Вади-эль-Натрун читать ~4 мин.
Монастыри Вади-эн-Натрун в Скитской пустыне, расположенные примерно в 95 км к северо-западу от Каира, — это сердце и оплот коптского христианства, форпосты православия в исламском окружении.
Вади — это высохшее русло древнего притока Нила, который теперь протекает в 65 км отсюда. За исключением орошаемых монастырских ферм, местность здесь засушливая, суровая и неприветливая. Посетивший эти края в 385 году святой Иероним Стридонский отмечал: “Такое ужасное место может выдержать лишь тот, кто обладает полной решимостью и высшим постоянством”. Удалённость, затрудняющая доступ к монастырям даже сегодня, обеспечивала и продолжает обеспечивать как уединение, необходимое для монашеской жизни, так и защиту от преследований.
Сегодня, несмотря на аскетизм и уединённость, эти древнейшие христианские обители переживают возрождение. Монашество зародилось в Египте благодаря святому Антонию Великому около 300 года, а уже к 330 году его ученики достигли Скитской пустыни. Первую общину здесь основал святой Макарий Великий (ок. 300–390), пришедший сюда отшельником, но вскоре собравший вокруг себя последователей.
В период своего расцвета в Скитской пустыне насчитывалось более пятидесяти монастырей, из которых до наших дней сохранились четыре. Хотя в других частях Египта существуют иные обители, где порой живёт всего несколько монахов, именно общины Вади-эн-Натрун активно развиваются. Многие образованные молодые египтяне принимают постриг, продолжая монашескую традицию, непрерывающуюся здесь уже более 1650 лет.
Все четыре монастыря живут по схожим правилам. День начинается в три часа ночи с многочасового пения псалмов и молитв, завершаясь на рассвете Божественной литургией. Каждый монах также ежедневно уделяет время уединённому размышлению. Обители обеспечивают себя в основном за счёт сельского хозяйства. Каждая окружена стенами высотой около 12 метров и толщиной почти два метра — наследие времён частых набегов кочевников. Будучи пацифистами, монахи не оборонялись, а укрывались в касрах — высоких башнях-крепостях, где пережидали, пока бедуины грабили монастырь.
Монастырские церкви традиционно ориентированы на восток. Внутреннее пространство разделено согласно строгой иерархии. Алтарь, где служат священники, отделён от остальной части храма деревянной алтарной преградой, украшенной иконами и инкрустацией из слоновой кости. Далее располагается зона для монахов и прихожан. В нефе стоят готовящиеся к крещению, за ними — иноверцы, а в самом конце — «кающиеся», публично отлучённые за грехи.
В каждом из четырёх монастырей — Сирийском (Дейр-эс-Суриан), Святого Бишоя (Дейр-Анба-Бишой), Святого Макария (Дейр-Абу-Макар) и Паромеос (Дейр-эль-Барамос) — хранятся бесценные произведения искусства, пережившие века грабежей. Здесь можно увидеть иконы V века, великолепную резьбу по дереву и слоновой кости, а также библиотеки древних рукописей. В обителях сохранились кельи святых основателей и многочисленные реликвии. Только из монастыря Святого Макария вышли двенадцать предстоятелей Коптской церкви.
Сирийский монастырь, посвящённый Пресвятой Богородице, знаменит Древом святого Ефрема. По преданию, тамаринд вырос из посоха святого Бишоя, который тот воткнул в землю во время беседы со святым Ефремом Сирином. Здесь же находится уникальная «Дверь пророчеств» IX века, украшенная панелями из чёрного дерева и слоновой кости со сценами из Священной истории. В монастыре Святого Бишоя покоятся нетленные мощи его основателя и находится «Колодец мучеников», где берберы предали смерти сорок девять монахов.
Монастырь Паромеос («монастырь римлян»), основанный святым Макарием, — старейший в Скитской пустыне. Сегодня в нём проживает около пятидесяти монахов, занимающихся сельским хозяйством; при обители действует центр для паломников и конференций. В одной из пяти церквей монастыря хранятся мощи преподобного Моисея Мурина (Чёрного), принявшего здесь мученическую смерть.
В окрестных скалах сохранились пещеры, где и сегодня живут монахи-отшельники. Одна из них служила скитом для будущего Папы и Патриарха Александрийского Кирилла VI (1902–1971), и теперь является местом паломничества. Став предстоятелем Коптской церкви в 1959 году, этот выдающийся церковный деятель, почитаемый за святость, построил новый собор Святого Марка в Каире и добился возвращения из Венеции мощей апостола. Он также даровал автокефалию Эфиопской православной церкви.
Питание монахов скромное, преимущественно вегетарианское, со строгим соблюдением постов: Рождественского (43 дня), Ниневийского (три дня в память о пророке Ионе), Великого (55 дней), Апостольского (до 12 июля) и Успенского (две недели). В постные дни пища состоит из хлеба и простой похлёбки; в праздники добавляются овощи. Проведя в монастыре не менее пяти лет, монах с благословения настоятеля может стать отшельником и поселиться в пещере. Некоторые из недавних предстоятелей Коптской церкви годами жили в отшельничестве.
Посетители-мужчины могут остановиться в монастыре Паромеос, но лишь с разрешения патриаршей канцелярии. Во время постов доступ в монастыри для всех посетителей, включая однодневных паломников, закрыт. Традиция паломничества в Скитскую пустыню, привлекавшая как простых верующих, так и знать, существует с глубокой древности.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Монастырь Святого Антония Египетского
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- Новое здание музея Сальвадора Дали во Флориде
- Ватикан признал, что картина «Мученичество Святого Лаврентия» не принадлежит кисти Караваджо
- Лондонский специалист по истории искусств раскрыл секреты живописи Караваджо
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?