Успение читать ~10 мин.
Успение – это западное название праздника, в который многие христианские церкви отмечают чудесное вознесение на небо тела Девы Марии после её смерти. Восточные православные христиане называют это событие Успением Богородицы и проводят двухнедельный пост, чтобы подготовиться к его празднованию 15 августа.
Традиционная история о переходе Марии из земной жизни в вечную славу была впервые записана в апокрифическом тексте под названием De Transitu Mariae примерно в начале пятого века. В то время культ Марии только начинал расцветать, поскольку в 431 году на Эфесском соборе она была официально провозглашена Богородицей (воплотившейся в своего сына Иисуса Христа).
Эфес – это ионический порт, куда святой Иоанн Евангелист, вероятно, привёз Марию после того, как Иисус поручил свою мать заботам своего любимого ученика во время распятия, и многие предполагают, что она умерла там во второй половине первого века.
Это был также крупный центр культа лунной богини плодородия Артемиды, к которой обычно обращались в полнолуние в середине августа, чтобы защитить виноградники и фруктовые деревья от града – точно так же, как утверждалось, что апостолы Христа предписывали молиться Марии о благословении виноградников и фруктов в день её праздника, который отмечается примерно в то же время. И все же, поскольку большинство паломников отправлялись в Иерусалим, чтобы посетить святые места, могила Марии вскоре была удобно расположена в Гефсиманском саду в этом городе. К 451 году на нём была построена церковь, посвящённая её Успению или «засыпанию» 15 августа. В том же году, когда император Восточной Римской империи Маркиан потребовал, чтобы тело Марии было перенесено в Константинополь, патриарх Иерусалимский Ювеналий ответил, что тело находится на небесах, поэтому монарху придётся довольствоваться её гробницей и плащаницей.

В отсутствие каких-либо реликвий тела Марии (что часто воспринимается как доказательство того, что она действительно была удалена с этой земли), к 590 году её одежда стала объектом культа в константинопольской церкви Влахерн. Это был год, когда император Маврикий сделал официальным празднование главного праздника в честь Марии 15 августа по всей империи. (Есть вероятность того, что первоначально он отмечал всю её жизнь, поскольку Успение ещё не было определено).
Ранее такой праздник отмечался также 18 января, следуя египетскому обычаю, который также был распространён в Галлии на Западе во второй половине шестого века. Но надпись 676 года из этой же области (ныне Франция) является первой, которая однозначно связывает 15 августа с праздником Успения, как он был известен на Западе.
В отличие от папы Сергия I, уроженца Греции, в правление которого (687-701) в Риме были введены четыре главных марианских праздника: Рождество Богородицы, Рождество Христово, Благовещение и Успение, многие западные христиане не решались следовать за восточными христианами в утверждении почти мгновенного телесного воскресения женщины, которую они считали Богородицей. Возможно, поэтому они предпочитали говорить об «Успении». Этот термин, впервые записанный в Галлии в 790 году, отличает пассивное воскрешение мёртвого тела Марии для возрождения в славной загробной жизни от активного «вознесения» воскресшего Христа. В X веке были даже те, кто говорил о двойном «Вознесении»: души Марии во время её Успения и её тела во время всеобщего воскресения в конце времён, которого оно должно было ожидать в нетленном виде в тайном месте погребения.
Хотя к XIV веку существовал общий консенсус относительно телесного воскресения Марии, папская булла под названием «Munificentissimus Deus», изданная папой Пием XII 1 ноября 1950 года и провозгласившая догмат Успения, не была принята православной церковью (не говоря уже о протестантских конфессиях). Ибо Восточная церковь считала, что эти сокровенные тайны и благочестивые догадки не должны провозглашаться открыто, как благая весть о публичной смерти и славном воскресении Иисуса Христа, но вместо этого к ним следует относиться со сдержанным, уважительным почитанием – примерно так, как это происходит в православных богослужениях по этому случаю.
