Вади-эль-Натрун читать ~5 мин.
Монастыри Вади-эль-Натрун в пустыне Скит, в 100 милях к западу от Каира, являются одновременно сердцем и основой коптского христианства, форпостами христианской ортодоксии в исламской атмосфере.
Вади – это сухое русло реки, которая много веков назад была рукавом Нила, находящегося сейчас на расстоянии 40 миль. За исключением орошаемых ферм монахов, это место засушливое, суровое и непривлекательное. Святой Иероним посетил это место в 385 году н.э. и сказал, что «такое ужасное место не может выдержать никто, кроме тех, кто обладает полной решимостью и высшим постоянством». Даже сейчас туда трудно добраться, но эта удалённость обеспечивала – и продолжает обеспечивать – как уединение для монашеской жизни, так и безопасность от преследований. Сегодня, несмотря на аскетизм и уединение, эти монастыри, одни из самых древних христианских монастырей в мире, переживают возрождение.
Многие образованные и талантливые молодые египетские специалисты принимают монашескую жизнь, несмотря на притеснения со стороны властей и исламский фундаментализм.
Монастыри – это убежища уединения, и ежедневный круг молитв с песнопениями, работы, поста и медитации продолжается, как и более 1 650 лет. Монашество зародилось в Египте благодаря святому Антонию Великому около 300 года н.э., а к 330 году некоторые из его учеников пришли в пустыню Скит. Первый монастырь был основан святым Макарием Старшим (300-390 гг.), личным учеником Антония, который пришёл в Скит отшельником, но вскоре оказался в окружении учеников, искавших его наставлений и руководства. В период своего расцвета Скит насчитывал более пятидесяти монастырей, четыре из которых сохранились до наших дней. Несколько других монастырей до сих пор существуют в других частях Египта, в некоторых из них всего несколько монахов, но Скит живёт и развивается.
Каждый из четырёх монастырей придерживается одних и тех же правил. День начинается в 3:00 утра с торжественного пения псалмов и молитв в течение нескольких часов и заканчивается на рассвете Евхаристией. Каждый монах также ежедневно проводит период уединённой медитации. Монастыри, несмотря на свою аскетичность, обеспечивают себя, в основном, за счёт сельского хозяйства. Каждый из них окружён стенами высотой в сорок футов и толщиной в два ярда – наследие тех времён, когда пустынные кочевники совершали частые набеги. Будучи пацифистами, монахи отказывались защищаться и полагались на крепость – большую башню, в которую можно было войти и запереться, пока пустынные бедуины грабили это место.
Монастырские церкви всегда обращены к Иерусалиму, а рассадка в них происходит по строгой иерархии: священник в святилище, скрытом от всех деревянной ширмой с инкрустацией из слоновой кости и икон; секция для монахов и христиан; неф, где впереди стоят готовящиеся к крещению, за ними – нехристиане, а «плакальщики», публичные грешники, изгнаны в самый конец.
В каждом из четырёх монастырей – Сирийском, Святого Бишоя, Святого Макария и Богородицы (Барамус) – хранятся ценные произведения искусства, пережившие многочисленные разграбления. Во всех них можно найти иконы, датируемые уже пятым веком, великолепные инкрустации и ценные библиотеки древних рукописей. В каждом монастыре есть пещера или келья, в которой первоначально жил один из святых-основателей, и обширные коллекции реликвий. Двенадцать пап, возглавляющих Коптскую церковь, были избраны из святого Макария.
Каждый из монастырей имеет своё уникальное место. В монастыре сирийцев (также известном как монастырь Святой Богородицы) находится Древо Святого Ефрема – тамаринд, который появился на свет, когда святой Бишой ударил своим посохом в землю во время чудесной беседы со святым Ефремом. В сирийском монастыре находится Дверь Богородицы, сделанная из восьми панелей чёрного дерева, каждая с восемью панелями из слоновой кости, на всех изображены христианские сюжеты и легенды. В Святом Бишое хранится нетленное тело святого и Колодец мучеников. Именно здесь сорок девять монахов были замучены берберами, которые омыли свои мечи в колодце, а затем сбросили в него тела.
Парамос, также известный как Святой Макарий по имени своего основателя, является самым старым монастырём в Скиту. В настоящее время в нём проживает пятьдесят монахов, которые занимаются сельским хозяйством и содержат центр для уединения и конференций. В монастыре пять церквей, в одной из которых хранятся драгоценные мощи святого Моисея Чёрного, который был замучен в монастыре.
За пределами монастыря находится несколько пещер, в которых живут монахи-отшельники. Одна из них, Сарабамун, была скитом коптского папы Кирилла VI (1902-1971), и она популярна среди коптских паломников. Кирилл VI был Папой Римским с 1959 года до своей смерти и был выдающимся церковным деятелем, а также отличался святостью. Он построил собор Святого Марка в Каире и вернул мощи Святого Марка, которые были украдены венецианцами много веков назад. Он также основал эфиопских коптов как независимую ветвь ортодоксальной церкви.
Монахи питаются экономно, в основном вегетарианской диетой, с многочисленными длительными периодами поста: сорок три дня перед коптским Рождеством, три дня в память об Ионе во чреве кита, пятьдесят шесть дней Великого поста, с Пятидесятницы до 12 июля в память об апостолах, и две недели в середине августа в честь Успения Девы Марии. В дни поста едят один хлеб и суп, а в дни важных праздников добавляют овощное блюдо. После как минимум пяти лет пребывания в монастыре монах может стать отшельником, живущим в полном одиночестве в пещере в близлежащих скалах. Несколько последних коптских пап провели несколько лет в качестве отшельников.
В некоторых случаях в монастыре Барамус могут останавливаться посетители-мужчины, но только с пропуском из офиса патриарха, папы коптской церкви. Во время поста все посетители запрещены, даже дневные. Паломники, включая богатых и знаменитых, приходят в Скит с самых ранних времен.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Монастырь Святого Антония Египетского
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- Новое здание музея Сальвадора Дали во Флориде
- Ватикан признал, что картина «Мученичество Святого Лаврентия» не принадлежит кисти Караваджо
- Лондонский специалист по истории искусств раскрыл секреты живописи Караваджо
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?