российской империи, а после Второй мировой войны — в Советском Союзе.
В 1946 году все епископы и сотни монахов и священников были заключены в тюрьму, а все приходы были переданы Русской православной церкви. Украинская греко-католическая церковь продолжала функционировать за пределами Украины и окончательно возобновила свою деятельность в Украине после 1989 года. В 1990-х годах она стала второй по количеству приходов (3 317) религиозной организацией в стране. В настоящее время её приходы объединены в девять епархий и три экзархата. Кроме того, по всему миру существует 17 епархий и экзархатов церкви.
Мукачевская греко-католическая епархия, созданная после отдельной Ужгородской унии с Римом в 1646 году, функционирует в Украине автономно от других структур церкви. Она управляется непосредственно Ватиканом и находится в тесной связи с Русинской греко-католической церковью, которая была основана в США украинцами и русинами из Карпатского региона. Визит папы Иоанна Павла II в Украину в июне 2001 года стал чрезвычайно важным событием для обеих ветвей католической церкви.
В отличие от православия и католицизма, протестантизм никогда не был широко влиятельным в украинском обществе, несмотря на два периода знакомства с протестантскими идеями и распространения протестантских деноминаций. В XVI и XVII веках в Украине появился классический протестантизм в форме кальвинизма (Реформатская церковь), антитринитаризма и социнианства. В Галиции, на Волыни и в центральной Украине появилось около 200 протестантских общин, но из-за сильного противодействия со стороны казаков и официальных государственных запретов протестантизм почти полностью исчез к началу XVIII века.
В середине XIX века под влиянием немецких колонистов баптизм распространился в южных и центральных регионах Украины. В течение следующих десятилетий баптистские общины значительно выросли. В то же время в первой половине XX века возникло меньшее количество общин адвентистов, пятидесятников и свидетелей Иеговы (последние — на западе Украины), которые существуют и поныне.
Протестантизм сегодня приобретает всё большее значение в Украине: почти 50 протестантских деноминаций объединяют 27% всех зарегистрированных религиозных организаций (около 6 800). В ряде регионов количество протестантских общин превышает число приходов более традиционных церквей. Судя по количеству приходов, Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов на тот период являлся одной из крупнейших баптистских организаций в Европе.
В Украине также традиционно проживают приверженцы нехристианских религий. Иудаизм известен здесь с X века, а в XV и XVI веках произошла обширная иммиграция западноевропейских евреев через Польшу. Они основали 79 городов и местечек, разбросанных по всей стране. Затем, в XVIII веке, Украина стала родиной одного из самых влиятельных течений в иудаизме — хасидизма. Его основатель, Баал Шем-Тов (Бешт) (1698–1760), родился в украинской Галиции и провёл большую часть своей жизни в Карпатском регионе и в городе Меджибож. Другие известные хасидские мыслители, такие как Йосеф Коэн, Леви Ицхак и Гершон Кутовер, а также основоположники научного иудаизма Соломон Рапопорт и Нахман Крохмаль, также работали в Украине.
Еврейская община сильно пострадала за свою историю. Сотни местных еврейских общин были уничтожены во время восстания под руководством Богдана Хмельницкого в середине XVII века. Ещё множество евреев было убито во время погромов в начале XX века. Однако самой страшной трагедией стал Холокост во время Второй мировой войны, когда была систематически уничтожена значительная часть еврейского населения. Сегодня, после массовой эмиграции в 1970-х и 1990-х годах, в Украине осталось менее полумиллиона евреев. Они создали 230 общин (включая хасидские и реформистские синагоги) и несколько десятков еврейских организаций.
Непрерывная история мусульманской общины начинается в XI веке, когда киевские князья приглашали мусульман на военную службу. В результате в различных городах были созданы небольшие исламские общины. Наиболее интенсивное распространение ислам получил на Крымском полуострове, где местное татарское население приняло его в XIV веке при хане Узбеке. С 1475 по 1774 год Крымское ханство находилось под протекторатом Османской империи. Нападения на христианские земли ставили казаков в постоянную оппозицию к крымским татарам.
