Униатская (греко-католическая) церковь читать ~6 мин.
Униатская церковь следует православным обрядам и практикам, но признает власть Папы Римского. Она возникла в XVII веке, когда духовные лидеры Восточной православной церкви осознали необходимость реформ.
На церковных лидеров в Польше повлияла агрессивная тактика Римско-католической церкви и её духовенства во время католической Реформации. Они также были обеспокоены растущим влиянием Русской православной церкви на жителей восточной Польши и Украины. Таким образом, образование униатской церкви имело как религиозные, так и политические причины и последствия. Однако, в конечном счёте, неспособность униатской церкви привлечь большинство верующих на Украине и в восточной Польше помогла расширяющейся Российской империи легче ассимилировать их.
Западная и Восточная церкви пережили великий раскол в 1054 году. Периодически обсуждался вопрос о воссоединении, но две половины христианства так и не смогли урегулировать свои разногласия. В 1439 году на Флорентийском соборе был принят декрет о воссоединении, согласно которому православные церкви, признавшие власть римско-католического папы, могли сохранить свои традиционные православные обряды, литургию и практику. Флорентийская уния была осуждена православными лидерами вскоре после её подписания, но официально она оставалась в силе.
К концу XVI века многие лидеры православного духовенства в Восточной Европе сомневались в состоянии своей церкви. Объединяющим центром православной церкви всегда был Константинополь. Когда в 1453 году этот город пал перед турками-османами, власть патриарха была ослаблена. В 1589 году в Москве было создано независимое патриаршество, и его патриархи претендовали на юрисдикцию над православным духовенством Литвы и Украины.
Православное духовенство само стало движущей силой объединения восточной православной и римско-католической церквей. Они понимали, что низшее духовенство в основном необразованно, коррумпировано и деморализовано, а аристократы в польских провинциях Украины и Литвы быстро переходят в протестантизм или католицизм. В этих условиях народные массы были невежественны в вопросах веры, следовали суеверным обычаям и в целом не понимали связи между религией и моралью.
В 1588 году православный патриарх Константинополя Иеремия совершил поездку по Польше и Восточной Европе, но его комментарии и действия были расценены как бестактные и мешающие. В 1590 году Гедеон Балабан, епископ Львовский, на тайном собрании православных епископов в Белзе выдвинул идею унии с Римом. Трое других, Кирилл Терлецкий, Дионисий Збирийский и Леонтий Пельчицкий, встали на сторону Балабана и согласились изучить этот вопрос. Позже к ним присоединился Ипатий Потий из Владимира, недавно рукоположённый дворянин и бывший кальвинист. Он и Терлецкий стали лидерами партии сторонников союза.
Заговорщики провели ряд тайных встреч с представителями польского короля, католическими епископами и папским нунцием. В июне 1595 года четыре православных епископа согласились привести свои церкви к унии с Римом. В обмен на гарантию соблюдения традиционной православной литургии и обрядов, а также таких практик, как право священников на брак, они признали верховную власть папы в вопросах веры и догматики. В конце 1595 года Терлецкий и Потий отправились в Рим, где папа Климент VIII официально признал их союз.
Когда эта новость была объявлена, она повергла православное сообщество в смятение. Основные возражения были направлены не столько против самой идеи унии, сколько против тайного способа, которым она была заключена. В 1596 году в Бресте был созван церковный собор (собор), на котором большинство представителей высказались против унии.
Терлецкий и Потий признали, что компромисса быть не может. В результате Брест-Литовской унии была создана униатская церковь (также называемая греко-католической). Большинство простых людей, а также шляхта отказались принять унию, в то время как большинство православного духовенства присоединилось к униатской церкви.
У сторонников униатской церкви были как духовные, так и светские соображения. Присоединение к престижной и хорошо организованной католической церкви в Польше навязало бы столь необходимые порядок и дисциплину среди православных и повысило бы авторитет епископов над низшим духовенством и мирянами. Агрессивные усилия польских иезуитов, особенно в области образования, убедили многих в том, что католическая церковь может многое предложить.
Равенство с католической церковью также уменьшило бы вероятность того, что православные дворяне или купцы будут обойдены правительством при назначении на должности в пользу католиков. Король Польши Сигизмунд III пообещал предоставить униатским епископам права и привилегии, которыми пользуются епископы католической церкви. Будучи набожным католиком, Сигизмунд выступал за привлечение большего числа своих подданных в свою церковь. Он также понимал, что униатская церковь, подчиняющаяся папе, разорвёт религиозные связи жителей Украины и Литвы с Москвой. В итоге, как он надеялся, будет легче ассимилировать эти регионы в Польшу.
Неспособность убедить большинство православных последователей присоединиться к униатской церкви привела к религиозной напряжённости и усилила уже существующий раскол в обществе. Начиная с 1597 года, с памфлета под названием «Брестская уния и её защита», началась оживлённая религиозная полемика. Основными сторонами были польские иезуиты и православные дворяне. Казаки Украины, стремясь сохранить свою независимость, несколько раз в течение XVII века поднимали восстания, отчасти желая защитить старую веру.
Одним из недостатков православной церкви было отсутствие иерархии после Брестской унии. Только в 1620 году, когда Иоб Борецкий был рукоположён патриархом Иерусалимским в митрополита Киевского, у православной церкви появился единый лидер. Униатская церковь протестовала против этого, как им казалось, незаконного акта, но польское правительство в конце концов признало Борецкого, чтобы успокоить казаков. Конфликт продолжался и по поводу владения церковной собственностью.
В 1623 году униатский архиепископ Полоцкий был убит толпой при попытке захвата двух православных церквей. В 1628 году в Киеве и Львове были проведены общие соборы для примирения, но они не увенчались успехом.
Споры между конфессиями были настолько разрушительными, что в 1632 году польское правительство санкционировало компромисс. Православная иерархия была официально признана, а церковное имущество было разделено между униатской и православной церквями.
При Петре Могиле, избранном православным патриархом Киевским в 1632 году, православная церковь стала более систематизированной и пережила возрождение, установив более тесные связи с Московским патриархатом. Когда на Украине вспыхнула революция против польского правительства, казацкие лидеры обратились за помощью к Москве, частично обосновывая свою просьбу религиозными соображениями. После хронических военных действий на Украине большая часть территории к концу века вошла в состав России.
Униатская церковь попыталась объединить две основные христианские веры, позволив православным занять промежуточную позицию. Однако в конечном итоге она способствовала расколу общества на Украине, что облегчило России захват этой провинции.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?