Таким образом, когда французская католическая иерархия в то время консультировалась с эмигрировавшим русским митрополитом Владимиром о православной позиции в отношении Успения, он отослал их к этим текстам, поскольку «правильное учение» и «правильное богослужение» (два значения слова «православие») в литургии Восточной Церкви воспринимаются как одно и то же.
По словам православного светского богослова Владимира Лосского, «значение Воплощения Слова, таким образом, проявляется в конце земной жизни Марии», за две недели до завершения церковного календаря с его годовым циклом праздников.
Эта трезвость пронизывает всю жизнь восточных христиан в течение двухнедельного периода, известного как «Богородичный пост», предшествующего этому празднику и готовящегося к нему. Действительно, этот день сам по себе является днём строгого поста наравне с Сочельником, Страстной пятницей и Усекновением главы святого Иоанна Крестителя, которое происходит двумя неделями позже, 29 августа, когда восточные христиане подражают постнической жизни этого аскета-пророка в пустыне.
В Греции начало поста Богоматери 1 августа отмечено такими обычаями, как очищение всех медных горшков и приношение фруктов на церковные алтари. После первого из ежедневных ранних полуденных воззваний к Богоматери священники раздают эти подношения постящимся прихожанам. Надо сказать, что обильный урожай фруктов и помидоров в этот сезон позволяет относительно легко и не очень неприятно соблюдать строгую вегетарианскую диету, которую предписывает православная церковь для таких постов.
Когда наступает день Успения, во многих восточно-христианских странах во время церковных служб происходит благословение трав и семян. В Армении, следуя запрету на первые плоды урожая (который можно встретить во всем мире – например, на африканских праздниках Нового Яма), виноград не едят до тех пор, пока его не отнесут в церковь для благословения в ближайшее к Успению воскресенье и не раздадут верующим при выходе.
Считая этот праздник днём своих именин (во многих культурах он не менее важен, чем день рождения), женщины с именем Мария устраивают праздники в виноградниках или в своих садах. Согласно армянскому обряду благословения винограда, «через этот благословенный плод мы получим в нашем духе внятную благодать (Божьего) благословения, заслужив прощение и отпущение наших смертных грехов; чтобы быть также достойными причаститься от Древа жизни».
В Успенских гимнах Древо жизни отождествляется с Марией как виноградной лозой спасительного вина, поскольку считается, что в своём сыне Иисусе она принесла плод бессмертия, отнимающий горький вкус смерти, который ассоциируется с плодами Древа познания добра и зла.
На ионических островах Патмос и Корфу символическое ложе для Марии украшается цветами и проносится по улицам в торжественной процессии при свечах, по образцу Эпитафии мёртвого Христа в Страстную пятницу. Скопированная с утрени Страстной субботы (когда хоронят Христа), служба 17 августа на погребение Божией Матери является богословски сомнительным недавним дополнением к православному литургическому календарю.
В Греции Успение также является временем ежегодных массовых паломничеств к чудотворным иконам Марии на эгейских островах Тинос и Парос.
В Эфиопии на 13-й день Успенского поста (который там соблюдают все старше шести-семи лет) и в предшествующие ему дни традиционно проходит фестиваль битья кнутом, известный как Бухе. Во влажный сезон кнуты издают взрывной звук во влажном воздухе, и сельская местность наполняется эхом, когда пастухи трещат ими для развлечения. Бывали даже организованные битвы мужчин, молодых и старых, которые наносили друг другу удары, пока один из них не переставал терпеть боль. Битье кнутом продолжалось до ночи у костров, разбросанных по сельской местности, где люди ели дабо (цельнозерновой хлеб), специально выпекаемый для пастухов на Бухе.
На Западе, в День травы Богоматери, который в Центральной Европе назывался так, по крайней мере, с X века, победа Марии над смертью воплощалась в ароматных травах и цветах, которые люди приносили в церковь для воскурения и благословения, чтобы связать их в сноп и хранить весь год для защиты от болезней, бедствий и смертности (по тому же принципу, что и «запах святости», который исходит от неоскверненных тел многих умерших святых людей при эксгумации).