С момента включения Крыма в состав Российской империи в 1783 году и до революции 1917 года ислам продолжал своё развитие без серьёзных конфликтов с другими религиями, но в 1930-х годах он был серьёзно подорван атеистической политикой Советского Союза. Религиозная жизнь практически прекратилась после того, как в 1944 году Сталин депортировал всех крымских татар с их этнической родины. Крымские татары начали возвращаться в Крым в 1980-х годах, а в 1990-х исламские традиции стали возрождаться в Крыму и на всей территории Украины. Сегодня в стране действует около четырёхсот мусульманских общин (305 из которых находятся в Крыму) под руководством трёх отдельных духовных центров.
Армянские колонии существовали с IV века в Крыму и на северном побережье Чёрного моря. Дополнительные группы армян переселились в Украину (в основном в Галицию и на Волынь) во время миграций в XI, XIII и XIV веках. В 1365 году глава Армянской Апостольской Церкви (Святой Престол Эчмиадзина) назначил епископа для украинских армян с центром во Львове. В 1630 году этот епископ, Николай Торосович, подписал унию с Римом и основал Львовскую архиепископию Армянской католической церкви. Все учреждения обеих церквей были ликвидированы в 1945 году. В постсоветский период около 16 общин Армянской апостольской церкви и одна община Армянской католической церкви возобновили свою деятельность.
Крым и Украина в целом были одним из самых известных центров развития караимов — этнорелигиозной группы, происходящей от последователей течения в иудаизме, которое отвергает Талмуд и признаёт только авторитет Торы. Украинские караимы со временем восприняли некоторые местные обычаи, что привело к формированию самобытной религиозной традиции. Караимы находились в Крыму по крайней мере с VIII века; в XIII веке они создали новые поселения в нескольких городах Западной Украины. В конце XIX века Крым был мировым центром караизма. Полностью запрещённые в советское время, караимы открыли восемь общин в постсоветскую эпоху.
Отражая международные тенденции, в 1990-е годы Украина стала местом интенсивного роста новых религиозных движений. Хотя существует множество малочисленных религиозных групп всех типов, у них нет большого числа последователей. Среди новых христианских групп — Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Новоапостольская церковь, Армия спасения, Церкви Христа, Сведенборгианское движение и многие харизматические группы (около 300 общин). Существует одна группа с восточно-христианскими корнями — Богородичный центр («Церковь Божией Матери Преображающейся»).
Восточные религии представлены Международным обществом сознания Кришны, необуддистами (включая несколько общин тибетских буддистов), последователями Шри Чинмоя, Трансцендентальной медитации, Сахаджа-йоги и многими другими небольшими группами. К группам, стремящимся к универсальному синтезу религий, относятся Движение Объединения, вера Бахаи и специфически украинское Великое Белое Братство. Лидеры братства стали известны далеко за пределами Украины, когда предсказали конец света на ноябрь 1993 года и попытались захватить для проведения молебна самую известную христианскую святыню Украины — Софийский собор (1037 год) в Киеве.
Как и во многих европейских странах, в последнее десятилетие наблюдается возрождение неоязычества, которое в Украине включает в себя поиск древнеславянских корней. В стране существуют два основных течения: Родная Украинская Национальная Вера (РУНВера), которая ориентируется на монотеистическую идею Дажбога, и Родноверие, которое в основном является политеистическим.
Существует широкий спектр западных эзотерических групп, включая Теософское общество (основанное Еленой Блаватской, которая родилась в Украине) и Братство Святого Грааля. Американские представители этой традиции, действующие сейчас в Украине, включают Церковь Саентологии, Церковь Христа (сайентист) и «Религиозную науку» (Наука Разума).
Несмотря на то, что количество общин новых религий относительно велико, Украина остаётся страной, где преобладают традиционные религиозные взгляды. Согласно социологическим исследованиям начала 2000-х годов, 61% населения определял себя как православных, 8% — как греко-католиков, 2% — как римо-католиков, 3% — как протестантов и только 1% — как приверженцев малочисленных групп. При этом 25% являлись неверующими или не относили себя ни к одной религиозной группе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?