Религия в Украине читать ~12 мин.
В дохристианский период на территории нынешней Украины среди славянских и неславянских племён, населявших регион, преобладали различные формы язычества. Анимизм и вера в богиню-мать были основной верой киммерийцев (IX-VII века до н.э.); боги Таби, Папа и Апи были основными божествами в пантеоне скифов (VII-III века до н.э.); культ Солнца, огня и Великой богини Астарты был глубоко распространён среди сарматов (второй век до н.э. – четвёртый век н.э.); вера в призраков и разнообразные природные и социальные силы была характерна для верований готов и гуннов (третий-пятый века н.э.).
Самобытное язычество местного славянского населения развивалось на собственной основе, но в тесном взаимодействии с неславянскими влияниями. Несколько десятков богов и бесчисленные призраки образовали политеистическую систему восточноевропейских славян, в которой Перун (бог молнии и дождя), Дажьбог (бог Солнца) и Сварог (бог неба и огня) возглавляли пантеон. До принятия христианства славянский политеизм, казалось, плавно переходил в геотеизм с наиболее интенсивным поклонением Перуну.
Первая попытка евангелизации Киевской Руси была предпринята в 866 году (или через год-два) во времена князей Аскольда и Дира. Хотя это событие не оставило серьёзных следов в религиозной истории Украины, оно стало первой прямой встречей с византийским христианством (хотя до этого Киевская Русь имела спорадические знакомства с другими христианскими ветвями – арианством, армянским монофизитством, манихейством и даже несторианством).
Официальное обращение восточноевропейских славянских племён в христианство началось после массового крещения славян в 988 году при великом князе Владимире, который впоследствии был канонизирован и стал одним из самых популярных местных святых. Поскольку обращение произошло благодаря усилиям священников из Константинополя, последующая церковная история вытекала из контекста восточного христианства в целом и византийской традиции в частности. С тех пор восточное православие является главным духовным институтом в Украине. Его историю можно разделить на три основных периода. В течение семи веков (988-1686) Киевская митрополия находилась под властью Вселенского патриархата в Константинополе; в 1696 году она была включена в состав Русской православной церкви (Московский патриархат). В 1918 году начался период борьбы за независимость от Московского патриархата.
В течение первых веков после официального обращения Киевской Руси, хотя влияние язычества оставалось сильным, православие распространилось по всей земле. Православная церковь стала обязательным и официальным институтом в стране. Она способствовала развитию письменности, образования, права, архитектуры, социальной и политической жизни, укреплению семейных ценностей и трансформации межличностных отношений. Также зародилась своя монашеская традиция. Киево-Печерский монастырь второй половины XI века является самым известным монастырским центром того времени.
После монгольского нашествия киевские митрополиты некоторое время (1240-1458) не имели постоянного места жительства. Они перенесли фактическое место своего пребывания в северную часть страны (Владимир, Суздаль и, наконец, Москва), сохранив при этом свой старый титул – митрополит Киевский (Киевский) и всея Руси. В результате епископы начали создавать новую идентичность (отдельную от киевского наследия) северно-русского национального самосознания с центром в Москве. В то же время в южной (украинской) части бывшей Киевской Руси существовало стремление сохранить все привилегии Киевской церкви.
В 1458 году Московская митрополия объявила о своей автокефалии от Киевской, а через 10 лет – о полном отделении. Она все ещё существовала как независимая структура, когда в 1596 году часть её духовенства, включая епископов, подписала Брестскую унию, по которой некоторые из них перешли в Римско-католическую церковь. Многие из православных и католиков восточного обряда были насильно присоединены к Русской православной церкви, начиная с 1686 года. Москва и Киев были воссоединены, но на этот раз контроль осуществлял Московский патриархат. В течение последующих столетий украинская церковь утратила многие из своих уникальных церковных особенностей.
На протяжении 20 века Украинская православная церковь чередовалась между двумя совершенно противоположными позициями, сначала как юрисдикция в составе Московского патриархата, принявшая форму экзархата (1921-1942, 1945-1990), а затем как формально автономная церковь (1918-1921, 1942-1944, 1990-2001). После русской революции украинские лидеры начали попытки существования в качестве автономной юрисдикции, хотя пока и непризнанной другими каноническими православными общинами (1919-1934, 1942-1944, 1989-2001).
Хотя Украинская православная церковь остаётся доминирующей религиозной организацией, в Украине также ощущается относительно сильное влияние других христианских церквей.
Миссия Римско-католической церкви в Украине началась в конце первого тысячелетия нашей эры. Уже в 960 году король Оттон I основал миссию в Киеве под руководством монаха Адальберта как первого «епископа Руси». Постоянное присутствие Римско-католической церкви началось в 12 веке с поселения доминиканцев. После успешных польских и венгерских завоеваний в 13 веке на западе Украины были основаны новые епископальные земли (в том числе Львов, Луцк и Каменец-Подольский), которые существуют до сих пор.