В Дюнкерке на севере Франции, хотя 15 августа также имеет качество поминальной службы и благословения, его важность заключается в том, что он посвящён чудесному обнаружению статуи Девы Марии в 1403 году во время строительства городских стен. Для этой статуи, названной Богоматерью Дюн, было построено святилище у ручья неподалёку от этого места.
Каждый год процессия рыбаков и их жён в традиционной фламандской одежде переносит статую с этого места на площадь Минек для благословения моря, приветствуемая воем сирен всех кораблей в порту. Затем спасательное судно выходит в море с несколькими вдовами моряков на борту, чтобы спустить на воду венки цветов в память о жертвах морских катастроф.
На юге Франции, в Ницце, на Успение (а также в праздник святых Петра и Павла 29 июня) также происходит благословение моря.
Во Франции в целом 15 августа часто становится поводом для большого семейного обеда – хотя бы потому, что это один из нескольких религиозных праздников, которые остались в гражданском календаре в качестве обязательных праздников, независимо от того, помнят ли люди об их религиозном значении.
В Шотландии в так называемый Праздник урожая Святой Марии из высушенного на солнце нового зерна вручную делают волшебный пирог бэннок, замешивают его на овечьей шкуре и выпекают на рябиновом костре, вокруг которого члены семьи ходят по солнцу, съедая по кусочку в порядке старшинства. Позже угли переносят в горшке по часовой стрелке вокруг фермы и полей, произнося при этом слова благословения Марии.
На Балеарских островах – испанском архипелаге в Средиземном море – в праздновании Успения часто участвуют танцоры в масках. В Италии в эту дату, наряду с христианскими праздниками, до сих пор проводятся древние местные ритуалы благодарения за урожай, например, воздвижение 30-метрового обелиска из соломы на площади Фонтанароза близ Авеллино к востоку от Неаполя. Немного севернее, на закате солнца, проходит процессия тракторов, покрытых соломенными украшениями, знаменующая праздник пшеницы Фольянизе близ Беневенто.
15 августа также является датой традиционных выставок работ мадоннари – уличных художников, которые используют цветные мелки для воспроизведения религиозных картин с изображением Мадонны на тротуаре. Затем они демонстрируют своё мастерство на площади перед церковью Санта-Мария-делле-Грацие в Куртатоне близ Мантуи в Ломбардии.
В европейском фольклоре Успение ознаменовало начало Тридцати дней Богоматери (до Крестовоздвижения 14 сентября), периода облегчения, когда звери и растения снова становились здоровыми, очищенными от угрозы моровой язвы летних «собачьих дней». Древние приписывали эти дни совместному жару солнца и Сириуса, самой яркой звезды неба, которая находится в созвездии Большого Пса, поскольку они восходят вместе примерно с 3 июля по 11 августа. Согласно трактату Плутарха об Исиде и её муже Осирисе, египтяне в Ифийаполисе – современном Эль-Кабе к югу от Фив – сжигали злого брата этого доброго бога, его убийцу Сета, в виде человеческих козлов отпущения (эта практика также была отмечена Юлием Цезарем среди галлов в майский день), а затем развеивали их пепел по ветру, чтобы очистить воздух. В отличие от Собачьих дней (по-латыни caniculares dies), благоприятные 30 дней, которые начинались 17 августа, также иногда называли Кошачьими ночами.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Коротко о музеях Парижа
- PAN Amsterdam собрала более 125 арт-дилеров и владельцев галерей
- Лондонская Национальная галерея намерена пресекать спекуляцию билетами на выставку Леонардо
- Питер Блейк сделал редизайн знаменитой обложки битлов
- Поиск таинственной фрески Леонардо «Битва при Ангьяри» прекращён
- Граффити от древнего мира до сегодняшних дней
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?