Позже, особенно в период, когда Украина была частью Польско-Литовского государства, были зафиксированы некоторые случаи обращения в латинский обряд Римско-Католической Церкви, хотя католицизм в основном оставался религией национальной идентичности польских, словацких и венгерских меньшинств в стране. В начале нового века в Украине насчитывается 7 римско-католических епархий с 807 приходами и 50 монастырей. Глава церкви, архиепископ Львовский Марьян Яворский, в январе 2001 года был назначен кардиналом.
Второй ветвью католической церкви в Украине является Украинская греко-католическая церковь, созданная в 1596 году после Брестской унии, в которой пять из семи украинских православных епископов признали папское верховенство и учение Римско-католической церкви. Им было разрешено сохранить православную литургию и обряд. Новую церковь терпели и даже поддерживали, когда Украина была частью Польско-Литовского (до конца XVIII века), Австро-Венгерского (1772-1914) или Польского (1920-1939) государств. Но она была объявлена антинациональным институтом и против неё выступало казачество (главная национальная сила в XVII и XVIII веках); позже она была полностью запрещена в той части Украины, которая в XVIII веке вошла в состав Российской империи, а после Второй мировой войны – в Советском Союзе.
В 1946 году все семь епископов и сотни монахов и священников были заключены в тюрьму, а все приходы были переданы Русской православной церкви. Украинская греко-католическая церковь продолжала функционировать за пределами Украины, и окончательно восстановила свою деятельность в Украине после 1989 года. В 1990-х годах она стала второй религиозной организацией в Украине по количеству приходов (3 317). В настоящее время они объединены в девять епархий и три экзархата. Кроме того, существует 17 епархий и экзархатов церкви по всему миру.
Мукачевская греко-католическая епархия (созданная после отдельной Ужгородской унии с Римом в 1646 году) функционирует в Украине автономно от других структур церкви. Она управляется непосредственно Ватиканом и находится в тесной связи с Рутенской католической церковью, которая была основана в США украинцами и русинами из Карпатского региона. Визит в Украину Папы Римского Иоанна Павла II в июне 2001 года стал чрезвычайно важным событием для обеих ветвей католической церкви.
В отличие от православия и католицизма, протестантизм никогда не был действительно влиятельным в украинском обществе, несмотря на два периода более близкого знакомства с протестантскими идеями и даже некоторое насаждение протестантских деноминаций. В XVI и XVII веках в Украине появился классический протестантизм в форме кальвинизма (Реформатская церковь), антитринитаризма и социнианства. В Галиции, Волыни и центральной Украине появилось около 200 протестантских общин, но из-за сильного противодействия протестантизму со стороны казаков и официальных государственных запретов протестантизм почти полностью исчез к началу XVIII века.
В середине 19 века под влиянием немецких колонистов баптисты переселились в южные и центральные регионы Украины. В течение следующих десятилетий около 5% населения Украины стали членами баптистской церкви. В то же время в первой половине 20-го века возникло меньшее количество общин адвентистов, пятидесятников и свидетелей Иеговы (последние – на западе Украины), которые существуют и поныне.
Протестантизм сегодня приобретает все большее значение в Украине: почти 50 протестантских деноминаций объединяют 27% существующих религиозных общин (около 6 800 организаций). В ряде регионов количество протестантских общин превышает количество приходов более традиционных церквей. Судя по количеству приверженцев, Баптистская церковь Украины в настоящее время является крупнейшей баптистской организацией в Европе.
В Украине также традиционно проживают приверженцы нехристианских религий. Иудаизм был основан в 10 веке, а в 15 и 16 веках произошла обширная иммиграция западноевропейских евреев через Польшу. Они основали 79 городов, разбросанных по всей стране. Затем, в 18 веке, Украина стала родиной одного из самых влиятельных еврейских движений современности – хасидизма. Его основатель, Баал Шем-Тов (Бешт) (1698-1760), родился в украинской Галиции и провёл большую часть своей жизни в регионе возле Карпатских гор и в городе Меджибиж. Другие известные хасидские мыслители – Йосеф Коэн, Леви Ицхак и Гершон Куртовер, а также основатели научного изучения иудаизма – Соломон Паппопорт и Нахман Крохмаль – работали в Украине.
Еврейская община также сильно пострадала за эти годы. Триста местных еврейских общин с их жителями были уничтожены во время войны за независимость Украины под руководством Богдана Хмельницкого в середине XVII века. Ещё много евреев было убито во время антиеврейских погромов в начале 20-го века. Однако самой значительной трагедией стал Холокост во время Второй мировой войны, когда 98% еврейского населения было систематически уничтожено. Сегодня, после массовой эмиграции в 1970-х и 1990-х годах, в Украине осталось менее полумиллиона евреев. Они создали 230 общин (включая хасидские и реформистские синагоги) и несколько десятков еврейских организаций.
Непрерывная история мусульманской общины начинается в 11 веке, когда киевские князья пригласили мусульман в страну на военную службу. В результате в различных городах были созданы небольшие исламские общины, хотя наиболее интенсивное распространение ислама произошло на Крымском полуострове, где местное татарское население приняло ислам в 14 веке при хане Узбеке. С 1475 по 1774 год крымско-татарское исламское государство находилось под покровительством Османской империи. Нападения на украинских христиан поставили казаков в постоянную оппозицию к крымским татарам.
С момента включения Крыма в состав Российской империи в 1783 году и до революции 1917 года ислам продолжал своё развитие без серьёзных конфликтов с другими религиями, но в 1930-х годах он был серьёзно подорван атеистической политикой Советского Союза. Он полностью исчез после депортации Сталиным всех крымских татар с их этнических родинок в 1944 году. Крымские татары начали возвращаться в Крым в 1980-х годах, а в 1990-х годах исламские традиции начали возрождаться в Крыму и на всей территории Украины. Четыреста мусульманских общин (305 из которых находятся в Крыму) существуют сейчас в Украине под руководством трёх отдельных духовных центров.
Армянские колонии существовали с четвёртого века в Крыму и на северном побережье Чёрного моря. Дополнительные армяне переселились в Украину (в основном в Галицию и Волынь) во время интенсивной миграции в 11, 13 и 14 веках. В 1365 году глава Армянской Апостольской Церкви (Святой Престол Эчмиадзина) назначил епископа для украинских армян с центром во Львове. В 1630 году этот епископ (Михаил Торосович) подписал унию с Римом и основал Львовскую архиепископию Армянской католической церкви. Все учреждения обеих церквей были разрушены в 1945 году, однако в посткоммунистический период около 16 общин Армянской апостольской церкви и одна Армянской католической церкви восстановили свою деятельность.
Крым в частности и Украина в целом были одними из самых известных центров развития караимов – еврейской группы, которая отвергает Талмуд и признает только авторитет Торы. Украинские верующие добавили некоторые языческие практики и стали новой религией, не имеющей прямой связи с другими караимскими ветвями в мире. Караимы были в Крыму по крайней мере с восьмого века; в 13 веке они создали новые поселения в нескольких городах Западной Украины. В конце 19 века Крым был мировым центром караизма. Полностью запрещённые в советское время, караимы открыли восемь общин в постсоветскую эпоху.
Отражая международную тенденцию в религиозном мире, Украина стала местом интенсивного роста новых религиозных движений в 1990-е годы. Хотя существует множество малочисленных религиозных групп всех типов, они не имеют большого количества последователей. Среди вновь прибывших христианских групп – Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Новоапостольская церковь, Армия спасения, Церкви Христа, Сведенборгианское движение и многие харизматические группы (около 300 общин). Существует одна группа с восточно-христианскими корнями – Церковь Преображения Божьей Матери, русская марианская церковь.
Восточные религии представлены Международным обществом сознания Кришны, необуддистами (включая несколько общин тибетских буддистов), последователями Шри Чинмоя, Трансцендентальной медитации, Сахаджа-йоги и многими другими небольшими группами. К группам, стремящимся к универсальному синтезу религий, относятся движение «Объединение», вера Бахаи и специфически украинское Великое Белое Братство. Лидеры братства стали известны далеко за пределами Украины, когда они предсказали конец света на ноябрь 1993 года, тогда же они попытались захватить и поклониться в самой известной христианской святыне Украины – Софийском соборе (1037 год) в Киеве.
Как и во многих европейских странах, в последнее десятилетие наблюдается возрождение неоязычества, которое в Украине включает поиск древнеславянских корней. В стране существуют два основных представителя – Родноверие, которое ориентируется в основном на монотеистическую идею Дажьбога, и Родная Украинская Национальная Вера, которая принимает политеизм.
Существует широкий спектр западных эзотерических групп, включая Теософское общество (основанное Еленой Блаватской, которая родилась в Украине) и Братство Святого Грааля. Американские представители этой традиции, действующие сейчас в Украине, включают Церковь Саентологии, Церковь Христа, Саентиста и Религиозную науку (Наука разума).
Несмотря на то, что количество общин новых религий относительно велико, Украина остаётся страной, в которой преобладают традиционные религиозные приоритеты и пристрастия. Согласно последним социологическим исследованиям, 61% населения определяет себя как православных, 8% – как греко-католиков, 2% – как римско-католиков, 3% – как протестантов и только 1% – как приверженцев малочисленных групп; при этом 25% являются атеистами или не относят себя ни к одной религиозной группе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?